Любовная лирика
М. Ю. Лермонтова
- Любовь важная тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям («Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
- К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил .
1831г.
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.
Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).
В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяющее нравственное начало.
М.Ю. Лермонтов и его Музы
- В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
- У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.
- М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.
Екатерина Сушкова
- Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.
Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как
с мальчиком, но отдавала должное его уму.
- Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.
- А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.
Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог!
«Расстались мы...»
Сушковский цикл (1830-1831)
Лирический дневник юноши Лермонтова:
зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается
назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в
горечь неразделённой любви.
Основные мотивы цикла:
неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е. А. Сушковой:
«Прости, мой друг!..как призрак, я лечу…» 103
«К Сушковой»(«Вблизи тебя до этих пор…»);121
«Благодарю!»;139
«Зови надежду сновиденьем»;198
«Нищий»;140
«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»);
«У ног других не забывал»;193
«Я не люблю тебя, страстей…»235
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830г.
Наталья Иванова
После Сушковой Лермонтов увлекся
Натальей Федоровной Ивановой.
Она – дочь писателя и драматурга
Ф.Ф. Иванова.
Знакомство произошло в
Москве в 1830 г.
Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.
Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.
Ивановский цикл
Большой цикл юношеской любовной лирики
Лермонтова 1830-1832 годов.
Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;
однако внутри цикла можно выделить две группы:
стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
«Н.Ф.И…вой»;
«Романс к И…»;
«К***»(«Всевышний…»);179
«К Н.И…….»; «Я не унижусь пред тобою…»308
… Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
« Я не унижусь пред тобою...»
Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.
Варвара Александровна Лопухина
Одна из самых глубоких сердечных
привязанностей Лермонтова.
Встреча с Варенькой(младшей сестрой
друга Алексея) произошла в 1831 году.
« Будучи студентом ,- пишет А.П.Шан-Гирей,- он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.
Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, очень сильно расстроился.
- Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, посвященные В. Лопухиной, объединяют два мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.
Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;325
«К*»(«Оставь напрасные заботы..»);328
«Она не гордой красотою…»; 341
«Слова разлуки повторяя…» 339
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее- не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
«Она не гордой красотою...»
Мария Щербатова
М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.
Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
По свидетельству А. И. Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».
Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.
И следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надеждах на бога
Хранит она детскую веру;
Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром.
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
М.А.Щербатовой(«На светские цепи…»)428
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)
Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».470
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение « На дорогу !», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник « Стихотворения »(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением « Нашим будущим поэтам »; позднее она пишет стихотворения « Пустой альбом», «Поэтический день ».
Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
Екатерина Быховец
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала
Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Почему именно Быховец? Да потому, что она была похожа на В. Лопухину.
***
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей
блистанье:
Люблю в тебе я прошлое
страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим
взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
1841г.
К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.
Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!
Лермонтов всю жизнь ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. Поэт искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать его.
Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:
«…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».
Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:
«Она(любовь), как чумное пятно…» («Пусть я кого-нибудь люблю…»);
«Всё, что любит меня, то погибнуть должно» («Стансы», «Мне любить до могилы творцом суждено…»);271
«Мне грустно, потому что я тебя люблю»;444
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
Любить…но кого же?..на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно…
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).
Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:
Я б желал навеки так заснуть…
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел…