СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация послужит отличным наглядным материалом к уроку. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. ...

Просмотр содержимого документа
«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

Любить.  Молиться.  Петь.  Святое назначенье… Ватаманюк Е.В. учитель музыки  МБУ школа №91 г.о. Тольятти

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

Ватаманюк Е.В.

учитель музыки

МБУ школа №91 г.о. Тольятти

Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру .

Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру .

Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном и вечном.

Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном и вечном.

Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Основной вид древнерусского церковного песнопения – ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ.

Основной вид древнерусского церковного песнопения – ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ.

Это название произошло от старославянского слова знамя , то есть знак. Знаменами или крюками называли знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучащие обычно одноголосно, в унисон.

Это название произошло от старославянского слова знамя , то есть знак. Знаменами или крюками называли знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучащие обычно одноголосно, в унисон.

Икона   «Покров Присвятой Богородицы» Основной жанр изобразительного искусства в церкви иконопись. Композиция иконы «Покров Присвятой Богородицы» делиться на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поёт мелодии, дарованные свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в церковном пении .

Икона «Покров Присвятой Богородицы»

Основной жанр изобразительного искусства в церкви иконопись. Композиция иконы «Покров Присвятой Богородицы»

делиться на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поёт мелодии, дарованные свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в церковном пении .

П.И. Чайковский С.В.Рахманинов Г.В.Свиридов П.А.Вяземский П.А.Вяземский Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье  Души, тоскующей в изгнании своём,  Святого таинства земное выраженье,  Предчувствие и скорбь о чём-то неземном,  Преданье тёмное о том, что было ясным,  И упование того, что будет вновь;  Души, настроенной к созвучию с прекрасным,  Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!  Счастлив, кому дано познать отраду вашу,  Кто чашу радости и горькой скорби чашу  Благословлял всегда с любовью и мольбой  И песни внутренней был арфою живой! Спой обращение к Богородице П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, мелодию хора «Любовь святая» Г.Свиридова. В чём сходство этих мелодий? Как ты понимаешь слова поэта П.Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

П.И. Чайковский

С.В.Рахманинов

Г.В.Свиридов

П.А.Вяземский

П.А.Вяземский

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своём, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чём-то неземном, Преданье тёмное о том, что было ясным, И упование того, что будет вновь; Души, настроенной к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу Благословлял всегда с любовью и мольбой И песни внутренней был арфою живой!

  • Спой обращение к Богородице П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, мелодию хора «Любовь святая» Г.Свиридова.
  • В чём сходство этих мелодий?
  • Как ты понимаешь слова поэта П.Вяземского:

«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

 Санти Рафаэль   Сикстинская Мадонна  (16 век)   Всушайся в музыку И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. Какие чувства она передаёт?   Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля ?

Санти Рафаэль Сикстинская Мадонна (16 век)

  • Всушайся в музыку И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. Какие чувства она передаёт?
  • Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля ?
Икона  Богоматерь Владимировская В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии .

Икона Богоматерь Владимировская

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии .

Ростов. Церковь Толгской иконы Божией Матери Икона  Богоматерь Толгская

Ростов. Церковь Толгской иконы Божией Матери

Икона Богоматерь Толгская

С глубокой древности в изображении Богоматери стали располагать на ее груди диск, где окруженный сиянием славы представал Младенец Иисус. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» с греч. «Всесвятая»).  Словно изваянный, наполненный блистающим светом, величав в своей совершенной красоте ее лик. Величава и стройна ее фигура, торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, в котором запечатлен Младенец. Так же светоносно сияют два других золотых диска с изображениями Святых Архангелов Михаила и Гавриила – предводители небесного архангельского мира. Благоговейно сосредоточены устремленные ввысь их лики, венчающие икону Икона  Богоматерь Великая Панагия

С глубокой древности в изображении Богоматери стали располагать на ее груди диск, где окруженный сиянием славы представал Младенец Иисус. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» с греч. «Всесвятая»).

Словно изваянный, наполненный блистающим светом, величав в своей совершенной красоте ее лик. Величава и стройна ее фигура, торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, в котором запечатлен Младенец. Так же светоносно сияют два других золотых диска с изображениями Святых Архангелов Михаила и Гавриила – предводители небесного архангельского мира. Благоговейно сосредоточены устремленные ввысь их лики, венчающие икону

Икона Богоматерь Великая Панагия

 Б.Дадди Мадонна с младенцем  Джотто  Мадонна с младенцем на троне

Б.Дадди

Мадонна с младенцем

Джотто Мадонна с младенцем на троне

Спой «Аве, Мария!» И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. В чём их сходства с музыкой «Богородице Дева, радуйся» П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, а в чём различие? Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений? В чём выражается общность языка различных видов искусства?  И.-С.Бах Дж. Каччини Ф. Шуберт П.И.Чайковский С.В.Рахманинов
  • Спой «Аве, Мария!» И.-С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. В чём их сходства с музыкой «Богородице Дева, радуйся» П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, а в чём различие?
  • Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
  • В чём выражается общность языка различных видов искусства?

И.-С.Бах

Дж. Каччини

Ф. Шуберт

П.И.Чайковский

С.В.Рахманинов

Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Деве Марии. Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах и иконах . За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу.

Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Деве Марии.

Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах и иконах . За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!