СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер, посвящённый юбилею А.С.Пушкину.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, посвящённого юбилею А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер, посвящённый юбилею А.С.Пушкину.»

Сценарий литературного вечера, посвященного юбилею А.С.Пушкина.

Вед.1

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово

. Г. Гоц.

  Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.



Вед.2

Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик – будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!”

Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений.

Наш урок посвящается памяти А.С. Пушкина. Мы будем говорить о нем, о тех, кто с ним общался, пройдем дорогами его жизни и творчества.

Вед.1 А говорить мы будем поэтапно. И первый этап- детство.

Ученик

Отец поэта Сергей Львович, отставной военный, был потомок знатного рода, острослов, страстный любитель поэзии, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатейшую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красивая, образованная, остроумная. Дядя Пушкина Василий Львович был известным в то время поэтом. Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков. Мальчиком Александр Сергеевич был свидетелем литературных споров, чтения и обсуждения новейших произведений.


Ученик  

Как принято, было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.


Ученик

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги стали главным источником знаний. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин.

Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, за что в лицее друзья ему дали прозвище «француз».


Ученик

 Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. На восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В девять писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом. Но родители не уделяли особого внимания

на его творения, поэтому до нас не дошли его самые ранние работы.

 




Ученик

На формирование характера и на умственное развитие поэта большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева, которая была настоящей представительницей русских нянь; мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками. Эти две русские женщины учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии. Пушкин так вспоминает о своей няне, называя ее, как в старину «мамушкой».



Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Сна духов молитвой уклони

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы ... ( Бова́ Короле́вич — герой русского фольклора,)

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Не чувствуя ни ног, ни головы.


Пушкин маленький: Мамушка, расскажи сказку.

Арина Радионовна: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство 1 зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на третьей»,

А потом Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане»


(Инсценировка сказки)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна»

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки - царя

Родила богатыря» -

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».



Вед .2 Второй этап- отрочество и юность.

1 ученик. Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.

2 ученик. Здесь навсегда переплелись дороги будущего поэта Дельвига и мореплавателя Матюшкина; министра Горчакова, сделавшего блестящую карьеру, и Вильгельма Кюхельбекера, «Особо опасного государственного преступника», много лет бывавшего на каторге блестящего артиллерийского полковника Есакова и декабриста Пущина…


Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья...

Что было и не будет вновь...

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!


Ученик. Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.


Ученик. В садах лицея Пушкин стал поэтом.

Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина.

Его друг Пущин так вспоминает урок в математическом классе


Разыгрывается сцена «В математическом классе»

Преподаватель Карцов. Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу

Лицеист. Мнется у доски, что-то молча пишет, зачеркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет.

-Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин улыбаясь ответил:

-Нулю!

Карцов. Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.

Спасибо Карцову, что из математического фанатизма не вел войны с его поэзией. (И. И. Пущин.)

Вед 2. В этот период написано более трёхсот стихотворений, преимущественно в духе "лёгкой" и "анакреонтической" поэзии: "К другу стихотворцу", "К Наталье", "Гроб Анакреона", "Фавн и пастушка". Самое известное стихотворение этого периода - ода "Воспоминания в Царском Селе",написанная в 1815 году и прочитанная на лицейском экзамене в присутствии Г.Р. Державина. В это же время Пушкин работает над сказочной поэмой "Руслан и Людмила". Успех поэмы, лёгкость языка принесли Пушкину славу. Жуковский подарил юному поэту свой портрет со знаменитой надписью: "Победителю ученику от побеждённого учителя".

Ведущ.1 Но шесть лет пролетели. Лицеисты покидали Царское Село с грустью радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с Лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.



Ученик. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

И счастие куда б ни повело

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.



Вед 2 С того времени поэт полюбил величественный Петербург. В своих произведениях он воспел этот чудный город. Эти стихи помогают представить нам величие Петербурга, его строгость, гордую красоту в безлунные белые ночи. 

Ученик

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

 

Вед.1 Третий этап- Петербургский период (1817-1820)

Пушкин зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином коллежского секретаря. Он вполне воспользовался своею молодостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны. Он жадно предавался всем наслаждениям.

Известность Пушкина и литературная, и личная с каждым днем возрастала. Молодежь твердила наизусть его стихи, повторяла остроты его и рассказывала о нем анекдоты.


Вед.2 Придворный поэт В.А Жуковский, который станет другом Пушкину на всю жизнь, воскликнул в письме князю Вяземскому: «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как провидением».

В эти годы окрепла дружба между Пушкиным и П.Я. Чаадаевым, с которым Пушкин познакомился еще в лицее. Чаадаев оказал огромное влияние на поэта, он был одним из замечательнейших людей своего времени К Чаадаеву Пушкин обратился со стихами:

Ученик: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой,

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

А.С. Пушкин «К Чаадаеву»

Ученик. Тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его «Деревня», «Ода», «Вольность», «Ура! В Россию скачет»… Не было живого человека, который не знал бы его стихов.

Н.М. Карамзин – И.И. Дмитриеву. 19 апреля 1820 г. писал:

«Над здешним поэтом Пушкиным если не гроза, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): …он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей…»

Александр I - Е.В. Энгельгардту, директору лицея.

Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает…

Величайшем указом А.С. Пушкин под видом нового назначения отправляется в Кишинев. Эти годы в жизни поэта названы южной ссылкой.

Вед 1. Четвёртый этап - 1820 – 1824 Южная ссылка

О, как молод он был в эти дни – горяч и сдержан, вспыльчив и рассудителен, влюбчив и холоден! В сердце его теснятся надежды, предчувствия… Ему 21 год. Нет, еще двадцать, - скоро у него день рождения. Пушкин встретит этот день безнадежно отрезанным от света, в котором чувствовал себя блистающим, от друзей, без которых он не мыслил пробыть и часу, от брата Левушки, к которому был трогательно привязан.

Он едет навстречу новому– такой юный и такой взрослый, еще не до конца осознавая, чем обернется для него и эта дорога, исходящая пылью, и вольнолюбие его молодости, и дерзкие строки стихов, не знающие промаха. Навстречу неожиданностям, стихам, любви, смятению едет он.

Он – блажен, он молод смолоду!

Вед 2. По дороге в Кишинев Пушкин встретился с семейством прославленного генерала Раевского, который выхлопотал ему отпуск, и вместе с ними Пушкин уехал на Кавказ.

(лирическая музыка)


Ученица:Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой.

Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому об этом ничего не сказала, и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картина была очень грациозна и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестный стих; мне было тогда лишь 15 лет.

М.Н. Волконская. (Мария Раевская)


Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»


В Кишиневе генерал Инзов дал Пушкину квартиру в одном с собою доме.

Кишинев для Пушкина – неожиданно живописный восток. На равнине под Кишиневом, на выгонах, дымят костры таборов кочевых цыган, живописных выходцев из Древней Индии. Пушкин любил часами слушать завораживающие грустные песни цыган о любви и смерти, смотреть их зажигательные танцы.

Цыганский танец и песни

Ученик . В Кишиневе Пушкин охотно принимал приглашения на все праздники и вечера, и все его звали.

Он… любил карты, и танцы, и балы.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу заметить мою речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то… не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»


Ученик: В 1823 году Пушкин оказывается в Одессе под началом графа Воронцова.

Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходившей всех других во власти, с которой управляла мыслию и существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить про одного себя тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы…

П.А. Анненков


Хотя имени Е.К. Воронцовой поэт не упоминает, но, возможно, любовью к ней продиктованы эти строки.


Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

А.С. Пушкин



Отношение графа Воронцова к Пушкину становилось все более недоброжелательным.

(Граф Воронцов) Состоящему в штате моем, коллегии иностранных дел, коллежскому секретарю Пушкину.

Поручаю вам отправиться в уезды Херсонский, Елизаветградский и Александрийский: по прибытии… явиться в тамошние общие уездные присутствия и потребовать от них сведения: в каких местах саранча возродилась, в каком количестве…

О всем, что по сему найдено будет, рекомендую донести мне.

Граф М.С. воронцов, от 22 мая 1824 года.


Ученик: Рапорт, поданный Пушкиным Воронцову по возвращении из командировки:

Саранча летела, летела и села,

Сидела, сидела все съела

И вновь улетела.



Простить дерзость и вольность Пушкину граф Воронцов не мог. В Петербург были посланы донесения, в которых излагалось предложение об удалении поэта из Одессы в имение родителей под надзор местного начальства.

Ученик: Именно в Южной ссылке начинает работать над созданием романа в стихах "Евгений Онегин". Пишет несколько лирических стихотворений, в которых продолжают звучать вольнолюбивые мотивы: "Узник", "К морю", "Свободы сеятель пустынный", "Кинжал", "Кто, волны, вас остановил", "Песнь о Вещем Олеге". Создаёт цикл южных романтических поэм: "Братья-разбойники", "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы".

Вед 1 Пятый этап - Михайловское 1824 – 1826

А я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских,

От оперы, от темных лож

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов Тригорских,

В далекий северный уезд,

И был печален мой приезд.


Вед 2 Т.А. Вяземский – А.И Тургеневу.

Кто творец этого бесчеловечного убийства? Или не убийство – заточить пылкого, кипучего юношу в деревне русской?… Страшусь за Пушкина! В его лета, с его душою…


Ученик А.С. Пушкин – В.Ф. Вяземской

Бешенство скуки пожирает мое глупое существование…. Все, что напоминает мне о море, вызывает у меня грусть; я думаю, что ясное небо заставило бы меня заплакать от бешенства, но слава богу: небо у нас сивое. А луна – точно репа.


Няня единственная моя подруга,

И с нею только мне не скучно.


Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

читаю только старой няне,

Подруге юности моей.


Ученик: Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.

А когда-то давным- давно в этой комнате горела свеча, потрескивали в печи поленья.

Старушка вяжет чулок, привычно ходят в руках спицы, разматывается клубок. Изредка старушка поднимает глаза на её бывшего воспитанника

Как он изменился с тех пор, как она его не видела, возмужал, только вот не вырос совсем. Старушка улыбается, может вспоминается ей, каким смешным и неуклюжим он был когда-то.

А он, прислушивается к завыванию вьюги за окном, вглядывается в искрящуюся под луной, снежную равнину. Что он хочет услышать в песни ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?

Он видит и слышит то, что до него никто, никогда не видел и не слышал.


Ученик

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Ученик: Своей мамушке он посвятил эти строки

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь.


Вед.1. Ссылка в Михайловское (1824-1826) была воспринята Пушкиным болезненно, поэтому в лирике этого периода звучит тема одиночества, мотив изгнанничества ("К Языкову", "Зимний вечер"). Однако именно здесь, в российской глубинке, Пушкин по-настоящему узнаёт и русский фольклор, и русскую природу. Здесь, в Михайловском, он завершает работу над своим последним романтическим произведением - поэмой "Цыганы" и продолжает работать над романом "Евгений Онегин". В Михайловском Пушкин пишет свои лучшие стихи о любви: "Сожжённое письмо", "Талисман", "Всё в жертву памяти твоей..." (все названные стихотворения посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой),"Признание" (посвящено Александре "Алине" Осиповой), "Я помню чудное мгновенье..."(посвящено Анне Петровне Керн). Тема поэта и поэзии звучит в стихотворениях "Разговор книгопродавца с Поэтом", "Пророк", в цикле "Подражание Корану". Лучшее стихотворение о лицее и лицейской дружбе - "19 октября" - написано здесь же, в Михайловском, в 1825 году. В этот же период создаётся трагедия "Борис Годунов".

Вед.2. Шестой этап -годы странствий (1826-1830).

Встреча Пушкина с Николаем Первым состоялась 8 сентября 1826 года. В результате поэт, пообещав не действовать против власти, получил свободу и освобождение от общей цензуры. В этот период происходит ряд важных событий в жизни Пушкина: путешествие на Кавказ, знакомство с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, работа совместно с лицейским одноклассником Антоном Дельвигом в "Литературной газете".

Вед.1. В творчестве этого периода преобладает социально-философская и политическая тематика: "Во глубине сибирских руд...", "Анчар", "Арион". Сразу несколько произведений Пушкин посвящает теме Петра Первого: поэму "Полтава", повесть "Арап Петра Великого", стихотворение "Стансы". Интимная лирика представлена стихотворениями "На холмах Грузии", "Зимняя дорога", "Что в имени тебе моём...", "Я вас любил", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...".

Вед.2. В апреле 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Гончаровой и со второй "попытки" (по причине недостаточной, по мнению матери Гончаровой, политической благонадёжности поэта) получает согласие.

Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она почти моя…

Итак, я удваиваю жизнь… стану думать: мы. Я никогда не хлопотал о счастии: я мог обойтись без него. Теперь мне нужно его на двоих, а где мне взять его?

А.С. Пушкин.

Вед.1. Седьмой этап - Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830) 

Ученик Устраивая свои дела, Пушкин отправляется в подмосковное имение отца. В это время начинается эпидемия холеры, которая отрезала Пушкина от Москвы. Этой осени, вошедшей в судьбу поэта под названием Болдинская, суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве.


Ученик. И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь;

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блестящим корытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день – и в камельке забытом

Огонь опять горит – то яркий свет лиет,

То тлеет медленно, - а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем –

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И легкие на встречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А.С. Пушкин «Осень»


Ученик

9 сентября. Окончена повесть «Гробовщик».

13 сентября. Окончена «Сказка о попе и работнике его Балде».

14 сентября. Окончена повесть «Станционный смотритель».

20 сентября. Окончена повесть «Барышня – крестьянка».


1-й ведущий: Я хочу рассказать вам о двух любящих сердцах, которые встретились по счастливой случайности и сразу полюбили друг друга.

Недалеко друг от друга жили два семейства — Муромских и Берестовых. В семье Муромских росла и расцветала дочь Лиза. В семье Берестовых — сын Алексей, который недавно вернулся с военной службы. Алексей и Лиза раньше никогда не виделись.

 

На сцене появляется Настя, служанкаЛизы.

Настя: А я Настя – служанка Лизы и хранительница всех ее тайн.

 

Ведущий: И вот однажды Настю пригласили в гости к Берестовым.

 

Настя: Барышня, позвольте мне пойти в гости.

Лиза: Пойти в гости? Изволь, а куда?

Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница.

Лиза: Хорошо, иди.

 

1-й ведущий: Придя с праздника, Настя обо всем рассказала Лизе.

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова.

Лиза: Ах, как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко. Пойдите гулять в ту сторону; он же всякий раз рано поутру ходит с ружьем на охоту.

ЛизаДа нет, нехорошо, он может подумать, что я за ним гоняюсь. Лучше я наряжусь крестьянкой.

Настя: Хорошо. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово.

 

Ведущий: И вот ранним утром Лиза, переодетая крестьянкой и напутствуемая словами Насти: «Идите, Лизавета Григорьевна, и ничего не бойтесь», отправилась в деревню Берестовых. Она вышла на заднее крыльцо, перебралась через огород в поле. Так она шла, задумавшись, по пыльной дороге до тех пор, пока легавая собака не залаяла на нее.

 

Раздается собачий лай; Лиза вздрагивает; на сцене появляется Алексей.

Алексей: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин, боюсь, видишь, какая она злая.

Алексей: Я провожу тебя, если ты боишься. Ты позволишь идти подле себя?

Лиза: А кто те мешает?

Алексей: Откуда ты, красавица?

Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду в лес по грибы. А ты тугиловский, што ли?

Алексей: Так точно, я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей: Почему же ты так думаешь?

Лиза: Да по всему

Алексей: А как тебя зовут, душа моя?

Лиза: Акулиною!

Алексей: Ну, мой друг, Акулина, непременно буду в гости в  твоему батюшке Василию-кузнецу.

Лиза: Что ты! Что ты! Не приходи! Коли дома узнают, что я с барином болтала, беда будет.

Алексей: Но я непременно хочу тебя снова видеть!

Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду.

Алексей: Когда же?!

Лиза: Да хоть завтра!

Алексей: Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?!

Лиза: Да, да...

 

Ведущий: Молодые люди расстались. Лиза вышла из леса, перебралась через поле к месту, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, делясь своими впечатлениями.

Настя: Ну что, Лизавета Григорьевна, видели ли вы барина?

Лиза: Видела я Алексея.

Настя: Ну и как он вам?

Лиза: Красивый барин, но уж больно самовлюбленный.

 

Ведущий: Но молодые люди подружились, и между ними завязалась переписка. Настя относила записки барышни в дупло старого дуба до тех пор, пока враждовавшие долгое время отцы влюбленных не помирились.

 

2-й ведущий: И тогда отец Алексея предложил ему жениться на Лизе. Но он отказался, ведь его сердце принадлежало Акулине. И вот однажды утром Алексей решил съездить в Прилучино и объясниться с Лизаветой Григорьевной.

 

На сцене Лиза (Акулина)читает письмо Алексея. Он стремительно входит.

Алексей (видит читающую Лизу): Лизавета Григорьевна...Акулина!!!

Лиза: Ах!

1-й ведущий: Я не буду вдаваться в подробности, а скажу лишь одно: у этой истории счастливый финал.


25 сентября. Окончена 8 глава «Евгения Онегина».

5-10 октября. Написана поэма «Домик в Коломне».

12-14 октября. Написана повесть «Выстрел».

18 октября. Окончена глава «Путешествие Онегина».

20 октября. Окончена повесть «Метель».

Написал более тридцати стихотворений, среди которых - "Моя родословная", "Прощание", "Безумных лет угасшее веселье..." и другие.

Вед.1. Здесь в Болдино он закончил работу над романом «Евгений Онегин». Роман в стихах о любви юной девушки - провинциалки к молодому денди. (Инсценировка «Письмо Татьяны к Онегину» )

Не оценил, не принял Онегин любви провинциальной девушки. Но когда увидел светскую даму, жену генерала - забилось сердечко…(Письмо Онегина к Татьяне).


Вед. 2 Пушкин женился 18 февраля 1831 года.


Исполнились мои желания. Творец.

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С. Пушкин


Вед. 1 Восьмой этап- Последние годы (1831-1837).

Вед.2. 18 февраля 1831 года состоялось венчание Пушкина и Гончаровой в Москве, в церкви у Никитских ворот. После свадьбы молодожёны уехали на несколько месяцев в Царское Село. Осенью Пушкин получает разрешение на работу в государственных архивах для изучения материалов, связанных с эпохой Петра Первого и с историей восстания Пугачёва. В 1833 году Пушкин путешествует по России, посещая места, связанные с пугачёвским восстанием– Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Урал. Как всегда он полон надежд и творческих планов.


Вед.1. В последние годы Пушкин преимущественно пишет прозу: повести "Дубровский", "Египетские ночи", "Пиковая дама",  "Капитанская дочка". Историческая тема представлена поэмой "Медный всадник", "Историей Пугачёва". В это же время написаны четыре сказки (всего Пушкин написал шесть сказок), "Сцены из рыцарских времён" .Лирика этого периода - преимущественно философская, связанная с исканиями смысла жизни: "Осень", "Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и жёны непорочны...", "Когда за городом печально я брожу...", "Памятник".


Ученик: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.


Но это были и годы огромного душевного страдания поэта.


Близилась трагическая развязка. Враги и завистники Пушкина делали его жизнь невыносимой, они прикоснулись к самому дорогому для него – его семье.


Сколько должен был он выстрадать за эти три месяца, с тех пор, как получил гнусное анонимное письмо, - причину, по крайней мере, наружную этого великого несчастья… Сказать тебе, что в точности вызвало дуэль, - об этом никто ничего не знает.

С. Карамзина.


Эта трагедия завершилась дуэлью на Черной речке.


Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов 15.

Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, но в нем выражалось сильное нетерпение… которое обнаружилось словами к своему секунданту: «Все ли, наконец, готово?»

Все было кончено… Они начали сходиться.

«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага

Четыре смертные ступени.


Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил.

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь...

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..»

Ф.И.Тютчев

В газете того времени появился некролог: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща».


Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалованье за свои произведения. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи поэта, воздвигнуты памятники.  В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Строки стихотворения Александра Сергеевича стали пророческими:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…



« Я в гости к Пушкину спешу…» - такими словами на протяжении школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные  великому поэту. И так же ласково будет смотреть Пушкин на своих потомков, как бы говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А мы будем отвечать «Здравствуй Пушкин!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!