СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Люблю и знаю свой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятие со старшими дошкольниками Своя игра на тему "Люблю и знаю свой край родной

Просмотр содержимого документа
«"Люблю и знаю свой край родной"»

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Своя игра» на тему: «Люблю и знаю свой край родной»



Цель: Воспитывать чувство гордости за место, где они живут, за свою «малую» Родину.


Задачи:

  • Закреплять знания детей о Карелии, её природе, культуре, символике, традициях, о своей малой Родине и её достопримечательностях.

  • Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему его.

  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства своей «малой» Родины.

  • Воспитывать патриотические чувства.


Планируемые результаты:

Дети имеют представления о Карелии, о месте, где они живут, о природе, культуре, традициях и достопримечательностях родного края. Испытывают чувство любви и гордости к своей Родине.



Описание проведения НОД:


НОД проводится в форме игры «Своя игра», с детьми подготовительной группы. Дети сидят на стульчиках. Перед ними на ковролине приготовлен экран (таблица1), где столбцы, это категории вопросов, а строки, это номера вопросов. В каждом столбце рекламная пауза,( это для снятия напряжения и усталости у детей) проводится физкультминутка в форме какой либо подвижной карельской игры. Приготовлены фишки 6 цветов, по 5 штук каждого цвета. Каждый цвет соответствует номеру вопроса и соответственно количеству баллов.

Карельской считалкой, выбираем ребёнка, который начнёт игру. Начинающий игру, выбирает категорию и номер вопроса (номер вопроса соответствует количеству заработанных баллов за правильный ответ). Вопрос зачитывает воспитатель, если ребёнок знает ответ, отвечает, если нет, спрашиваем того кто поднял руку. Ответивший правильно, получает фишку с количеством баллов и снова выбирает категорию и номер вопроса и так продолжается игра, пока не закончатся все вопросы, если выбор падает на рекламную паузу, значит играем в игру. В конце игры подсчитываем баллы, подводим итоги. Награждение.







Моя Родина

Достопримечательности моей малой Родины

Растительный мир Карелии

Животный мир Карелии

Карельские сказки

Символика традиции

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

Рекламная пауза

Рекламная пауза

Рекламная пауза

Рекламная пауза

Рекламная пауза

Рекламная пауза

Таблица 1



Моя Родина

  1. Назови республику в которой мы живём? (Карелия)

  2. Назови район в котором мы живём? (Пудожский)

  3. Назови населённый пункт в котором мы живём? (п. Шальский)

  4. Как называется улица на которой ты живёшь? (……………………..)

  5. Как называется город , который является столицей Карелии? ( Петрозаводск)

Рекламная пауза п/и «Сиди, сиди Яша!»

Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».

Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.



Достопримечательности моей малой Родины

  1. Как называется озеро на территории нашего посёлка, на берегу которого мы летом отдыхаем? ( Онежское озеро)

  2. Как называется река, вдоль которой располагается наш посёлок? (река Водла)

  3. Какие названия улиц, ты знаешь на территории нашего посёлка? (Октябрьская, Партизанская, Первомайская, Детская, Озёрная, Онежская, Советская, Заводская)

  4. Какие здания есть на территории нашего посёлка? (Школа, детский сад, пожарная часть, больница, почта, администрация, аптека, клуб, магазины)

  5. Как называется мемориал в нашем посёлке? (Братская могила)

Рекламная пауза п/и «Гули-гули, раз»

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.





Растительный мир Карелии

  1. Какие хвойные деревья растут у нас в Карелии? (Сосна, ель, лиственница)

  2. Какую ягоду у нас в Карелии можно собирать и осенью и весной? (Клюкву)

  3. Что у нас в Карелии называют «лесным мясом»? (Грибы)

  4. Редкое дерево, которое является одним из символов Карелии, шедевром природы, за необычную красоту древесины? (Карельская берёза)

  5. Наросты какого гриба-паразита используют в медицине? (Гриб-чага)

Рекламная пауза п/и «Заяц и волк»

Игра «Заяц и волк» (Яной да хукка)

Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каж­дый «заяц» делает себе домик, защиту от «серо­го» - чертит вокруг себя круг. Если иг­рают на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в зале - мелом.

Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк-охотник» хлопает в ладоши. Перепу­ганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскаки­вает в чей-нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин обязан выскочить «на ули­цу». «Волк» продолжает погоню уже за ним. И так, пока кто-нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями — и веселая шумная игра продолжается.





Живоный мир Карелии

  1. Назови диких животных, которые водятся в Карельских лесах? (Лиса, волк, медведь, заяц, лось, рысь, белка,кабан, ёж, бобры)

  2. Какое дикое животное не имеет в лесу своего домика, от врагов его спасают ноги, а от голода, кора деревьев? (Заяц)

  3. Какие птицы зимуют у нас в Карелии? (снегири, синицы, свиристели, щеглы, клесты, поползни, вороны, воробьи, сороки)

  4. Какое дикое животное является символом Карелии? (Медведь)

  5. Какая рыба водится в водоёмах Карелии? (окунь, налим, щука, сиг, лещ,судак, форель, плотва, ёрш и др.)

Рекламная пауза п/и «Сеть да рыба»

Игра «Сеть и рыбы» (Веркко да калат)

Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова:



Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!

Ты в водице, ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!



Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу.







Карельские сказки

  1. Как называется сказка в которой овод помог мальчику-пастуху? (Овод и козы)

  2. Какой герой вместе с белкой и рукавицей находку искал? (Иголка)

  3. Как зовут в карельских сказках колдунью? (Сюоятар)

  4. В какой сказке парень говорит «Раз все надо мной смеются, называют дурачком, я и невесту приведу по себе!» (Невеста мышь)

  5. Как зовут героиню, у которой:

По колено ноги в серебре, на макушке ясно солнышко,

На височках ярки звёздочки, на каждом волоске по жемчужине. (Красавица Насто)

Рекламная пауза п/и «Уголок» Популярная пудожская игра.

«Уголок»

В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам.

Водящий говорит:

Бабушка-старушка,

Продай уголок –

Там пиво варят,

Тебя напоят.

Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто остаётся без угла, тому и водить.





Символика, традиции

  1. Назови основные традиционные промыслы карельского народа?( Рыбалка, охота, земледелие, животноводство)

  2. Назови традиционные блюда карельского народа? (уха, различные рыбные блюда, сканцы с сыром,картофельные калитки, пироги- рыбники, сладкие пирожки и др.)

  3. Какие традиционные ремёсла карельского народа ты знаешь? (вышивка, резьба по дереву, соломоплетение, гончарное дело)

  4. Расскажи о флаге Карелии? (имеет три цветных полосы: зелёная – леса Карелии. Вера и надежда. Синий – озёра и реки, красота и величие. Красный – сила и мужество.Традиционная карельская вышивка.)

  5. Расскажи о гербе Карелии? (Прямоугольный, закругленный в нижней части, обрамлённый в золотистую рамочку, рамочка слева изображает ветви ели, а справа ветви сосны – символизируют обширные хвойные леса карелии, на вершине 8 – конечная звезда – ассоциируется с солнцем, в середине три полосы карельского флага и в центре медведь чёрного цвета – ассоциируется с человеком).

Рекламная пауза п/и «Картошечка в горшочке»

 « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ»

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  - пляшет.



Используемая литература:

1. Мальми В. Народные игры Карелии – Петрозаводск: «Карелия» 1987г.

2. Карельские сказки. Автор: не известен; Художник: Брюханов Н.И. – Петрозаводск: Карелия, 1977 -108 с.

3. Интернет ресурсы.