СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

Тема: Мир волшебной сказки (Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом...», арабская сказка «Синдбад-мореход»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом...»»

Литературное чтение

Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»

Тема: Мир волшебной сказки (стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом...», арабская сказка «Синдбад-мореход»)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


2 2

Обобщение по теме «Русские народные сказки».

1. Беседа.

– На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)

– А по авторской принадлежности?

– Какие сказки мы прочитали в разделе «И кот учёный свои мне сказки говорил...»? К каким группам вы их отнесёте?



2. Игра «Сказочная эстафета».

В игре участвуют команды (по количеству рядов). Каждой команде учитель предлагает иллюстрацию к сказке и маршрутный лист, который дети заполняют по очереди, передавая друг другу.

3
. Викторина «Знаешь ли ты русские народные сказки?»

– Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить. Если это строчки из русской народной сказки, то встаньте и продолжите их.

В других случаях надо назвать сказку, а продолжать слова не надо.

«Сивка-Бурка...» («Вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Русская народная сказка «Сивка-Бурка».)

«Лети, лети, лепесток...» (В. Катаев «Цветик-семицветик».)

«Раз, два, три. Горшочек...» (Братья Гримм «Горшок каши».)

«По щучьему веленью, по моему хотенью...» (Русская народная сказка «По щучьему велению».)


«У меня зазвонил телефон...» (К. Чуковский «Телефон».)

«Козлятушки, ребятушки…» («Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла...» Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

















2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворения Дж.Р.Р. Толкина.

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте фамилию автора. Что вас удивило? (Оказывается, Толкин писал не только сказки, но и стихи).

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Вы поняли, куда стремятся герои стихотворения? (Учитель принимает все ответы детей, не комментируя их.)

3. Повторное чтение (читает учитель) с комментированием.

После 1-й строфы:

— Представили? В доме ещё топится камин, тепло, уютно, дом ещё не остыл. Но герои торопятся уйти, чтобы увидеть... (невиданные города, селения, горы).

После 2-й строфы:

– Наши герои – мечтатели, фантазёры; им интересны и «подземный путь» (Что это? Может быть, таинственные сказочные подземелья или страна гномов...), и «волшебный взлёт» – они стремятся облететь «весь мир земной».

После 3-й строфы:

– Какие наши герои, вы поняли? (Бесстрашные.)

После 4-й строфы:

– Когда же закончится путешествие?

– Прочитайте строчки, которые говорят о том, как хорошо дома после долгих странствий.


4. Беседа после чтения.

– Какое настроение вы почувствовали?

– Попробуйте предположить, для кого мог написать Толкин это стихотворение? (Может быть, для своих детей, как и сказку о хоббите, которую читали во 2-м классе.)

– А могли быть героями этого стихотворения Бильбо Беггинс и гномы?

3. Работа с текстом после чтения.

– Как вы думаете, почему авторы учебника включили это стихотворение в «сказочный» раздел?

Арабская сказка «Синдбад-мореход» (беседа, выборочное чтение).

– Что узнали из заглавия? Какие вопросы возникли?

– Эта сказка – из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием?

Рассказ учителя:

– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнил. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.

– Итак, арабская сказка. (Учитель может показать на карте современные арабские государства: Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и др.)

– Какая это сказка? (Волшебная.) Почему вы так решили? (Дети перечисляют приметы волшебной сказки: рыбы, глотающие корабли; люди, у которых раз в год вырастают крылья; змея, держащая в пасти человека…)

– Как озаглавили части? Прочитайте.

– Похожа ли эта сказка на русские народные волшебные сказки?

(Путешествия героя, герои-помощники, награда герою.) А чем отличается?

– Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите. (Купец из Багдада, торговал и путешествовал целых 27 лет; совершил шесть путешествий; он человек сильный, смелый, находчивый, но смиряется перед силами природы; у него страсть к путешествиям; любит красоту.)

– Захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада?


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?



ΙV. Домашнее задание.

Пересказ фрагмента сказки о Синдбаде (по выбору учащихся).