Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» адресована учащимся 1-А класса МОУ «СШ №1», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы для начальной школы В. Г. Горецкого и Климановой Л.Ф. , Основной образовательной программы НОО МОУ «СШ №1», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «СШ №1», на основании УМК «Школа России» к учебнику. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука 1 класс. В 2-х частях» - М.: Просвещение, 2014 г., и Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина «Литературное чтение 1 класс. В 2-х частях» - М.: Просвещение, 2014 г. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» основных задач образовательной отрасли «Русский язык и литературное чтение».
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты |
Добукварный период |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; разделять слово на слоги с использованием графических схем; определять главную мысль предложения; отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; | артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; понимать смысловое значение интонации; обозначать гласные звуки буквами; рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. |
Букварный период ( основной) |
давать характеристику согласным звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, читать слова с изученными буквами, узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; текст; буквы. | распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; объяснять значение многозначных слов, отгадывать буквенные ребусы; находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу; правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; |
Послебукварный период (заключительный) |
вопросы; особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); | рассуждать на заданную тему; иллюстрация, аннотация); сравнивать различные по жанру произведения; кратко характеризовать героев произведений, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; авторский текст; произведения; |
Виды речевой и читательской деятельности: |
воспринимать на слух различные виды текстов, осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя; читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке; различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя; анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой. | ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни; распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма. |
Творческая деятельность |
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя; восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…). | пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя; составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами. |
Литературоведческая пропедевтика: |
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы); отличать прозаический текст от поэтического; отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом. называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. | Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами. Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. |
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
- различать книги по темам детского чтения.
Навыки чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.
Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
№ п/п | Содержание предмета | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Форма организации занятий |
1. | Добукварный период. |
| Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. | 14 | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. Различать графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, использовать их при моделировании слов. Составлять предложения с опорой на рисунки и схемы. Отвечать на вопросы по сюжету сказки. Рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых. Объяснять смысл пословицы. Различать родовидовые понятия. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Оценивать результаты своей работы на уроке. | урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа.
|
2 | Букварный период (62 часа) |
| Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. | 62 | Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделять изучаемые звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы. Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение). Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Сравнивать два вида чтения. Наблюдать употребление заглавной буквы в именах. Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Объяснять смысл пословиц. Составлять высказывания о любви к Родине. Рассуждать о необходимости трудиться на благо родной страны. Строить собственные высказывания по теме. Определять разные значения одного слова. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи урока. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать загадку. Читать наизусть стихотворение. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. | урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; мини-исследование. |
3. Послебукварный период. Обучение чтению (16 ч) |
| 1.Первоначальное знакомство детей с с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) 2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. 3.Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии, и творческих способностей учащихся. 4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. | 16 | Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное или в группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. Определять содержание текста на основе названия, сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием, разыгрывать фрагмент текста по ролям. Отработка умения читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией. | урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа.
|
4 | Вводный урок (1 час) | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | Работа с учебником; работа в паре. |
| Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
5 | Жили-были буквы. | 7 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать самостоятельно рассказы, стихотворения. Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Слушать текст в чтении учителя. | Работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. . |
6 | Сказки, загадки, небылицы . | 7 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К.Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений. | Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые. Определить название сказки на основе иллюстрации. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу. Выразительное чтение диалогов из сказок. | Библиотечный урок. Работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. |
7 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 5 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать названия рассказов К. Ушинского. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций. | работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. |
8 | И в шутку и всерьёз. | 6 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг, презентации. Находить на выставке нужную книгу. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Пересказывать текст на основе опорных слов. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений. | работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. |
9 | Я и мои друзья. | 7 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Проект: «Наш класс — дружная семья». | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Пересказывать текст на основе опорных слов. Создание летописи класса. Оценка достижений. | -
-
работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. |
| 10. О братьях наших меньших. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. | 7 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать текст в чтении учителя. Рисовать словесные картины. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст. Называть героев рассказа. Отвечать на вопросы по содержанию. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Характеристика героя рассказа с помощью опорных слов. Оценка достижений | работа с учебником; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) фронтальная работа – диалог, полилог; индивидуальная работа; работа в паре. |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
Добукварный период (14 часов) |
1 | День знаний. Здравствуй, школа! Инструктаж по т/б. (Ч. 1, с. 2–3) | 1 | 01.09 | |
2 | «Азбука» - первая учебная книга. Устная и письменная речь. Предложение. (с.4- 5) | 1 | 02.09 | |
3 | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово.(с. 6-7) Входная диагностическая работа | 1 | 06.09 | |
4 | Люби всё живое. Слово и слог. (с. 8-9) | 1 | 07.09 | |
5 | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. (с.10-11) | 1 | 08.09 | |
6 | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи. (с. 12-13) | 1 | 09.09 | |
7 | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки. (с. 14-16) | 1 | 13.09 | |
8 | Век живи, век учись. Как образуется слог? (с. 16-17) | 1 | 14.09 | |
9 | Повторение – мать учения.(с.18-20) | 1 | 15.09 | |
10 | Азбука – к мудрости ступенька. Гласный звук [а], буквы А, а. (с. 20–23) | 1 | 16.09 | |
11 | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о], буквы О, о; их функция в слоге-слиянии.(с. 24–27) | 1 | 20.09 | |
12 | Нет друга - ищи, а нашёл – береги. Звук [и], буквы И,и ; их функция в слоге-слиянии.(с. 28–31) | 1 | 21.09 | |
13 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Гласная буква ы, звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии. (с. 32–35) | 1 | 22.09 | |
14 | Ученье – путь к уменью. Звук [у], буквы У, у, их функция в слоге-слиянии.(с. 36–39) | 1 | 23.09 | |
Букварный период (62 часа) |
15 | Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’], буквы Н,н. (с. 40–43) | 1 | 27.09 | |
16 | Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [c’], буквы С, с.(с. 44–47) | 1 | 28.09 | |
17 | Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к’], буквы К, к.(с. 48–51) | 1 | 29.09 | |
18 | А.С. Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т’], буквы Т,т. | 1 | 30.09 | |
19 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление).(с. 54–55) | 1 | 04.10 | |
20 | К.И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’], буквы Л, л.(c. 58–63) | 1 | 05.10 | |
21 | А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.(с. 64–67) | 1 | 06.10 | |
22 | Век живи, век учись. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.(с. 68–71) | 1 | 07.10 | |
23 | Русская народная сказка. Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. Буква Е – показатель мягкости согласных. (с. 72–77) | 1 | 11.10 | |
24 | Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.(с. 78–83) | 1 | 12.10 | |
25 | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.(с. 84–89) | 1 | 13.10 | |
26 | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках. (с. 88-89) | 1 | 14.10 | |
27 | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. (с. 90–93) | 1 | 18.10 | |
28 | Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з.(с. 92-95) | 1 | 19.10 | |
29 | А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с. 96–98) | 1 | 20.10 | |
30 | Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П.(с. 98–99) | 1 | 21.10 | |
31 | Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. (с. 100-103) | 1 | 25.10 | |
32 | Терпение и труд всё перетрут. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.(с. 104–106) | 1 | 26.10 | |
33 | Буква Д, д (закрепление). Сопоставление букв д-т в слогах и словах. (с. 108-109) | 1 | 27.10 | |
34 | Буквы Д, д (закрепление). | 1 | 28.10 | |
35 | Россия – Родина моя. Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. (с. 110–112) | 1 | 08.11 | |
36 | Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я. (с. 113-115) | 1 | 09.11 | |
37 | Чтение текстов с изученными буквами. (с. 112) | 1 | 10.11 | |
38 | Чтение текстов с изученными буквами.(с.116-117) | 1 | 11.11 | |
39 | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 118–120) | 1 | 15.11 | |
40 | Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении. (с. 121-123) | 1 | 16.11 | |
41 | Закрепление знаний о буквах Г, г. | 1 | 17.11 | |
42 | Делу время, а потехе час. Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Правописание сочетаний ча - чу. (с. 4-5, 7) | 1 | 18.11 | |
43 | Буква Ч (закрепление). (с. 6-7) | 1 | 22.11 | |
44 | Буква Ч (закрепление). (с. 8-9) | 1 | 23.11 | |
45 | Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь как показатель мягкости согласных звуков. (с.10-13) | 1 | 24.11 | |
46 | Ь как показатель мягкости согласных звуков. (с. 13-15) | 1 | 25.11 | |
47 | Ь как показатель мягкости согласных звуков. (с. 13-15) | 1 | 29.11 | |
48 | Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. | 1 | 30.11 | |
49 | Буква ш (закрепление). (с. 20-23) | 1 | 01.12 | |
50 | Буква ш (закрепление). (с. 20-23) | 1 | 02.12 | |
51 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. (с. 24–27) | 1 | 06.12 | |
52 | Буквы Ж, ж, сочетания жи-ши (закрепление). (с. 27-29) | 1 | 07.12 | |
53 | Люби всё живое. Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. (с. 30–32) | 1 | 08.12 | |
54 | Буква Ё (закрепление). (с. 30-33) | 1 | 09.12 | |
55 | Буква Ё (закрепление). (с. 30-33) | 1 | 13.12 | |
56 | Жить – Родине служить. Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й. (с. 34–37) | 1 | 14.12 | |
57 | Буква Й. (закрепление). | 1 | 15.12 | |
58 | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 38–39, 42) | 1 | 16.12 | |
59 | Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х. (с. 40, 43, 44) | 1 | 20.12 | |
60 | Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. | 1 | 21.12 | |
61 | Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 40–41, 43, 45) | 1 | 22.12 | |
62 | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. (с. 46–47) | 1 | 23.12 | |
63 | Буква Ю,ю (закрепление). (с. 48) | 1 | 27.12 | |
64 | Буквы Ю, ю (закрепление). (с. 49) Диагностическая работа | 1 | 28.12 | |
65 | Делу время, потехе час. Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. (с. 50–52) | 1 | 29.12 | |
66 | Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)(с. 53–55) | 1 | 11.01 | |
67 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц (закрепление). | 1 | 12.01 | |
68 | Как человек научился летать. Гласный звук[э]. Буквы Э, э. (с. 56–58) | 1 | 13.01 | |
69 | Чтение слов с буквами Э, э (закрепление).(с. 60–61) | 1 | 17.01 | |
70 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э (закрепление). | 1 | 18.01 | |
71 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща,щу. (с. 62–63) | 1 | 19.01 | |
72 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление). (с. 65–69) | 1 | 20.01 | |
73 | Играют волны, ветер свищет… Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. (с. 70–73) | 1 | 24.01 | |
74 | Бог не в силе, а в правде. Мягкий и твердый разделительные знаки. (с. 74–75) | 1 | 25.01 | |
75 | Доброе дело – великое счастье. Отработка техники чтения. (с. 74, 76-77) | 1 | 26.01 | |
76 | Русский алфавит. (с. 78-81) | 1 | 27.01 | |
Послебукварный период. (16 часов) |
77 | Как хорошо уметь читать. В.Д. Берестов. «Читалочка». Е.И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». (с. 82-85) | 1 | 31.01 | |
78 | «Наше Отечество» К.Д. Ушинский. (с. 86-87) | 1 | 01.02 | |
79 | Чтение и анализ статьи В. Н. Крупинина «Первоучители словенские». (с. 88-89) | 1 | 02.02 | |
80 | «Первый букварь» В.Н. Крупинина. (с. 90-91) | 1 | 03.02 | |
81 | А. С Пушкин. Отрывок из « Сказки о мёртвой царевне…» (с. 92-93) | 1 | 07.02 | |
82 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. (с. 94) | 1 | 08.02 | |
83 | Рассказы К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». ( с. 95) | 1 | 09.02 | |
84 | Сказка К.И. Чуковского «Телефон». (с. 96) | 1 | 10.02 | |
85 | К.И. Чуковский «Путаница» (с. 97) Особенности стихотворений – небылиц. | 1 | 14.02 | |
86 | В.В. Бианки «Первая охота». (с. 98-99) | 1 | 15.02 | |
87 | С. Я Маршак. «Угомон», «Дважды два». (с. 100-101) | 1 | 16.02 | |
88 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». (с. 102-103) | 1 | 17.02 | |
89 | А.Л. Барто «Помощница», «Зайка». (с. 104) | 1 | 28.02 | |
90 | А.Л. Барто «Игра в слова».(с. 105) | 1 | 01.03 | |
91 | С. В. Михалков «Котята». Б.В. Заходер. «Два и три». В.Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом» (с. 106-108) | 1 | 02.03 | |
92 | Презентация проекта «Живая азбука» Прощание с Азбукой. Проверим свои знания. (с. 109–111) | 1 | 03.03 | |
Вводный урок (1 час) |
93 | Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | 07.03 | |
Жили-были буквы (7 часов) |
94 | В. Данько «Загадочные буквы» . Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | 1 | 09.03 | |
95 | И. Токмакова«Аля Кляксичи буква "А"» Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. (с.9-10) | 1 | 10.03 | |
96 | Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б», нет» Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. (с.11-13) | 1 | 14.03 | |
97 | Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова«Кто как кричит?» Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». (с.14-18) | 1 | 15.03 | |
98 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» (с.19-21) | 1 | 16.03 | |
99 | Из старинных книг. (с.22-23) | 1 | 17.03 | |
100 | Урок-обобщение «Жили-были буквы» Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. (с.24-28) | 1 | 21.03 | |
СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ ( 7 часов) |
101 | Е. Чарушин«Теремок» Выставка книг по теме. (с. 30-37) | 1 | 22.03 | |
102 | Русская народная сказка «Рукавичка» (с. 38-41) | 1 | 23.03 | |
103 | Загадки, песенки, потешки .(с. 42-45) | 1 | 24.03 | |
104 | Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» (46-51) | 1 | 04.04 | |
105 | А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет...»,«Белка песенки поёт» (с. 52-53) | 1 | 05.04 | |
106 | Русская народная сказка«Петух и собака» (с.54-57) | 1 | 06.04 | |
107 | Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылицы» (с. 58-62) | 1 | 07.04 | |
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ,ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!.. (5 ЧАСОВ) |
108 | Стихотворения русских поэтов о природе. А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...» (с. 64-65) | 1 | 11.04 | |
109 | Лирические стихотворения поэтов. Т. Белозёров«Подснежник». С. Маршак «Апрель» (с. 66-67) | 1 | 12.04 | |
110 | И. Токмакова«Ручей». Е.Трутнева«Когда это бывает?»Сочинение загадок. Проект «Составляем азбуку загадок» (с. 68-73) | 1 | 13.04 | |
111 | Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!» (с. 74-78) | 1 | 14.04 | |
112 | Урок-обобщение . Проект «Составляем азбуку загадок». Обобщение и проверка знаний по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель.». Представление результатов проекта | 1 | 18.04 | |
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (6 часов) |
113 | И. Токмакова«Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (Ч. 2, с. 4-8) | 1 | 19.04 | |
114 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» (с. 9-11) | 1 | 20.04 | |
115 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» (с. 12-13) | 1 | 21.04 | |
116 | И. Пивоварова «Кулинаки -пулинаки». О. Григорьев «Стук», И. Токмакова«РазговорЛютикаи Жучка» (с. 14-16). | 1 | 25.04 | |
117 | К. И. Чуковский «Телефон» (с. 17-21) | 1 | 26.04 | |
118 | М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме«И в шутку и всерьёз» (с. 22-28) | 1 | 27.04 | |
Я и мои друзья (7 часов) |
119 | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». (с.30-33) | 1 | 28.04 | |
120 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». (с.34-36) | 1 | 03.05 | 02/05 |
121 | Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». (с.37-38) | 1 | 04.05 | 03.05 |
122 | И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». (с.39-40) | 1 | 05.05 | 04.05 |
123 | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». (с.41-47) | 1 | 10.05 | 05.05 |
124 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»(с. 48-49) | 1 | 11.05 | 10.05 |
125 | Обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект «Наш класс — дружная семья». Представление результатов проекта .(с. 50-54) | 1 | 12.05 | 11.05 |
| О братьях наших меньших (7часов) |
126 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. (с.56-59) | 1 | 16.05 | 12.05 |
127 | В. Осеева «Плохо». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. (с.60-61) | 1 | 17.05 | 16.05 |
128 | И. Токмакова «Купите собаку». (с. 62-64) Диагностическая работа | 1 | 18.05 | 17.05 |
129 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». (с. 65-67) | 1 | 19.05 | 18.05 |
130 | С. Михалков «Важный совет». В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия. (с. 68 70) | 1 | 23.05 | 19.05 |
131 | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». (с. 71-73) | 1 | 24.05 | 23.05 |
132 | Обобщающий урок «О братьях наших меньших». ». Различение жанров художественных произведений. Оценка достижений . (с.74-78) | 1 | 25.05 | 24.05 |