Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
поселка городского типа Ильского
Литературно-музыкальная композиция
«Всё это называется – природа!»
Е.П. Дедова
2016г
Цель: Способствовать воспитанию в детях чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Задачи:
Воспитательные:
-Формировать эмоциональный отклик у детей в процессе мероприятия.
– Уметь ориентироваться в своей системе знаний и находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
- Воспитывать чувство любви к Родине, природе.
-Побуждать интерес к коллективному творчеству.
Коррекционные:
- Совершенствовать навыки выразительного чтения.
- Развивать умение обобщать свои знания.
- Формировать навыки культурного сценического поведения, выразительного исполнения песен и стихотворений.
Ресурсы:
-Мультимедийная установка, фонограммы минус, рисунки детей.
Ведущий: Человечество идёт вперёд большими шагами, стараясь сделать жизнь людей лучше и комфортнее. Это замечательно. Но всегда ли мы задумываемся о том, как будут жить те люди, которые появятся на планете в будущем, что останется для них на нашей большой Земле?
Давайте же сегодня поговорим о природе и о том, как много вокруг нас удивительного и прекрасного. Давайте попытаемся почувствовать себя частью всего этого.
Чтец:
Возле речки в тумане чуть звенят тополя,
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, не скупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей – калиной, что серёжкой трясёт,
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж, Земля привлекает или этим, иль тем,
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах.
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки Человека Земля!
Песня «Всё это называется природа» - поёт вокальная группа
Чтец:
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Чтец:
…Я не хочу такого мира,
Где всё так серо и уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.
Чтец:
Всё, что дарит нам природа – не случайно.
Так поклонимся земным поклоном ей.
В ней прекрасная задумчивая тайна,
Возвышающая нас, её детей.
Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.
Не случайно утром вспыхивают росы,
Словно пурпурные капельки крови.
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, заботы и любви.
Ведущий: Как вы думаете, какой помощи просит у нас природа и почему?
(предположения детей)
Действительно, мы безжалостно уничтожаем всё, что нас окружает: поворачиваем реки, строим плотины, вырубаем лес, осушаем болота. А что получаем взамен? Гибнут вековые луга, зато образуются искусственные водохранилища там, где их никогда не было и не должно быть. Исчезают десятки, сотни видов растений и живых организмов. Гибнет лес, который сотни лет создавал вокруг себя неповторимый мир флоры и фауны? Нарушается экологическое равновесие, меняется климат, люди начинают болеть. А ведь это наша Родина…
Чтец: Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Тенистый тополь у ворот.
Золотая целина
- Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Песня «У моей России» (Г.Струве)- исполняет вокальная группа
Чтец:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А.Яшин)
«Ласточка» (муз. Е.Крылатова)
Ведущий: Наши любимые питомцы - тоже жители Земли. Мы их любим и заботимся о них. Ведь – это наши друзья, и без них никак нельзя. Не правда ли? Посмотрите, пожалуйста, эту сценку.
Сценка «Некуда деться»
На сцену выходит Максим, садится на корточки, тяжко вздыхает.
Даша: Сидит как-то Максим на крылечке и скучает.
Выбегают футболисты
Вадим: Максим, пойдём к нам играть!
Максим: Не пойду!
Коля: Почему?
Максим: А у вас во дворе гуси.
Коля: Ну и что, что гуси?
Максим: А если они будут щипать меня за ноги?
Вадим: Да почему они будут тебя щипать?
Максим: А потому, что я их недавно дразнил.
Коля: Понятно, жаль…
Футболисты уходят. Выходит шахматист Лёша.
Лёша: О, Макс! Пойдём сыграем!
Максим: Не пойду!
Лёша: Почему?
Максим: А у вас во дворе Полкан.
Лёша: Ну и что, что Полкан?
Максим: А вдруг он меня укусит.
Лёша: Да почему он тебя укусит?
Максим: А я в него камнями кидал.
Лёша: Понятно… (уходит)
Даша: Ушли от Максима и Вадим, и Коля, и Лёша. Сидит Макс один. Тут набежала туча, и пошёл дождь.
Под зонтом выбегают Настя и Марина.
Настя: Эй, Максим!
Марина: Иди домой, а то промокнешь!
Максим: Не пойду!
Девочки (вдвоём): Почему?
Максим: Там кот Васька, он меня поцарапает.
Марина: Почему он тебя поцарапает?
Максим: Я его за хвост дёргал.
Настя: Зря…(уходят)
Даша: Сидит Максим и мокнет под дождём. И некуда ему, бедному, деться.
Все выходят на поклон.
Максим: А у вас так было? (обращается к детям)
Чтец:
Деревце согнулось,
Плачет по ветру.
Солнышко проснулось
Рано поутру.
Ручеек грохочет,
Песенку поет.
Старый жук хохочет,
Крылышками бьет.
Лучик прикоснулся
К деревцу рукой
Листик улыбнулся:
«Не горюй, друг мой!»
Кто же эту ветку
Деревцу сломал?
Может, здесь промчался
Трактор, самосвал?
Кто же мог нарушить
В тишине покой?
Поломать, разрушить
Может враг какой?
Нету адресата,
Только вот беда:
Деревце погибло,
Может, навсегда?!
Здесь, наверно, Вася
Вечером играл?
Веточку нечаянно
Мальчик поломал?
Ведь ломать – не строить!
Правда же, друзья?
По таким законам
Жить никак нельзя!
Помогу бедняге,
Рану завяжу.
А ребятам в классе
Правду расскажу:
Берегите, люди,
Луг, траву, цветы.
Жить нельзя на свете
Без этой красоты.
Чтец:
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохи дела без кошки у мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё - таки очень друг другу нужны. (Б.Заходер)
Чтец:
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету.
Во вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она? (И.Мазнин)
Ведущий: Мы забываем о том, что мы являемся всего лишь маленьким звеном в общей цепи жизни. Каждый из нас может помочь своей планете, ведь совсем нетрудно убрать за собой мусор и опавшие листья, сделать кормушку для птиц, покормить беззащитное животное… От каждого из нас зависит будущее нашей родной земли, края.
«Наш край» (Д.Кабалевский)- исполняет общий хор
Алёна Дацковская
Друзья, оглянитесь вокруг
Друзья, оглянитесь вокруг
Мы живём на планете прекрасной.
Из-за тучек выглянет вдруг
В небе солнышко ясное, красное.
Шёпот листьев густых,
Звон ручья меж камней,
Запах трав луговых
Бесконечность полей.
Океана простор.
Голубой небосклон
Шлю, природа моя.
Тебе низкий поклон.
Ведущий: Сегодня каждый из вас стал немного лучше и добрее, задумавшись о природе и о нашей роли в жизни всей Земли. Так будьте же вы всегда добрее, щедрее, мудрее, и помните, как говорили о своей земле индейцы: «Мы получили нашу Землю не в наследство от предков, а взяли её в долг у своих внуков».
«Дорогою добра» (Муз. М.Минкова) – исполняет хор, солистка Даша Антонова