СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-лингвистическая игра "Грамотей – 2017"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный конкурс

по русскому языку «Грамотей-2017»

Тип занятия: внеаудиторное занятие

Цели и задачи интеллектуального конкурса:

- поддержка и развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку;

- выявление и развитие лингвистической компетентности, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

- систематизация имеющихся знаний по русскому языку и развитие умения практически применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

- развитие умения работать в команде.

Оборудование:

1. Оформленное на листе формата А4 игровое поле с девятью игровыми ячейками 2. 2.Карточки-задания для 10 этапов интеллектуального конкурса.

3.  Доска (мел)

Ход конкурса:

Вступительное слово ведущего

 

          Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади праздник, и учащиеся разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

Рассказ о истории праздника

Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

1. Объяснение правил игры.

А) Объяснение правил проведения интеллектуального конкурса.

- В конкурсе участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда в период подготовки к конкурсу выбирает себе название и назначает капитана.

- Интеллектуальный конкурс начинается с этапа «Разминка». Команда, победившая на данном этапе конкурса, получает право выбора следующего этапа игры (все этапы игры изображены на «Игровом поле»).

- «Игровое поле» содержит восемь игровых ячеек. Игровые ячейки соответствуют основным этапам игры и носят названия основных разделов русского языка: «Лексика», «Фразеология», «Орфография», «Морфология», «Морфемика», «Орфоэпия», «Фонетика», «Пунктуация».

- Каждый этап конкурса оценивает жюри: члены жюри проверяют выполненные задания, сообщают командам результаты этапа, вносят итоги каждого этапа в оценочные листы.

- Команда, победившая на том или ином этапе, получает право хода и выбора очередного этапа конкурса.

- Выигрывает в интеллектуальном конкурсе команда, одержавшая большее число побед на основных этапах игры.

Б) Представление жюри.

В) Представление команд.

2. Этап «Разминка».

Команды должны решить блиц-кроссворд «Русский язык». В разминке одержит победу та команда, которая решит кроссворд быстрее и при этом даст большее количество правильных ответов.

По горизонтали:

  1. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?

    2.К какой части речи относятся слова ах, тпру, увы.

    3.Неизменяемая часть речи.

    4.Словарный состав языка.

     5.К какой части речи относятся слова не, вот, ж?

 6.Наш, иной, себя, этот – эти слова являются …..(какой частью речи?)

 7.Часть речи, обозначающая действие предмета.

 8.Часть речи, обозначающая признак предмета

По вертикали:

 1.Потому что, как будто, но – каждое из этих слов является ...(какой частью речи?)

 2.Система правописания слов.

 3.Знак препинания.

 4.Знак препинания.

5.Часть речи слов около, над, у.

 6.Знак препинания.

7.Искусство правильно читать и писать.

8.Сколько? какой по счёту? – на эти вопросы отвечает ….(часть речи?)

 

 

                                  Эталон (для оценки жюри)

3. Этап «Орфоэпия» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «орфоэпия»)

Задание к игровой ячейке «Орфоэпия» - «Конкурс дикторов»

Задача команд: в течение 3-х минут обсудить текст, а затем прочитать его с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм (читает текст участник команды, назначенный капитаном)

Предлагаемый текст:

Вечер началсяЖалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантамиБезудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

 

Другой вариант текста:

В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать.

Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала.

Дебаты прошли без инцидентов.

 

Эталон (для оценки жюри)

Вечер началсяЖалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантамиБезудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

В Государственной Думе ведутся де(ДЕ) баты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечн(ШН, оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и прете(ТЭ)нзий. Однако общая тенде(ДЭ)нция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать.

Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала.

Дебаты прошли без инцидентов.

 

4. Этап «Фонетика» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «фонетика»).

Задание к игровой ячейке «Фонетика» - Конкурс «Перевёртыши»

Задача команд: в течение 3-х минут от данных 8 слов образовать новые слова, состоящие из звуков данных слов, записанных в обратном порядке.

№ Заданное слово - Слово - «перевёртыш»

 Образец: лёд   -   толь

1 люк   2 рай   3 я   4 торг   5 лещ   6 краб   7 кот   8 ешь 

код   -ток

1 брак   2 ель   3 Кай   4 шрам   5 короб   6 муж   7  щель  8 лоб

 

Эталон (для оценки жюри)

№ Заданное слово   -  Слово - «перевёртыш»

1 люк   -  куль

2 рай   - яр

3 я   -  ай

4 торг - крот

5 лещ - щель

6 краб   - парк

7 кот - ток

8 ешь   -  шей

 

1 брак   -карп

2 ель - лей

3 Кай   -  як

4 шрам   - марш

5 короб - порок

6 муж – шум

7 щель -  лещ

8 лоб   - пол

5. Этап «Фразеология» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «фразеология»).

Задание к игровой ячейке «Фразеология» - Викторина «Фразеологизмы в картинках»

Задача команд – в течение 5 минут записать как можно больше фразеологизмов.

6. Этап «Орфография» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «орфография»).

Задание к игровой ячейке «Орфография» - Орфографический командный диктант «Ты – мне, я – тебе».

Каждой команде выдаётся один лист бумаги. Ведущий диктует словарный диктант. Каждый участник команды записывает одно слово и проверяет написание предыдущего слова (листок и ручка передаётся по кругу). На данном этапе победителем станет команда, сделавшая наименьшее количество орфографических ошибок.

Словарный диктант

Интерпретация, интеллигенция, сентиментальный, поликлиника, аккомпанемент,

Расчетливый, сверстник, дирижёр, криминальный, привилегия, претендент,

винегрет, инженер, апелляция, акклиматизация, конструировать.

 

7. Этап «Лексика» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «лексика»).

Задание к игровой ячейке «Лексика» - Конкурс «Запас перифраз»

Участникам конкурса сначала предстоит вспомнить, что такое перифраза (лексическое средство выразительности, описательный оборот, называет понятие или явление другими словами, сохраняя при этом его смысл

Примеры: голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть);

второй хлеб (картофель); корабль пустыни (верблюд);

канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим);

хозяин тайги (медведь); наши младшие братья (животные).

 А затем в течение пяти минут записать как можно больше слов, смысл которых передан с помощью перифраз.

1.Солнце русской поэзии

2. Китайский крыжовник

3.Лесная кошка

4.Корабль пустыни

5.Храм Мельпомены

6.Синяя птица

7.Голубой экран

8.Зелёная гостья

9.Златоглавая столица

10.Сестра таланта

11.Чёрный континент

12.Чёрное золото

13.Корень жизни

14.Голубые береты

15.Красный петух

16.Царь зверей

17.Ночное светило

18.Город на Неве

19.Пчелиный городок

20.Голубое топливо

 

Эталон (для оценки жюри)

 

1.Солнце русской поэзии    -  Пушкин

2.Китайский крыжовник    - киви

3. Лесная кошка    -   рысь

4.Корабль пустыни  - верблюд

5.Храм Мельпомены  - театр

6. Синяя птица  - мечта

7. Голубой экран -телевизор

8.Зелёная гостья -ель

9. Златоглавая столица  -Москва

10.Сестра таланта  - краткость

11. Чёрный континент - Африка

12.Чёрное золото - нефть

13. Корень жизни -женьшень

14. Голубые береты  - десантники

15. Красный петух - пожар

16. Царь зверей  - лев

17. Ночное светило - луна

18.Город на Неве  - Петербург

19. Пчелиный городок -улей

20. Голубое топливо - газ

 

8. Этап «Морфология» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «морфология»).

Задание к игровой ячейке «Морфология» - Конкурс «Морфологическое лото».

Правила этого конкурса такие же, как в обычном детском лото. Каждая команда получает карточку с названиями частей речи. Ведущий выдаёт командам набор написанных на маленьких листочках слов разных частей речи. Выиграет в конкурсе та команда, которая первой быстро и верно распределит слова по их принадлежности к частям речи.

Частица

Существительное

Местоимение

Союз

Прилагательное

Числительное

Глагол

Междометие

Причастие

Предлог

Деепричастие

Наречие

 

Слова для «морфологического лото»:

Трижды, хаки, либо, постукивание, заселён, бы, алло, десятеро, через, сколько, поразмыслив, лей.

Эталон (для оценки жюри)

Частица: бы

Существительное: постукивание

Местоимение: сколько

Союз: либо

Прилагательное: хаки

Числительное: десятеро

Глагол: лей

Междометие: алло

Причастие: заселён

Предлог: через

Деепричастие: поразмыслив

Наречие: трижды

9. Этап «Пунктуация» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «пунктуация»).

Задание к игровой ячейке «Пунктуация» - Конкурс «Вариации с пунктуацией».

Задача команд: за 3 минуты путём коллективного обсуждения найти все возможные варианты расстановки знаков препинания в предложении:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 

Затем капитаны обеих команд, выйдя к доске, должны сообщить жюри количество найденных вариантов и кратко прокомментировать их.

Эталон (для оценки жюри):

Запятые можно расставить шестью способами:

Одну запятую:

  • Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  • Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  • Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Две запятые:

  • Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  • Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  • Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

 

10. Этап «Морфемика» (команда, выбравшая игровую ячейку, даёт определение понятия «морфемика»).

Задание к игровой ячейке «Морфемика» - конкурс-эстафета «Морфема за морфемой».

Задача команд: выполнить морфемный разбор 8 слов. Слова записаны мелом на доске (8 слов для каждой команды). Команда выстраивается в колонну. По команде ведущего игроки под № 1 подбегают к доске, открывают любое из слов и выполняют его морфемный разбор, затем возвращаются к команде, передавая мел как эстафетную палочку следующему игроку.

Победит в конкурсе команда, которая быстро и с наименьшим количеством ошибок выполнит разбор.

Слова для морфемного разбора:

1) замаскироваться; 2) сыгранность; 3) организационно; 4) пилотирование;

 5) русифицированный; 6) сызмальства;  7) поучительный; 8) перераспределение

Эталон (для оценки жюри):

1) За (приставка) – маск (корень) – ир (суффикс) – ова (суффикс) – ть (окончание) – ся (постфикс);

2) с (приставка) – ыгр (корень) – а (суффикс) – нн (суффикс) – ость (суффикс) – нулевое окончание;

3) орган (корень) – из (суффикс) – аци (суффикс) – онн (суффикс) – о (суффикс);

4) пилот (корень) – ир (суффикс) – ова (суффикс) – ний (суффикс) – е (окончание);

5) рус (корень) – ифиц (суффикс) – ир (суффикс) – ова (суффикс) – нн (суффикс) – ый (окончание);

6) с (приставка) – ыз (приставка) – мал (корень) – ств (суффикс) – а (суффикс);

7) по (приставка) – уч (корень) – и (суффикс) – тель (суффикс) – н (суффикс) – ый (окончание);

8) пере (приставка) – рас (приставка) – пре (приставка) – дел (корень) – ений (суффикс) – е (окончание).

11. Слово жюри. Подведение итогов конкурса.

12. Церемония награждения команд. Вручение дипломов конкурсантам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!