Источники, оснащение и оборудование: | Ноутбук, телевизор, учебники, портрет автора, предметы, для определения темы урока. |
Определение темы, цели и задач урока | Стратегия «Круглый стол» - В вас на столе картинки: карта, рюкзак, нож, верёвка, спички. - Где нам могут пригодиться эти вещи? - О чём будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? - Правильно, мы будем путешествовать вместе с героем произведения Ю. Кима «Отважный охотник» | Знакомятся с темой и целями урока. |
Изучение нового материала | Знакомство с биографией автора. Стратегия «Опережающее задание» Ю́лий Черса́нович Ким (родился в 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард. Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В. Ломоносова). Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник». 1. Работа с текстом до чтения. – Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название. Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и приключениях? О ком оно? – Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.) – Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что-то необычное, удивительное? 2. Работа с текстом во время чтения. 3. Самостоятельное чтение стихотворения. – Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно написано. 4. Повторное чтение стихотворения. – Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю. Кима. (При чтении 16-й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия), манить – звать; пути, дороги – синонимы.) – Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил художник. (Картечь – это крупная дробь для охотничьего ружья.) После чтения 2-й строфы: – Обратите внимание, как заканчиваются 1-я и 2-я строфы. Как вы понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения, преодоление трудностей, а совсем не охота.) После чтения 3-й строфы: – Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью? Почему? 5. Работа над выразительным чтением. – На что похоже стихотворение? (На песню.) – В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.) – Действительно, со словами этого стихотворения-песни хорошо отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя стихотворения? (Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды, благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.) – Прочитайте стихотворение, стараясь передать его ритм. Чтение стихотворения 1–2 учениками. |
Знакомство с биографией автора.
Знакомство с произведением и его анализ. |
Закрепление | Работа с текстом после чтения. – Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким должен быть настоящий путешественник...) – А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом говорится? Не нужен мне ни порох, Ни пули, ни пыжи, Пока в моих патронах Огонь моей души. (Учитель объясняет значение слова пыж – прокладка из войлока или картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.) – Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима. В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине. Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека можно назвать оптимистом. – Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик. | Работа над основной мыслью текста. |