Литературоведческие термины.
Акростих- стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.
Акцентный стих (тоническое стихосложение) – стихотворение, основанное на одинаковом количестве ударений в строке независимо от количества слогов (Маяковский)
Аллегория – иносказательное изображение предмета (напр. басни, сказки)
Аллитерация – стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков. Усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.
Амфибрахий- трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Анапест - трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Анафора – одна из стилистических фигур, единоначатие, т. е. повторение одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.
Антитеза – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором противопоставляются понятия, образы и т.д.
Антропоморфизм- один из видов олицетворения, когда предмет уподобляется человеку, наделяется его качествами .
Архаизм – устаревшее слово.
Ассонанс – повторение в строке, строфе однородных гласных звуков.
Афоризм – краткое изречение, глубокая обобщенная мысль.
Баллада – лиро-эпическое стихотворение (чаще романтическое), в основе которого лежит историческое событие.
Басня – краткий нравоучительный рассказ , основанный на аллегории.
Бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову-иду, вода-дома.
Белый стих- стих без рифмы, метрический.
Бессоюзие – стилистический прием, в котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность.
Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков: матовая-выматывая.
Былина – жанр УНТ, героико-патриотическая песня о боготырях и народных героях.
Внутренняя рифма_ рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их: «у наших ушки на макушке!»
Вульгаризм – грубое, не принятое в литературе слово.
Герой – действующее лицо литературного произведения.
Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, основанное на чрезмерном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления.
Градация – стилистическая фигура, основанная на последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и т.д.
Гротеск- стиль, в котором искажается действительность, совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое, сарказм и юмор ( сказки Салтыкова-Щедрина).
Дактиль- трехсложный стихотворный размер с ударением на первый слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Двустишие – одна из простейших строф, сочетание двух стихотворных строк.
Деталь- выразительная подробность в произведении, одно из средств создания художественного образа.
Диалог- разговор 2 или нескольких лиц.
Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой не совпадают ударные гласные: мудр-выдр.
Драма – один из родов художественной литературы, произведения, предназначенные для постановки на сцене.
Жанр – вид литературы ( сказка, роман, комедия и т.д.)
Женская рифма – двусложная рифма с ударением на первом из двух слогов: отрада-награда.
Завязка, элемент композиции, определяющий начало действия.
Загадка – жанр УНТ, в основе которого лежит иносказание.
Заумь ( заумный язык)- язык, непонятный даже сочинителю.
Звукопись- прием, усиливающий выразительность поэтической речи. Проявляется в таких формах, как аллитерация, ассонанс, звукоподражание.
Идея – главная мысль художественного произведения.
Идиллия – жанр поэтической поэзии, изобр. человека в гармонии с природой ( чаще сентиментилизм)
Инверсия – необычный , нарушенный порядок слов.
Иносказание – см. аллегория
Интонация – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чем говорят.
Интрига – обострение сюжета, чаще драматического.
Ирония – выражение насмешки в произведении.
Катрен – четверостишие. «Умом Россию не понять….»
Классицизм – худож. направление, для которого характерны гражданская тематика, соблюдение норм и правил (теория трех единств: места, времени, действия) !7 – нач. 19 вв.
Клаузула – заключение, концовка.
Коллизия – столкновение, противоречие, борьба в произведении.
Комедия- вид драмы, основанный на комическом. Комическое- смешное в произведении.
Композиция – построение худ. произведения.
Конфликт – противоборство характеров, идей, настроений в произведении.
Кульминация – наивысшая точка в развитии действия, самый напряженный момент.
Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Лейтмотив – ведущий мотив, главная тема, преобладающее настроение.
Летопись- жанр древнерусской литературы, памятник исторической прозы.
Лирика- род литературы, в основе которого лежит изображение чувств, переживаний, настроений.
Лирическое отступление – композиционный приём, для которого характерно отклонение от прямого сюжетного повествования.
Лирический герой- образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.
Литота- 1) стилистическая фигура, заключающаяся в отрицании противоположного ( он неглупый)
2) преуменьшение (обратная гипербола) : «мужичок с ноготок»
Мадригал- интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплимент
Мемуары – воспоминания.
Метафора – один из основных тропов, употребление слов не в прямом, а в переносном значении, в основе лежит скрытое сравнение(горячее сердце, он потерял голову)
Метонимия- 1. Упоминание имени автора вместо его произведения ( ты читал Пушкина?)
2.Упоминание произведения или его деталей, биографических сведений, по которому угадывается автор( певец Людмилы и Руслана)
3. перенос названия одного предмета на другой предмет ( чайник кипит, вся улица загудела)
Метр - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.
Монолог – развернутое высказывание одного лица.
Мотив – устойчивый элемент литературного текста, единица сюжета.
Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.
Неологизм – новое слово.
Новелла – эпический прозаический жанр, близкий к рассказу, но отличающийся острым сюжетом, отсутствием композиционной четкости.
Образ – художественное изображение человека, природы в произведении.
Ода- торжественное стихотворение (классицизм)
Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов ( страшно красивая, пышное природы увяданье)
Октава- строфа из 8 строк со следующей схемой рифм: авававсс
Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.
Опоясанная рифма(опоясная) – рифмовка стихов авва
Памфлет- публицистическое произведение с резко выраженной обличительной направленностью.
Параллелизм –композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов, расположенных параллельно в смежных фразах, строфах.
Пародия – подражание произведению, стилю, направлению.
Пейзаж- элемент композиции, описание природы.
Перифраза- 1. Замена слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета, который прямо не назван
2.использование писателем формы известного произведения для создания нового.
Повесть – эпический жанр.
Подтекст – подспудный, неявный смысл.
Портрет – изображение внешности героя( лицо, фигура, поза, мимика, жесты, одежда, внутренний мир).
Послание – жанр монологической поэзии.
Постоянный эпитет – см. эпитет ( красна девица, богатырская сила).
Поэма – лиро-эпическое произведение.
Предание- сказание о реальных лицах и событиях прошлого.
Притча- небольшое произведение, схожее с басней, в прозе или стихах.
Прототип- прообраз, реальное лицо, на основе которого автор создал литературного героя.
Развязка - элемент композиции, заключительный момент в развитии действия.
Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки.
Рассказ- небольшое эпическое произведение.
Реализм – литературное направление, в котором отражается реальная действительность.
Ремарка- замечание, пояснение автора в тексте пьесы.
Реминисценция- упоминание другого произведения в тексте.
Ритм- повторение ударных слогов через равные промежутки.
Риторические фигуры – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи( риторический вопрос, восклицание, обращение)
Рифма- повтор звуков в конце строк.
Роман- эпический жанр крупного размера.
Романтизм- направление , в произведениях которого создается идеальный мир, герой. 18-19вв.
Сарказм - вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Сатира – вид литературы, ставящий задачей критику, обличение, высмеивание отрицательных явлений действительности.
Свободный стих – стих, близкий к прозе, так как в нем не сохраняются особенности стихотворной речи , нарушены размер, рифмы, количество слогов в строках)
Сентиментализм- направление, для которого характерны чувствительность, интерес к внутреннему миру, 18 век.
Силлабическое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие.
Силлабо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Символ- многозначный образ, знак.
Синекдоха- троп, называние большего вместо меньшего и наоборот.1. целое вместо части.
2. часть вместо целого. 3.единственное вместо множественного.
Сказ- произведение в форме бытового говора.
Сказка- эпический жанр фантастического характера.
Старославянизмы- устаревшие слова ( очи, уста, персты, ланиты)
Сонет- стихотворение из 14 строк, четырнадцатистишие.
Сравнение- сопоставление одного явления или предмета с другим.
Стопа- условная единица, которой определяется стихотворный размер. Стопа бывает двусложной и трехсложной.
Строфа- сочетание стихов, образующее единство.
Сюжет- ряд событий в произведении.
Тема- круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
Тип - обобщенный образ.
Тоническое стихосложение - система построения стиха, в основе которой лежит ритмичность, упорядоченность ударных слогов.
Трагедия- драматический жанр, в основе которого лежит трагическое событие.
Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.
Умолчание- стилистическая фигура, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Фабула- см. «сюжет»
Фантастика- неправдоподобное, вымышленное, нереальное в литературе.
Фольклор- УНТ
Хокку- трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.
Цезура- внутристиховая пауза, подчеркивает интонацию, придает строке более четкое ритмическое звучание.
Эвфония – благозвучие в произведении ( когда много стилистических приемов)
Эзопов язык- художественная речь, насыщенная недомолвками, ироническими намеками, иносказанием.
Экспозиция – изображение положения действующих лиц до начала действия.
Экспромт- небольшое произведение, сочиненное без подготовки.
Элегия- стихотворение, проникнутое грустью.
Эллипсис-пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова.
Эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо явление.
Эпиграф- короткий текст перед произведением, выражающий тему, идею, настроение.
Эпизод- отрывок, в котором говорится о законченном событии.
Эпилог - заключительная часть произведения, чаще всего сообщающая о судьбе героев.
Эпистолярная литература – произведения в форме письма.
Эпитет – троп, образное определение предмета.
Эпифора- повтор в конце строк (противоп. анафоре)
Эпопея – самый крупный эпический жанр.
Эпос- род литературы, в основе которого лежит действие, повествование о событиях.
Эссе- небольшое прозаическое произведение свободной формы.
Юмор- вид комического, изображение в смешном виде.
Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Симплока- сочетание анафоры и эпифоры.
Лексический повтор – повторение слов или оборотов в тексте.
Многосоюзие
Парцелляция – это разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз)
Просмотр содержимого документа
«Литературоведческие термины.»
Литературоведческие термины.
Акростих- стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.
Акцентный стих (тоническое стихосложение) – стихотворение, основанное на одинаковом количестве ударений в строке независимо от количества слогов (Маяковский)
Аллегория – иносказательное изображение предмета (напр. басни, сказки)
Аллитерация – стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков. Усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.
Амфибрахий- трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Анапест - трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Анафора – одна из стилистических фигур, единоначатие, т. е. повторение одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.
Антитеза – стилистическая фигура, оборот поэтической речи, в котором противопоставляются понятия, образы и т.д.
Антропоморфизм- один из видов олицетворения, когда предмет уподобляется человеку, наделяется его качествами .
Архаизм – устаревшее слово.
Ассонанс – повторение в строке, строфе однородных гласных звуков.
Афоризм – краткое изречение, глубокая обобщенная мысль.
Баллада – лиро-эпическое стихотворение (чаще романтическое), в основе которого лежит историческое событие.
Басня – краткий нравоучительный рассказ , основанный на аллегории.
Бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову-иду, вода-дома.
Белый стих- стих без рифмы, метрический.
Бессоюзие – стилистический прием, в котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность.
Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков: матовая-выматывая.
Былина – жанр УНТ, героико-патриотическая песня о боготырях и народных героях.
Внутренняя рифма_ рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их: «у наших ушки на макушке!»
Вульгаризм – грубое, не принятое в литературе слово.
Герой – действующее лицо литературного произведения.
Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, основанное на чрезмерном преувеличении какого-либо действия, предмета, явления.
Градация – стилистическая фигура, основанная на последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и т.д.
Гротеск- стиль, в котором искажается действительность, совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое, сарказм и юмор ( сказки Салтыкова-Щедрина).
Дактиль- трехсложный стихотворный размер с ударением на первый слог (силлабо-тоническое стихосложение)
Двустишие – одна из простейших строф, сочетание двух стихотворных строк.
Деталь- выразительная подробность в произведении, одно из средств создания художественного образа.
Диалог- разговор 2 или нескольких лиц.
Диссонанс – один из видов неточной рифмы, в которой не совпадают ударные гласные: мудр-выдр.
Драма – один из родов художественной литературы, произведения, предназначенные для постановки на сцене.
Жанр – вид литературы ( сказка, роман, комедия и т.д.)
Женская рифма – двусложная рифма с ударением на первом из двух слогов: отрада-награда.
Завязка, элемент композиции, определяющий начало действия.
Загадка – жанр УНТ, в основе которого лежит иносказание.
Заумь ( заумный язык)- язык, непонятный даже сочинителю.
Звукопись- прием, усиливающий выразительность поэтической речи. Проявляется в таких формах, как аллитерация, ассонанс, звукоподражание.
Идея – главная мысль художественного произведения.
Идиллия – жанр поэтической поэзии, изобр. человека в гармонии с природой ( чаще сентиментилизм)
Инверсия – необычный , нарушенный порядок слов.
Иносказание – см. аллегория
Интонация – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чем говорят.
Интрига – обострение сюжета, чаще драматического.
Ирония – выражение насмешки в произведении.
Катрен – четверостишие. «Умом Россию не понять….»
Классицизм – худож. направление, для которого характерны гражданская тематика, соблюдение норм и правил (теория трех единств: места, времени, действия) !7 – нач. 19 вв.
Клаузула – заключение, концовка.
Коллизия – столкновение, противоречие, борьба в произведении.
Комедия- вид драмы, основанный на комическом. Комическое- смешное в произведении.
Композиция – построение худ. произведения.
Конфликт – противоборство характеров, идей, настроений в произведении.
Кульминация – наивысшая точка в развитии действия, самый напряженный момент.
Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Лейтмотив – ведущий мотив, главная тема, преобладающее настроение.
Летопись- жанр древнерусской литературы, памятник исторической прозы.
Лирика- род литературы, в основе которого лежит изображение чувств, переживаний, настроений.
Лирическое отступление – композиционный приём, для которого характерно отклонение от прямого сюжетного повествования.
Лирический герой- образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.
Литота- 1) стилистическая фигура, заключающаяся в отрицании противоположного ( он неглупый)
2) преуменьшение (обратная гипербола) : «мужичок с ноготок»
Мадригал- интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплимент
Мемуары – воспоминания.
Метафора – один из основных тропов, употребление слов не в прямом, а в переносном значении, в основе лежит скрытое сравнение(горячее сердце, он потерял голову)
Метонимия- 1. Упоминание имени автора вместо его произведения ( ты читал Пушкина?)
2.Упоминание произведения или его деталей, биографических сведений, по которому угадывается автор( певец Людмилы и Руслана)
3. перенос названия одного предмета на другой предмет ( чайник кипит, вся улица загудела)
Метр - стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп.
Монолог – развернутое высказывание одного лица.
Мотив – устойчивый элемент литературного текста, единица сюжета.
Мужская рифма – связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом.
Неологизм – новое слово.
Новелла – эпический прозаический жанр, близкий к рассказу, но отличающийся острым сюжетом, отсутствием композиционной четкости.
Образ – художественное изображение человека, природы в произведении.
Ода- торжественное стихотворение (классицизм)
Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов ( страшно красивая, пышное природы увяданье)
Октава- строфа из 8 строк со следующей схемой рифм: авававсс
Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.
Опоясанная рифма(опоясная) – рифмовка стихов авва
Памфлет- публицистическое произведение с резко выраженной обличительной направленностью.
Параллелизм –композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов, расположенных параллельно в смежных фразах, строфах.
Пародия – подражание произведению, стилю, направлению.
Пейзаж- элемент композиции, описание природы.
Перифраза- 1. Замена слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки этого предмета, который прямо не назван
2.использование писателем формы известного произведения для создания нового.
Повесть – эпический жанр.
Подтекст – подспудный, неявный смысл.
Портрет – изображение внешности героя( лицо, фигура, поза, мимика, жесты, одежда, внутренний мир).
Послание – жанр монологической поэзии.
Постоянный эпитет – см. эпитет ( красна девица, богатырская сила).
Поэма – лиро-эпическое произведение.
Предание- сказание о реальных лицах и событиях прошлого.
Притча- небольшое произведение, схожее с басней, в прозе или стихах.
Прототип- прообраз, реальное лицо, на основе которого автор создал литературного героя.
Развязка - элемент композиции, заключительный момент в развитии действия.
Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки.
Рассказ- небольшое эпическое произведение.
Реализм – литературное направление, в котором отражается реальная действительность.
Ремарка- замечание, пояснение автора в тексте пьесы.
Реминисценция- упоминание другого произведения в тексте.
Ритм- повторение ударных слогов через равные промежутки.
Риторические фигуры – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи( риторический вопрос, восклицание, обращение)
Рифма- повтор звуков в конце строк.
Роман- эпический жанр крупного размера.
Романтизм- направление , в произведениях которого создается идеальный мир, герой. 18-19вв.
Сарказм - вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Сатира – вид литературы, ставящий задачей критику, обличение, высмеивание отрицательных явлений действительности.
Свободный стих – стих, близкий к прозе, так как в нем не сохраняются особенности стихотворной речи , нарушены размер, рифмы, количество слогов в строках)
Сентиментализм- направление, для которого характерны чувствительность, интерес к внутреннему миру, 18 век.
Силлабическое стихосложение – система построения стиха, в основе которой лежит равносложие.
Силлабо-тоническое стихосложение – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Символ- многозначный образ, знак.
Синекдоха- троп, называние большего вместо меньшего и наоборот.1. целое вместо части.
2. часть вместо целого. 3.единственное вместо множественного.
Сказ- произведение в форме бытового говора.
Сказка- эпический жанр фантастического характера.
Старославянизмы- устаревшие слова ( очи, уста, персты, ланиты)
Сонет- стихотворение из 14 строк, четырнадцатистишие.
Сравнение- сопоставление одного явления или предмета с другим.
Стопа- условная единица, которой определяется стихотворный размер. Стопа бывает двусложной и трехсложной.
Строфа- сочетание стихов, образующее единство.
Сюжет- ряд событий в произведении.
Тема- круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
Тип - обобщенный образ.
Тоническое стихосложение - система построения стиха, в основе которой лежит ритмичность, упорядоченность ударных слогов.
Трагедия- драматический жанр, в основе которого лежит трагическое событие.
Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.
Умолчание- стилистическая фигура, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Фабула- см. «сюжет»
Фантастика- неправдоподобное, вымышленное, нереальное в литературе.
Фольклор- УНТ
Хокку- трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первый слог.
Цезура- внутристиховая пауза, подчеркивает интонацию, придает строке более четкое ритмическое звучание.
Эвфония – благозвучие в произведении ( когда много стилистических приемов)
Эзопов язык- художественная речь, насыщенная недомолвками, ироническими намеками, иносказанием.
Экспозиция – изображение положения действующих лиц до начала действия.
Экспромт- небольшое произведение, сочиненное без подготовки.
Элегия- стихотворение, проникнутое грустью.
Эллипсис-пропуск в речи какого-либо легко подразумеваемого слова.
Эпиграмма- короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо явление.
Эпиграф- короткий текст перед произведением, выражающий тему, идею, настроение.
Эпизод- отрывок, в котором говорится о законченном событии.
Эпилог - заключительная часть произведения, чаще всего сообщающая о судьбе героев.
Эпистолярная литература – произведения в форме письма.
Эпитет – троп, образное определение предмета.
Эпифора- повтор в конце строк (противоп. анафоре)
Эпопея – самый крупный эпический жанр.
Эпос- род литературы, в основе которого лежит действие, повествование о событиях.
Эссе- небольшое прозаическое произведение свободной формы.
Юмор- вид комического, изображение в смешном виде.
Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
Симплока- сочетание анафоры и эпифоры.
Лексический повтор – повторение слов или оборотов в тексте.
Многосоюзие
Парцелляция – это разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз)