МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г.НЕМАНА» КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Литературная игра
«По страницам рассказов Михаила Пришвина»
Составила: учитель высшей категории
Норвидене С.Н.
г.Неман, 2018г.
Цель: познакомить с творчеством писателя – натуралиста М.М.Пришвина.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков, через выполнение заданий, требующих совместных действий.
Развитие художественно-творческого потенциала, через рисование литературных героев.
Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: экран, компьютер, презентация, выставка книг с произведениями М. Пришвина, указатели «названия станций», конверты с буквами, жетоны, чистые листы, фломастеры, цветные карандаши, конверты с пазлами, призы.
Ход мероприятия.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина».
М.М.Пришвин.
(В библиотеке выставка детских рисунков по рассказам Пришвина).
Учитель: - Ребята, как вы думаете, бывают ли на свете волшебники? (Ответы).
Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет. Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил… Кто же был этот волшебник?
Библиотекарь: - А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.
(Показ фото писателя. Слайд 1, 2).
Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».
Он учил любить свою родную землю, беречь её. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!
(Слайд 3, 4).
Учитель: - Поднимите руки те, кто любит природу? Что нужно делать людям, чтобы не навредить природе? (Ответы).
Самое главное – это, чтобы всегда светило солнце.
(Обучающиеся исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»).
Учитель: - Мы отправляемся в путешествие по страницам книг Михаила Пришвина.
Начинается игра,
В путешествие пора!
- Выберите из коробочки жетон. (В коробке лежат жетоны зелёного, жёлтого, синего цвета. Дети выбирают жетоны).
- Займите место за тем столом, который соответствует цвету вашего жетона.
- Придумайте название своей команде. (Ответы детей). За правильные ответы вы будете получать жетоны. Какая команда наберёт большее количество жетонов – станет победительницей.
(Дети рассаживаются по командам в зависимости от цвета, выбранной карточки).
Первая станция - "Загадкино".
(Слайд 5).
Учитель: - Вам предстоит отгадывать загадки. Но загадки непростые. В них зашифрованы названия рассказов Пришвина. Первая загадка:
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
- Правильно! Так называется один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. Давайте его послушаем. Но будьте внимательны, в конце вас ждёт викторина.
(Библиотекарь читает рассказ «Дятел»).
(Слайд 6).
Библиотекарь: - Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.
Учитель: - Хорошо слушали? Тогда внимание – вопросы!
Викторина.
1.На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА)
(За правильный ответ вручается жетон).
2.С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ)
(За правильный ответ вручается жетон).
3. Как дятел повёл себя с шишкой (выбрать ответ):
а) выбросил новую шишку, чтобы освободить клюв и удалить старую шишку;
б) ничего не делал, сидел на ветке и смотрел по сторонам;
в) не выбрасывая новую шишку, освободил для неё место в развилине дерева, где у него защемляются шишки.
Библиотекарь: - Следующая загадка:
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (Ёж).
(Слайд 7).
- Про ежа у Пришвина тоже есть рассказ «Ёж».
(Библиотекарь демонстрирует книгу «Ёж»).
Учитель: - Узнаем, насколько хорошо вы знаете этот рассказ. Продолжим викторину.
- Вспомните, где автор нашёл ежа? (на берегу ручья).
- На что было похоже, когда ёжик «тукал»? (Автомобиль).
- В чём автор нёс ежа до дома? (В шляпе).
- Из чего ёжик смастерил себе подстилку для гнезда? (Из газеты).
- Что ночью ёжик таскал в гнездо? (Яблоки).
Задание группам. Соберите из частей картинку с ёжиком.
(Игра Пазлы «Ёжик»).
(Какая команда справилась, получает жетоны).
Учитель: - Следующая загадка.
Он в тайге хозяин строгий
Бродит в чащах без дороги.
Любит мёд, малину, рыбу,
Спит зимою без просыпу.
И с рожденья косолапый,
Вместо соски сосёт лапу,
Любит громко пореветь...
Подскажите кто? …(медведь)
(Слайд 8).
Учитель: - Отрывок из рассказа Пришвина «Медведь».
Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. “Зверушка какая-нибудь”, - подумал я.
(Игра-танец «Мишка Гумма Бер»)
Учитель: - А теперь отправляемся дальше.
Следующая станция - "Мастерская".
(Слайд 9).
Учитель: - Каждая команда получит конверт с буквами. Ваша задача составить из них слово.
(Пока команды собирают слова, звучит весёлая музыка. Самая быстрая команда получает жетон).
Учитель: - Слова у вас получились не простые. Это названия рассказов Пришвина. Первая команда, прочитайте своё название: «Филин».
Этот рассказ о том, как ночной хищник - филин устроил в тихом лесу переполох.
Учитель: - Вторая команда, прочитайте своё слово: «Лимон».
(Слайд 10).
Библиотекарь: - Этот рассказ вовсе не о тех лимонах, которые мы покупаем в магазинах, а о маленькой собачке, которая держала в страхе всех обитателей дома директора совхоза, где жил Пришвин. Подробнее о лимоне вы узнаете, если прочитаете рассказ.
Учитель: - А как называется следующий рассказ Михаила Михайловича Пришвина, нам скажет третья команда. «Силач».
Что же это за силач, мы сейчас узнаем (чтение рассказа "СИЛАЧ"). Рассказ состоит всего из двух предложений.
(Читает текст библиотекарь).
«Силач»
(Слайд 11).
Библиотекарь: - Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.
- Так о каком силаче шла речь? (О грибе).
Учитель: - Наше путешествие продолжается.
Третья станция - "Творческая".
Учитель: - Сейчас, ребята, покажут инсценировку рассказа М.Пришвина «Ребята и утята».
(Инсценировка рассказа «Ребята и утята»).
Творческое задание: (Слайд 12) - Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой нарисуйте и подпишите, какие герои вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.
(Звучит музыка).
(Команды по очереди читают свои списки. За правильные ответы команды получают жетоны).
Учитель: - Вот и завершается игра,
Подвести итог пора!
(По количеству жетонов определяется победитель игры).
Вручаются грамоты.