Литературно-музыкальная композиция
«Вам слава и честь, солдаты!»
(Видео «От героев былых времён».
На сцену выходят участники композиции).
Слайд.
Ведущий 1: Тем, кто ушёл в бой за Родину, выстоял и победил.
Ведущий 2: Им – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим.
Вместе: Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наша композиция.
(Мелодия песни затихает.
Обучающийся читает стихотворение)
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду.
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шёл, Россия, твой солдат.
И не сломила, сердце не сгубила
И душу не растлила нам война.
Видать нечеловеческая сила
Ему – солдату русскому – дана.
Ведущий 1. У времени есть своя память – история. Мы не имеем права забыть ужасы войны, забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить всё.
(Слайд. Звучит песня «До свидания, мальчики».
На сцену выходит солдат. За ним мать, девушка).
Солдат:
И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет,
У всех – один покрой.
(Девушка обращается к однокласснику).
Девушка:
Всем, что есть у тебя живого,
чем страшна и прекрасна жизнь -
кровью, пламенем, сталью, словом, -
задержи врага. Задержи!
(На фоне музыкальной композиции происходит прощание родных людей. Расстаются любимые друг с другом, мать прощается с сыном.
Слайд. Она отдаёт ему крестик. Солдат марширует и уходит на фронт. Музыка затихает).
Ведущий 1.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, — где, не знали сами.
Ученик.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте.
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку,
В черный дым сражений, на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Ведущий 1:
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом…
Ведущий 2:
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
(Видео «Красная армия»).
Ведущий 1: Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма…
Как много они могут рассказать о войне.
Слайд.
Ведущий 2: Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Ведущий 1: Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной. С их страниц мы услышим голоса тех, кто погиб за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и свободу нашей Родины.
Ученик 1: Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году.
«…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».
Ученик 2: «…Вы считаете меня погибшим, а я жив. В 1941 году, осенью, я был тяжело ранен и попал в плен к немцам. Был в плену, потом бежал. Теперь я снова в Красной Армии, но теперь я пока боец, а не командир, все хорошо.
Я счастлив, что имею возможность писать вам. Будет время, напишу подробно». Рядовой Худорожков Е.Н.
Ученик 3: «Здравствуй дорогая мама. Пишу с поля боя. Уже второй месяц мы передвигаемся в тыл врага. Не у кого не осталось сил. Нас всего осталось 44 человека. Вторую неделю идет зима, и мы все идем и замерзаем и страдаем от голода. С каждым днем, у нас становится все меньше боеприпасов. Мне кажется, что командиры уже забыли про нас и считают нас погибшими. Но мы держимся из последних сил и верим, что, несмотря на голод и холод мы вернемся с победой. Извини, что мало написал. Но у нас всего одна ручка на всех ребят. Я передаю эту ручку другому. Военнослужащий Денис».
Ведущий 2: О чем думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатской своей жизни. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага, и конечно, что вернется с победой.
Ученик 4:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай – я не сдамся, пока я живу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! Э.Асадов
Ведущий 1: Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.
Ведущий 2: Отцы, деды, братья и сестры защищали Родину на фронтах войны, не сдаваясь бедам и невзгодам, выживая в самых непростых ситуациях ради своих родных и близких.
(Видеоролик о битве, сражении)
(Блок стихов).
На фотографии в газете...
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли,
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
(Р. Казакова)
Солдат
Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат.
Лежал на задворках отцовского дома
Осколком гранаты убитый солдат.
Бойцы говорили, не то совпаденье,
Не то человеку уж так повезло,
Что ранней зарей в полосе наступленья
Увидел гвардеец родное село.
Чье сердце не дрогнет при виде знакомой
До боли, до спазмы родной стороны!
И тяжесть становится вдруг невесомой,
И разом спадает усталость войны.
Что значили парню теперь километры?!
Ждала его встреча с семьей на войне,
В лицо ему дули родимые ветры,
И, кажется, сил прибавлялось вдвойне.
Но нет, не сбылось... Громыхнула граната-
Капризен солдатской судьбы произвол:
Две тысячи верст прошагал он до хаты,
А двадцать шагов - не сумел... не дошел...
Меж стиснутых пальцев солома желтела,
Поодаль валялся пустой автомат...
Недвижно навеки уснувшее тело,
Но все еще грозен убитый солдат!
И чудилось: должен в далеком Берлине
Солдат побывать, и, как прежде в бою,
Он будет сражаться, бессмертный отныне,
Бок о бок с друзьями шагая в строю.
За мысли такие бойцов не судите,
Пускай он в Берлин и ногой не ступил,
Но в списках победных его помяните
Солдат эту почесть в боях заслужил!
Ведущий 1:
— Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
Ведущий 2:
— Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье?
А сколько в том огне жестоком,
Не избежав безжалостного рока,
Сердец сгорело молодых,
Мечтавших заглянуть в глаза родных!
Ученик 5:
— Мы в снегах замерзали
И в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали
И друзей хоронили своих.
Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага.
Жизнь свою мы за вас отдавали,
Хоть была нам она дорога.
Ученик 6:
— Как хотелось любить и смеяться,
Хлеб растить и ласкать сыновей,
К материнским ладоням прижаться,
Благодарнее став и мудрей.
Но в холодной земле на чужбине
Мы остались лежать навсегда,
И хранит вечный сон наш доныне
Лишь далекая в небе звезда.
Нам славы посмертной не надо,
Хоть наша судьба и горька.
Ведь высшая всем нам награда –
Ваша память о нас на века.
( Обучающиеся исполняют песню «От героев былых времён» под гитару).
(Видео «День Победы». На её фоне обучающаяся читает стихотворение).
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его таков.
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
как вечный памятник ему.
Слайд.