Внеклассное занятие
«Знакомый ваш, Сергей Есенин»
(Литературно-музыкальная композиция)
Учитель: Егорова Л.А.
Цель:
коротко познакомить учащихся с биографией поэта, касающейся детских лет жизни С. Есенина;
активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение;
развивать познавательный интерес к поэзии, расширять кругозор;
воспитывать трепетное, нежное чувство к родной Земле, к своему Отечеству.
Задачи:
ввести учащихся в необыкновенный по своей образности сложный мир души и поэзии С. Есенина;
показать глубокое чувство родной природы в лирике поэта;
пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.
Оборудование:
рисунки учащихся к стихотворениям С.А. Есенина;
выставка книг;
презентация, выполненная в программе PowerPoint, в которой представлены иллюстрации и фотографии по теме урока, тексты стихотворений, записи музыкальных композиций на стихи С. Есенина.
На столе томики стихов С. Есенина, свеча, листы со стихами, за столом ученик в роли Есенина.
Ход занятия.
(Слайд 1)
(звучит песня «Над окошком месяц»).
2015 год в России объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным Годом русской литературы, для того чтобы привлечь большое внимание всего общества к чтению и литературе. (Слайд 2)
Практически в каждом классе на уроках чтения или литературы мы встречаемся со стихами этого поэта. Я думаю, вы согласитесь со мной: невозможно не любить, не понимать его поэзию. Наш сегодняшний урок должен объединить и взрослых, и детей в этой любви к творчеству Сергея Есенина, любви к своему Отечеству.
(Слайд 3)
Горька судьба поэтов всех времен,
Тяжелее всех она казнит Россию.
Это слова друга А. Пушкина поэта-декабриста Вильгельма Кюхельбекера. Горькие слова, трагические, но в них, к сожалению, истина:
в 37 лет убит на дуэли А.С. Пушкин,
в неполные 28 – Михаил Лермонтов,
в 25 лет не стало Николая Добролюбова,
в 35 убит Александр Грибоедов,
в 37 ушёл из жизни Владимир Маяковский,
в 41 год расстрелян Николай Гумилев,
в 30 – не стало Сергея Есенина…
В 2015 году исполнилось 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня гибели поэта. 30 прожитых на земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям все, что он видел, узнал, понял».
Есенину было отпущено в три раза меньше.
Слайд 4(дом Есенина)
Ученик в роли Есенина: Родился я 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки. «Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь взором». Моё рождение было отмечено историческим для России событием.
Учитель: В эти дни Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола, шумели народные гулянья, так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.
Ученик в роли Есенина: Мой отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому я с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Вообще крепкий человек был мой дед. А ещё хочу сказать, что дед мой любил загадывать загадки, отгадывая их, я приучался думать, развивать воображение и мысль. Вот попробуйте-ка вы сейчас отгадать загадки моего деда:
Учитель:
Голубой шатёр весь мир накрыл.
Какую траву и слепой знает?
У кого шапка без головы, а нога без сапога?
Как называется тонкая кора берёзы?
Как называется липовая кора, используемая для плетения лаптей?
Ученик в роли Есенина: Я часто ходил с пацанами в ночное пасти коней. Я видел, как при тихой погоде луна отражается в воде. И когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
Я рос в атмосфере народной поэзии. Бабка рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, а я их переделывал на свой лад.
Читать выучили в 5, стихи писать начал лет с 9, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. (Слайд 5)
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу. Но учителем я так и не стал.
Учитель: С детства поэта окружала родная природа, с первыми словами впитал он народный поэтический взгляд на мир: песни матери и няньки, сказки бабушки, частушки деда. Есенин знал нелегкий труд крестьянина. Все это стало источником его поэзии. Обладая ярким поэтическим талантом, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. (Слайд 6) К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает доброго утра тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне.
Алексей читает стихотворение «С добрым утром!»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
После этих строчек хочется крикнуть, а может быть прошептать есенинское: «Я люблю родину, я очень люблю родину!»
Стихотворения С. Есенина переполнены любовью к земле, лугам, травам, рощам. В них звучат задушевные мелодии, передающие дыхание самой природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц, плеск речной волны.
(Слайд 7) Самое, наверное, известное стихотворение С. Есенина – «Берёза». Оно было напечатано в детском журнале «Мирок» за 1914 г. и сразу же стало популярным. Это стихотворение у всех на слуху, каждый, кто учился в школе, знает наизусть хотя бы его первые строчки.
Берёза – самое любимое дерево русского народа. Раньше на Руси Новый год встречали не с ёлкой, а наряжали берёзу, украшая её разноцветными ленточками. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Берёза – это единственное дерево, которое полностью отдаёт себя людям – и кору, и бересту, и почки, и ветки на веники, и берёзовый сок, и ствол на дрова. Берёза в стихотворении предстаёт самым прекрасным, самым дорогим деревом.
А сейчас проведём минутку релаксации, сядьте удобнее, закройте глаза. Послушайте, пожалуйста, это стихотворение и постарайтесь представить этот зимний день. Попробуем окунуться в волшебный мир слов.
Учитель читает стихотворение «Берёза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.(1913)
Получилось ли у вас окунуться в этот сказочный мир?
(Звучит песня «Клён ты мой опавший»)
Особое место в лирике Есенина занимает образ дерева. Сергей Александрович представляет себя мысленно в роли клёна, осины, разговаривает с берёзой. Он природу одушевил. Подсчитано, что в его поэзии более 20 пород деревьев.
Сергей был очень добрым человеком. Ему одинаково дороги и бездомная собака, и старая дряхлая кошка, и резвый конь – всех он любит и жалеет, воображает, о чём они думают, что чувствуют.
(Слайд 8)
Вера читает стихотворение «Поёт зима - аукает…»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна. 1910
Включается фонограмма песни «Поёт зима - аукает» Только готовясь к нашей встрече, я узнала, что есть песня «Поёт зима - аукает».
С кем сравниваются воробышки? Какая картинка возникает у вас перед глазами после этого стихотворения? (Возможно – это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло)
В чём заключается смысл этого стихотворения? (Во время вьюги всем плохо: и птицам, и ставням, и людям)
Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее – грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Может, поэтому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.
Мысленно Есенин постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. (Слайд 9)
Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», в котором одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.
Алексей читает стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Звучит фонограмма песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…»
Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И так же, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир.
Вы услышали несколько песен на стихи Есенина, но их гораздо больше. Возможно, они вам показались заунывными, печальными. Но новое время предлагает и новые варианты песен, вот популярный у молодёжи рэп… Звучит небольшой отрывок фонограммы песни «Я московский озорной гуляка…»
Итог урока
Что вам запомнилось из сегодняшнего урока? Чем похож на вас наш герой?
(Слайд 10) Многих моментов жизни поэта мы сегодня не коснулись: ни личной жизни, ни друзей, ни путешествий по всему миру, ни его гибели. Но если вам будет интересно, мы поговорим об этом на других уроках.
Возможно, после сегодняшней нашей встречи кто-то из вас захочет больше узнать о С. Есенине, прочитать и понять его стихи. Если это произойдёт, я буду очень рада.
(Слайд 11) Мне хочется закончить урок замечательными словами нашего героя:
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш,
Сергей Есенин.