Литературно – музыкальная гостиная
к 15 февраля – Дню памяти воинов – интернационалистов»
«Живая память»
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого.
Задачи:
формирование уважительного отношения к советским воинам-интернационалистам, продемонстрировавшим лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество;
повышение интереса учащихся к истории нашей страны.
Целевая аудитория: учащиеся 3 - 4 -х классов общеобразовательной школы.
Ход мероприятия
Звучит музыка из кинофильма «9 рота»
Учитель:
Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,
Вспоминая хороших людей.
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество.
Учитель. Война - явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, разрушают города, уносят жизни сыновей и отцов. Такой народной «болью» стала афганская война, которая длилась долгих 10 лет.
1-й ученик. Каждый год 15 февраля в нашей стране отмечается День памяти воинов-интернационалистов. Эта дата связана с событиями, которые происходили в Афганистане более 20 лет назад.
2- й ученик. В 70-х годах в Афганистане произошла социалистическая революция, в результате которой была свергнута монархия, к власти пришла Народно-демократическая партия.
3 - й ученик. Правительство Советского Союза решило оказать помощь стране в установлении народной власти, и 25 декабря 1979 года на территорию Афганистана были введены советские войска.
Учитель. Событиям тех лет нет однозначной оценки, но то, что происходило на территории Афганистана, укладывается в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
1 -й ученик.
Снится часто мне мой дом родной -
Лес о чем-то о своём мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
2- й ученик.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелёк багульника примятый,
И звучит далёкое «ку-ку»,
Отмеряя жизни моей даты.
3 - й ученик.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят.
Девяносто.
Сто!..
Что ты так расщедрилась, кукушка?
4 - й ученик.
Я тоскую по родной стране,
По её рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
В. Кочетков, Ю. Кирсанов. Кукушка
Учитель. В горы и пустыни Афганистана уходили солдаты, которым было 18-19 лет, которые, несмотря на тяготы войны и гибель товарищей, проявили лучшие качества российских воинов - товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм. Они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Исполнение песни «Я сегодня до зари встану...», слова Р. Рожденственского, музыка М. Фрадкина.
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду ПОЛЮ...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной - помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет - мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»
Припев.
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны...
Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня...
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой - горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
Припев (повтор).
Учитель. Афганская война длилась 9 лет и 51 день. За этот период на территории Афганистана прошли военную службу более 620 тысяч российских военнослужащих. Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало со все', юных мальчишек полегло на каменистой афганской земле - более 15 тысяч человек. Часть из них пропали без вести, более 400 военнослужащих побывали в плену... Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность - хранить память о них. как о верных сынах Отчизны.
Исполнение песни «Над землей бушуют травы....» слова и музыка В. В. Егорова.
Над землей бушуют травы,
Облака плывут, как павы,
А одно, вон то, что справа,
Это я, это я, это я....
И мне не надо славы.
Ничего уже не надо Мне и тем, летящим рядом.
Нам бы жить - одна награда,
Нам бы жить (3 раза),
А мы летим по. небу.
Эта боль не утихает,
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем (3 раза),
Зачем нас убивают?
А дымок над нашей крышей,
Все светлей, светлей и выше.
Мама, мама, ты услышишь Голос мой (3 раза).
Все дальше он и тише.
Мимо слез, улыбок мимо,
Облака летят над миром.
Войско их не поредело,
Облака (3 раза)
И нету им предела.
(Повтор первого куплета.)
Учитель. Заветная мечта солдата - вернуться домой. 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда закончился счет потерям наших солдат и служащих. 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы грез Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном.
Звучат куплеты из песни И. Морозова, А. Халилова «Мы уходим с Востока»:
С покоренных однажды небесных вершин
По ступеням обугленным на землю сходим,
Под прицельные залпы наветов и лжи
Мы уходим, уходим, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Кем были мы в краю далеком,
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей.
Биографии наши в полдюжины строк Социологи втиснут, сейчас они в моде.
Только разве подвластен науке восток?
Мы уходим с Востока, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Какую цену здесь платили,
Какие счеты с кем сводили,
Каких оставили друзей.
Учитель. Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слеза матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
1 - й ученик.
Без памяти человек не может оставаться человеком. Мы должны знать и помнить все. Писатель В. Распутин сказал: «Память - понятие скрепляющее и охранительное. Нет более одобрительной силы, чем нравственная национальная память, непрерывная связь поколений, прошлого и будущего».
2 - й ученик.
Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память».
3 - й ученик.
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листке.
4 - й ученик.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
5 - й ученик.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.
Л. Молчанов. Туманы над рекой
Учитель. Наше мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание.