СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный турнир "Читаем Пушкина" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка создавалась на основе нескольких интернет - статей, а также пи помощи коллег (за что им огромное спасибо!!!!) Если нужны приложения к мероприятию (презентации и т. д.) пишите ЛС.

 

Просмотр содержимого документа
«Литературный турнир "Читаем Пушкина" 6 класс»

Оборудование

1. Музыкальное сопровождение: вальс Свиридова «Метель».

2. Презентация.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя. (слайд 1)

-Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с огромной страной – миром творчества А.С.Пушкина, а точнее - с циклом его произведений, написанных осенью 1830 года, – «Повестями Белкина». (слайд 2)

- Находясь в имении Болдино, незадолго до своей женитьбы на Н.Н.Гончаровой, А.С.Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетневу пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonime, несколько драматических сцен, или маленьких трагедий: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё... Написал я прозою... несколько повестей». Очевидно, что речь идёт о “Повестях Белкина”. Этому циклу повестей мы и посвятим сегодня наш литературный турнир.

-Итак, тема объявлена. А сейчас разрешите мне представить членов жюри.

2. Презентация команд «Коротко о нас…» (слайд 3)

- Команды объявляют свои названия и представляют капитанов (команда, которая лучше себя презентовала, получает 2 балла, соперники - 1).

3. I ТУР «Разминка» (медиа -азбука) (слайд 4, далее - отдельная презентация)

- Давайте проверим себя, а жюри подведет итоги 1 тура. (прорешивание медиа-азбуки).


4. Жеребьевка для II ТУРА. Конкурс «Узнай героя» (слайды 5,6)


- Каждая команда получит конверт с описанием двух героев. Задача игрока, который будет представлять команду в этом конкурсе, - как можно быстрее справиться с заданием. За каждый правильный ответ 2 балла. Команда, игрок которой справился раньше и правильно всех угадал, будет первой выбирать вопрос во II туре.


1. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...” (Сильвио, “Выстрел”)


2. Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне” (Мария Гавриловна, “Метель”)


1. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон” (Лиза Муромская, “Барышня-крестьянка”)


2. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…» (Бурмин, «Метель»)


5. II ТУР «Внимательный читатель» (слайды 8-33)


- В данном туре каждая команда будет отвечать по очереди на 10 вопросов. Право первого выбора задания принадлежит команде, победившей в предыдущем туре.


6. Игра со зрителями «Любимые герои». (слайд 34, кроссворд на доске)


- Пока жюри подводит итоги первых 3 туров, мы с вами отгадаем небольшой кроссворд. За каждое правильно угаданное слово зритель получает 1 балл, который он может потом отдать той команде, за которую болеет.

Имя Муромской из повести «Барышня-крестьянка».

Как звали станционного смотрителя?

Герой повести «Гробовщик».

В повести «Метель» он случайно стал мужем Марьи Гавриловны.

Кучер из повести «Метель».

Какое имя «придумала» себе главная героиня в повести «Барышня-крестьянка»?

Герой повести «Выстрел».

Гусар, увезший Дуню от станционного смотрителя.


7. III ТУР конкурс капитанов «Сплетни, или кто тому сказал» (слайд 35)


- Выбираете по очереди задание и отвечаете «Кто кому в каком произведении сказал» (по 3 балла за каждый правильный ответ)


1. Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив. (Сильвио лирическому герою, «Выстрел»)

2. Ну вот те святая пятница, приду (Лиза-Акулина Алексею, «Барышня-крестьянка»)

3. А старики пускай себе дерутся, коли им это весело (Настя Лизе, «Барышня-крестьянка»)

4. Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою! (Марья Гавриловна Бурмину, «Метель»)

5. «Ваше благородие! Отдайте мне по крайне мере бедную мою Дуню» (Самсон Вырин Минскому, «Станционный смотритель»)

6. Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают (Лиза Насте, «Барышня-крестьянка»)

7. Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено! (Муромский Лизе и Алексею, «Барышня-крестьянка»)

8. Ну мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу. (Алексей Лизе, «Барышня-крестьянка»)

9. «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром» (Ямщик Вырину, «Станционный смотритель»)

10. «Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал» (Адриян Прохоров мертвецам (своим клиентам), «Гробовщик»)


8. IV ТУР. Блиц- турнир «Самый внимательный» (слайд 36)

- Команды снова выбирают конверт с заданием, в одном конверте вас ждут вопросы по повести «Барышня - крестьянка», в другом – «Станционный смотритель» и «Метель». На этот тур у команд ровно по 1 минуте (жюри следит за временем). За каждый правильный ответ по 1 баллу.


ЖЕЛТЫЙ КОНВЕРТ. «БАРЫШНЯ - КРЕСТЬЯНКА»


1.О ком следующие слова: «умирала со скуки в этой варварской России»? (Мисс Жаксон)

2.Назовите имя пастуха, который сплел для Лизы Муромской лапти (Трофим)

3.Что читал Берестов-отец? («Сенатские ведомости»)

4.Во что играли на именинах у поваровой жены? (В горелки)

5.О ком следующие слова: «рассказывает с вечными своими подробностями»? (Настя)

6.Какую героиню автор называет «молодая проказница» в повести «Барышня-крестьянка»? (Лизу)

7.Каким именем назвала себя Лиза, встретившись с Алексеем в роще? (Акулина)

8.Как называлось имение Берестовых? (Тугилово)

9.Что в повести «Барышня-крестьянка» сыграло роль почтового ящика? (Дупло старого дуба)

10.Опишите кольцо, которое носил Алексей Берестов (Черное кольцо с изображением мертвой головы)

11.Кто из помещиков: Берестов или Муромский - слыл англоманом? (Муромский)

12.Назовите кличку собаки Алексея Берестова (Сбогар)

13.В каком селе жила Лиза? (В Прилучино)

14. Какого цвета был сарафан Лизы Муромской? (Синий)

15. Что примирило Берестова и Муромского? (Берестов помог Муромскому)

16. Какие уроки преподает Акулине Алексей? (учит грамоте)

17. Назовите английское имя Лизы. (Бетси)

18. Кто втайне исполнял роль почтальона? (Настя)

19. Чьей дочерью представилась Акулина? (Василья - кузнеца)

20. О ком следующие слова: «…был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности»? (Алексей)


КРАСНЫЙ КОНВЕРТ. «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ», «МЕТЕЛЬ»

1. Продолжите строчку из эпиграфа «Коллежский регистратор, почтовой станции…» (диктатор)

2. Сколько лет было Дуне, когда рассказчик её впервые увидел? (14)

3. «… а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель». Что было изображено на картинках? (история блудного сына)

4. «Под каждой картинкой прочел я приличные…» (немецкие стихи)

5. Как зовут смотрителя? (Самсон Вырин)

6. «Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако же выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед». Кто это? (ротмистр Минский)

7. Куда обещал подвезти гусар Дуню? (в церковь)

8. Ротмистр Минский ехал из … в …? (из Смоленска в Петербург)

9. У кого Самсон Вырин остановился в Петербурге? (в доме своего старого сослуживца)

10. Сколько раз отец Дуни приходил к Минскому? (3 раза)

11. Какое обещание дает ротмистр Самсону Вырину? (она будет счастлива)

12. Чему научил Вырин соседских ребятишек? (дудочки вырезывать)

13. «Ехала она в карете в 6 лошадей, с … маленькими барчатами…» (тремя)

14. «А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала … - славная барыня!» (пятак серебром)

15. С кем связаны французские романы в повести «Метель»? (С Машей)

16. Что было изображено на печати, которой Марья Гавриловна запечатала свое письмо к родителям? (Два пылающих сердца)

17. Перед побегом из дома с Владимиром Марья Гавриловна пишет письма. Кому они адресованы? (Подруге и родителям)

18. Как называлось село, в котором Владимир Николаевич и Марья Гавриловна собирались тайно венчаться? (Жадрино)

19. Какую героиню автор называет “молодая преступница” из повести «Метель»? (Машу)

20. Как зовут человека, который был женат на Марье Гавриловне? (Бурмин)


10. Интересные факты о Пушкине. (слайд 37)


- Пока жюри подводит итоги нашего турнира, мы узнаем некоторые весьма любопытные факты об А.С. Пушкине. (см. отдельный лист)


11. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Награждение. (слайд 38)


- Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам «Повестей Белкина» А.С.Пушкина. Каждая из них интересна по-своему, но все они объединены одной мыслью — необходимо в любых обстоятельствах оставаться человеком, помнить о своем человеческом достоинстве, заботиться о близких и бороться за свое счастье. Лев Николаевич Толстой писал «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни...». Читайте Пушкина, перечитывайте и любите его!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!