ГОРДОЕ ИМЯ - УРАЛ
Литературно – познавательная викторина
(подготовительная группа)
Фоминых Е.Н.,
учитель-логопед МБДОУ № 102,
г.Екатеринбург
ЦЕЛИ:
- закрепление знаний детей о родном крае и городе; о творчестве П.П. Бажова;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (выделение первых звуков в словах и составление слов из букв);
- развитие внимания, памяти и логического мышления (понимание смысла пословиц);
- закрепление навыка чтения;
- формирование темпо – ритмической организации движений под музыку (исполнение хоровода);
- формирование познавательного интереса через использование ИКТ;
- воспитание чувства патриотизма, любви в малой Родине.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Гордое имя - Урал», указка, костюм Хозяйки Медной Горы, четыре буквы, врисованные в картинки, шесть предметных картинок для составления слова «Родина», три картинки «Горы» для составления пословицы, малахитовая шкатулка с самоцветами (для призов)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Беседа о природе Урала, об его богатых недрах, о культурных традициях. Чтение сказов П.П. Бажова. Разучивание на музыкальном занятии хоровода «На лужку у ворот, где рябина растёт…». Разучивание стихотворения Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал» (семь детей). Лепка из пластилина малахитовой шкатулки с самоцветами.
СОДЕРЖАНИЕ.
Слайд 1.
Под музыкальное сопровождение – минус «Ой, рябина, кудрявая…» дети входят в группу и встают полукругом перед стульчиками.
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Здравствуйте, ребята. В нашей группе спрятались четыре буквы, врисованные в картинки. Найдите их, узнайте буквы и составьте из них слово.
Буква «У» - ветка дерева, буква «Р» - ромашка, буква «А» - крыша дома, буква «Л» - гора. Дети составляют из букв слово «УРАЛ».
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Сегодня мы побеседуем о нашем родном и любимом крае – об Урале. Каких уральских писателей-сказочников вы знаете? (Д,Н. Мамин – Сибиряк, П.П. Бажов)
Слайд 2.
Перед вами фотография самого знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова.
Давайте проверим, как хорошо вы знаете сказы П. П. Бажова.
Слайд 3.
На слайде – название сказа, но только первое слово. Прочитайте его и продолжите название. Если скажете правильно, увидите иллюстрацию к этому сказу. Малахитовая -...(шкатулка)
Слайд 4.
Каменный -….(цветок)
Слайд 5.
Серебряное - …(копытце)
Слайд 6.
Огневушка -…(поскакушка)
Слайд 7.
Синюшкин - …(колодец)
Слайд 8.
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам угадать ещё один сказ, послушать отрывок и узнать, откуда он.
Воспитатель читает под тихий музыкальный фон: «…Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце- ленты не то красные, не то зелёные позванивают, будто листовая медь. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-то, малахиту платье.»
Правильно, это сказ «Медной горы хозяйка» и сегодня, она у нас в гостях.
Слайд 9.
Под музыку входит Хозяйка Медной Горы (её роль исполняет учитель – логопед).
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. Здравствуйте, люди добрые. Хочу узнать, знаете ли вы свой родной край Урал, любите ли его? Рассыпала я свои бусы малахитовые. Отгадаете мои мудрёные загадки, поможете их собрать.
Слайд 10.
Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы).
После правильного ответа – на экране появляются с помощью анимационного эффекта картинка – отгадка и малахитовая бусинка.
Слайд 11.
Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми, самоцветами).
После правильного ответа – на экране появляются с помощью анимационного эффекта картинка – отгадка и малахитовая бусинка.
Слайд 12.
На берегу какой реки были построены первые заводы, которые дали начало городу Екатеринбургу? (река Исеть).
После правильного ответа – на экране появляются с помощью анимационного эффекта картинка – отгадка и малахитовая бусинка.
Слайд 13.
Как назывался город Екатеринбург, когда ваши родители были маленькими? (город Свердловск).
После правильного ответа – на экране появляются с помощью анимационного эффекта картинка – отгадка и малахитовая бусинка.
Слайд 14.
Какое животное изображено на гербе Свердловской области? (белый соболь).
После правильного ответа – на экране появляются с помощью анимационного эффекта картинка – отгадка и малахитовая бусинка.
Ребята, а каких ещё животных уральских лесов вы знаете?
Слайд 15.
Какое дерево называют символом Урала? (рябина).
Ребята, а какие ещё деревья растут у нас на Урале?
Слайд 16.
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. Вот вы и собрали мои бусы малахитовые. Спасибо вам, красны девицы, да добры молодцы!
Слайд 17.
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. У меня для вас готово новое задание. Выходите шесть ребят и получайте картинки. На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (дети определяют первые звуки в названиях картинок: «ива», «радуга», «аист». «ночь», «дом», «озеро»; ребёнок выделяет первый звук в своей картинке и на экране с помощью анимационного эффекта появляется соответствующая буква).
А теперь давайте все хором прочитаем, какое слово у нас получилось (слово «РОДИНА»).
Молодцы, и с этим заданием справились! А скажите, что такое Родина?
Слайд 18.
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. Хочу теперь узнать я, знакома ли вам мудрость народная? Выходите сюда трое ребят, да получайте картинки, на которых горы нарисованы, да разной высоты. (на каждой горе написано слово из пословицы).
Расставьте эти горы от мала до велика, да так, чтобы получилась пословица, прочитайте её (дети читают пословицу: «На чужой стороне и весна не красна.»). Посмотрите на экран и проверьте себя (на экране, на фоне гор, с помощью анимационного эффекта появляется надпись с текстом пословицы). Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 19.
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Уважаемая Хозяйка Медной горы! Наши ребята приготовили для тебя стихотворение про Урал. (выходят семеро детей и читают стихотворение Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал»).
Найдёшь ли прекрасней
Уральского края?
Здесь горные реки
В ущельях играют,
Здесь горы в зелёных
Лохматых уборах,
Прозрачные воды
Шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом
Богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы-
Мастеровые,-
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят,
А ценят дела.
Чтоб дружбою крепла
Уральцев семья.
Здесь сказы Бажова
Все помнят и знают.
Рябинка листвою
Тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью
Родины стал.
Слайд 20.
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. Спасибо, ребята, за замечательное стихотворение а я вас всех приглашаю в хоровод. (звучит минусовка «Уральского хоровода», дети поют и выполняют хороводные движения: на первый куплет идут по большому кругу; на второй куплет – девочки идут в круг и разводят руки в стороны, а мальчики делают пружинку, руки на поясе; на третий куплет расходятся на два маленьких круга; на четвёртый куплет – перестраиваются в большой круг; на последние строчки – руки к груди; в конце поклон).
На лужку у ворот
Где рябина растёт
Мы в тенёчке, холодочке
Заведём хоровод.
Про Урал мы споём,
В гости вас позовём.
Мы малину и чернику
Собирать в лес пойдём.
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат –
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Не забудет, не забудет
Дорогой наш Урал!
Не забудет, не забудет
Дорогой наш Урал!
Слайд 21.
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Дорогая Хозяйка Медной Горы! Наши ребята хотят сделать для тебя подарок. (дети под музыкальное сопровождение – медленную, нежную музыку дарят Хозяйке Медной Горы пластилиновую малахитовую шкатулку с разноцветными самоцветами – коллективную работу, выполненную заранее).
Слайд 22.
Х О З Я Й К А М Е Д Н О Й Г О Р Ы. Благодарю вас, ребята, за подарки.
Теперь я убедилась, что вы любите свой край, знаете его, гордитесь им.
Очень порадовали вы меня сегодня. Мои верные слуги ящерки тоже приготовили для вас шкатулку с уральским самоцветами, и я хочу вам их подарить на память обо мне. (Хозяйка Медной Горы под музыкальное сопровождение – минусовку «Ой, рябина кудрявая», раздаёт всем детям «самоцветы» - декоративные камни из шкатулки.)
А мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания, до новых встреч.
Слайд 23.
В О С П И Т А Т Е Л Ь. Вот мы и попрощались с нашей гостьей и завершили наш разговор о родном крае – Урале. А летом нас всех ждёт большой праздник – юбилей нашего родного города, столицы Урала – города Екатеринбурга. Ему исполнится – 295 лет!
А сегодня вы все были молодцы. Спасибо вам за работу!
8