7
Киммерийский странник.
Сценарий литературно-музыкальной композиции по жизни и творчеству М.А.Волошина
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского поэта, жив-
шего в Крыму, М.А.Волошина, показать мудрость этого всесторонне
развитого человека, широту его души, высокий гуманизм, определив-
ший нравственную позицию поэта, художника и философа, сумевшего
в грозные годы гражданской войны встать над усобицей и защищать
и «тех» и «других».
Задачи: Развивать творческие способности учащихся, их
речевую и коммуникативную компетентность. Способствовать воспи-
танию у школьников интереса к истории Крыма, к русской литературе.
1й. Коктебель – поселок в 20км от Феодосии на побережье Коктебельской бухты у подножия горы Карадаг. Коктебель – топоним тюркского происхождения. Кок – синий, тебе – вершина, эль – край. Само название – поэтическое обозначение этого места.
2й. Если открыть путеводитель конца 19 – начала 20 в., можно найти упоминание: « Деревня Коктебель заселена болгарами. С проведением шоссе местность эта изменилась к лучшему: имеется даже гостиница для приезжающих».
3й. В конце ХIХ века Коктебельская долина представляла собой пустынное, почти не обжитое место. Безлюдные, забытые богом пространства ждали людей, способных превратить дикую местность в цветущий сад.
1й. Дешевые земельные участки привлекли сюда русскую интеллигенцию. И к 1912 году Коктебель является своеобразной культурной колонией. Но не пляжи и пустынные бухты, не скалы Карадага и мыс Хамелеон создали славу Коктебеля.
2й. В превращении этого края в известный всему миру поэтический край главную роль сыграл Максимилиан Александрович Волошин. Здесь был построен Дом поэта, который был и остается главной достопримечательностью поселка.
3й. Волошин строит дом в 1903 году буквально у моря. Ему 26 лет. У него широкий круг друзей на родине и за границей, с каждым днем растет его известность как критика и поэта. В этом доме все задумывалось так, чтобы гостей размещалось побольше и чтобы отдыхалось и работалось им поудобнее.
1й. Он был покорен красотой Восточного Крыма – Киммерии, совершая дальние походы в прекрасный и суровые в своей первозданности горы, солончаковые степи с крохотными озерцами.
4й. За неимением достаточных средств дом строили по частям почти десять лет. К стенам из дикого камня постепенно прилепились пристройки, терраски, балкончики, от чего здание приобрело вид маленького ажурного замка. Волошин строил его по образу и подобию своей души – широкой, щедрой, сложной.
5й. Он и был так задуман, как «приют муз», студия художника, мастерская поэта, келья философа – причудливый особняк на берегу киммерийской бухты…
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных извёсткой,
Вздыхает ветр, живёт глухой раскат
Волны, взмывающ ей на берег плоский,
Полынный дух и жёсткий треск цикад.
4й. Что Коктебель без Волошина и Волошин без Коктебеля!
Здесь сказка в сказку вплетена, здесь в песне — песня верно спета,--
И навсегда обручена с душой земли душа поэта!
5й. При жизни хозяина в нём побывало много людей, чьи имена и дела стали гордостью русской культуры 20 века. В Доме поэта гостили писатели:
Горький, Пришвин, Тренёв, конструктор Сергей Королёв,
1й. художники Петров-Водкин, Бенуа, Богаевский;
2й. подолгу жили, работали и творили писатели: Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Корней Чуковский,
3й. поэты: Марина Цветаева, Николай Гумилёв, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Бальмонт и Мандельштам, и ещё многие и многие другие.
4й. Всех этих деятелей культуры привлекали не только библейские холмы Коктебеля, не только сказочно-прекрасный Кара-Даг, поражающий своим величием, не только ласковое море и берег, усыпанный яшмой, сердоликом и халцедоном, но, прежде всего, Волошин — поэтический колумб Киммерии, человек больших знаний, сердечной теплоты и огромного сердца.
5й. В Доме поэта всегда царила творческая атмосфера. До обеда все работали, а вечерами собирались в мастерской или на вышке дома, читали написанное, обсуждали стихи, картины, спорили об искусстве, устраивали литературные конкурсы, дурачились, называя себя обормотами, а затем шли на берег моря слушать музыку волн.
1й. Максимилиана Волошина можно смело назвать человеком мира: столько дорог прошагал он по просторам земли. «За гроши пешком прошёл он почти всю Европу. В эти годы — он только впитывающая губка, я весь — глаза, весь — уши, странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Сардиния, Лувр, Ватикан… Учусь всему». Но, душа его всегда стремилась на Киммерийское побережье.
2й. А между тем Коктебель в Гражданскую превратится в арену войны большевиков и белогвардейцев, и Волошину суждено будет пережить голод и террор.
3й. Волошин, превыше всего ценивший человеческую жизнь (таково было его кредо), укрывал в своём доме раненых обеих сторон, независимо от того, к какому лагерю они принадлежали. После революции Волошин остался в Коктебеле, жил бедно, очень бедно, вынужден был отдать свой дом под бесплатный дом отдыха для писателей и тем самым сохранил его.
4й. Вернувшись весной 1917года в Крым, я уже более не покидаю его. Ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую — все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой.
5й. Ни война, ни революция меня не испугали…, я их ожидал давно и в формах, более жестоких. 19-й год толкнул меня к борьбе с террором, независимо от его окраски. Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека…
4й. Темой моей является Россия во всём её историческом единстве…, у меня есть стихи о революции, которые одинаково нравились и красным, и белым. Свой дом я превратил в приют для писателей и художников
1й. Свою любовь к родине поэт доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходили григорьевцы и А. Н. Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею».
2й. Не поддался он соблазну и в ноябре 1920 г., во время «великого исхода» из Крыма, перед вступлением туда войск Фрунзе. И в январе 1921 г., пройдя через все ужасы красного террора, при наступающем голоде, продолжал стоять на своем:
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
(«На дне преисподней», 1922)
3й. В то время поэт верил, что выпавшие на долю страны испытания посланы свыше и пойдут ей на благо:
1й. Но теперь все стало куда хуже: местные власти много раз рвались реквизировать дом, поэта пытались уплотнить. Волошина даже внесли в список кулаков и собирались выслать в Сибирь.
2й. Но у мягкого, как тесто, добродушного поэта всегда находился заступник. Волошин не зря много лет провел в Париже: он был по-французски обходителен и умел ладить со всеми.
3й. Утекло много времени. В советской литературе установилась новая иерархия, и после вышедшей в «Правде» разгромной статьи под ногами Волошина зашаталась земля. Поэта не печатали, и они с женой жили на то, что приносили бойко продававшиеся волошинские акварели, и остатки летней складчины.
5й. Сейчас к Волошину заглянул старый друг. Бывший эмигрант Алексей Толстой стал в СССР таким известным и влиятельным писателем, что за глаза его называли «красным графом». С Толстым они дружили всю жизнь, увидев его, поэт словно вернулся в молодость.
4й. ...В Коктебеле они гуляли по взморью, вспоминали молодость.
...Нещадно палило солнце, отяжелевший за последние годы, привыкший к обильному столу и дорогим винам Толстой искоса поглядывал на легко шагавшего босого Волошина:
5й. «Состарился, зимой перенес инсульт. Весь в болезнях, но как легко идет! А что ему: привык лазать по здешним горам, словно коза...»
4й. Он расспрашивал о жене, невысокой живой женщине без возраста с лицом деревенского мальчишки, и Волошин охотно отвечал:
— ...Мы познакомились во время Гражданской войны. Она работала фельдшерицей, но бросила службу, чтобы ухаживать за моей мамой, которая умирала долго, мучительно. Перед смертью мать просила меня: «Пожалуйста, не оставляй Марусю!»
5й. — А что же Маргоря? Ты совсем ее не вспоминаешь? Она тебе больше не пишет? И осекся: лицо Волошина окаменело.
Маргоря, Маргарита Сабашникова... Первая любовь и первая жена Максимилиана Волошина. Она оказалась его проклятием, хотя разобраться в том, кто из супругов больше испортил другому жизнь, не смог бы и царь Соломон. Но жениться им точно не следовало... Хотя писать стихи Макс стал гораздо лучше.
1й. И вот — записи Волошина 1932 г. «Быстро и неудержимо старею, и физически, и духовно» (23 января); «Дни глубокого упадка духа» (24 марта); «Хочется событий, приезда друзей, перемены жизни» (6 мая).
2й. В июле давняя и обострившаяся под конец астма осложнилась воспалением легких — и 11 августа, в 11 часов дня, поэт скончался. Ему было только 55 лет.
3й. Волошин завещал похоронить себя на вершине горы. Старики говорили, что это невозможно: могилу не выкопать – камень. Условились: в знак готовности могилы зажечь костер. В ту ночь в Коктебеле никто не спал. Около 2-х часов ночи на вершине горы вспыхнул огонь.
4й. С утра двор наполнился народом. Шли люди из окрестных сел, из Феодосии. Сосед-священник отслужил панихиду. С похорон расходились медленно. Старый болгарин, посмотрел на Кара-даг, где природой изваян профиль Волошина, задумчиво сказал: «Большому человеку и памятник природа поставила большой».
5й. Судьба была милостива к Волошину и в том отношении, что его архив сохранился с редкой полнотой (пережив и роковые для русской культуры тридцатые, и оккупацию Крыма немецкими фашистами в сороковых). Заслуга в этом прежде всего Марии Степановны Волошиной (1887 — 1976), но в чем-то это подходит под понятие чуда…
1й. Долгие годы все это богатство лежало под спудом — и лишь с конца 80-х все более мощным потоком начало поступать к читателю в журнальных и книжных публикациях. Так что только теперь мы
3й. Макс ушел, но Коктебель по-прежнему своеобразная поэтическая Мекка.
4й. Сюда приезжают творческие люди: поэты, художники, просто туристы.
5й. Увидеть, почувствовать, прикоснуться.
Автор-составитель: Краснолоб Е.В. педагог дополнительного образования
«ЦДЮТ» Симферопольский р-н, республика Крым.
Литература;
Сборник статей «Воспоминания о Максимилиане Волошине», Издательство «Советский писатель», 1990г.
Марина Цветаева «Пленный дух». АЗБУКА Санкт-Петербург, 2012г.
Максимилиан Волошин «Коктебельские берега», издательство «Таврия», 1990г.