Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…
Ватаманюк Е.В.
учитель музыки
МБУ школа №91 г.о. Тольятти
Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру .
Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном и вечном.
Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.
Основной вид древнерусского церковного песнопения – ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ.
Это название произошло от старославянского слова знамя , то есть знак. Знаменами или крюками называли знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучащие обычно одноголосно, в унисон.
Икона «Покров Присвятой Богородицы»
Основной жанр изобразительного искусства в церкви иконопись. Композиция иконы «Покров Присвятой Богородицы»
делиться на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поёт мелодии, дарованные свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в церковном пении .
П.И. Чайковский
С.В.Рахманинов
Г.В.Свиридов
П.А.Вяземский
П.А.Вяземский
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своём, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чём-то неземном, Преданье тёмное о том, что было ясным, И упование того, что будет вновь; Души, настроенной к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу Благословлял всегда с любовью и мольбой И песни внутренней был арфою живой!
- Спой обращение к Богородице П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, мелодию хора «Любовь святая» Г.Свиридова.
- В чём сходство этих мелодий?
- Как ты понимаешь слова поэта П.Вяземского:
«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»
Санти Рафаэль Сикстинская Мадонна (16 век)
- Всушайся в музыку И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. Какие чувства она передаёт?
- Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля ?
Икона Богоматерь Владимировская
В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии .
Ростов. Церковь Толгской иконы Божией Матери
Икона Богоматерь Толгская
С глубокой древности в изображении Богоматери стали располагать на ее груди диск, где окруженный сиянием славы представал Младенец Иисус. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» с греч. «Всесвятая»).
Словно изваянный, наполненный блистающим светом, величав в своей совершенной красоте ее лик. Величава и стройна ее фигура, торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, в котором запечатлен Младенец. Так же светоносно сияют два других золотых диска с изображениями Святых Архангелов Михаила и Гавриила – предводители небесного архангельского мира. Благоговейно сосредоточены устремленные ввысь их лики, венчающие икону
Икона Богоматерь Великая Панагия
Б.Дадди
Мадонна с младенцем
Джотто Мадонна с младенцем на троне
- Спой «Аве, Мария!» И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. В чём их сходства с музыкой «Богородице Дева, радуйся» П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, а в чём различие?
- Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
- В чём выражается общность языка различных видов искусства?
И.-С.Бах
Дж. Каччини
Ф. Шуберт
П.И.Чайковский
С.В.Рахманинов
Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Деве Марии.
Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах и иконах . За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу.