СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логические «пятиминутки» как малая форма организации целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся младших классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Просмотр содержимого документа
«Логические «пятиминутки» как малая форма организации целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся младших классов.»

Логические «пятиминутки» как малая форма организации целенаправленного развития учебно-логических умений учащихся младших классов.

Золотова Т. В.учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Одной из возможных форм развития общелогических универсальных учебных действий у учащихся начальной школы могут быть логические «пятиминутки», предложенные авторским коллективом под руководством С.Г.Воровщикова.

Использование логических «пятиминуток» может стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции. Ежедневно проводимые как на уроке, так и во внеурочной деятельности «пятиминутки», выступают в роли своеобразного интеллектуального тренажера. Логические «пятиминутки», как малая форма организации процесса обучения, позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на детей. Несомненным достоинством данной формы развития учебно-логических умений является то, что «пятиминутки» не требуют разработки и последующего легитимного утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.

Предлагаемые «пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению:

  • во-первых, это «стартовая пятиминутка», объясняющая учащимся что, зачем и как будет изучаться, и «финишная», побуждающая детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы.

  • во-вторых, «вводные пятиминутки», открывающие изучение каждой группы учебно-логических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • в-третьих, «инструктивные пятиминутки», представляющие учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. Без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл.

  • в-четвертых, «тренинговые пятиминутки», последовательно формирующие и развивающие отдельные учебно-логических умения в соответствии с классификацией общеучебных умений.

  • в-пятых, «мониторинговые пятиминутки», направленные в первую очередь на изучение сформированных ключевых учебно-логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель воочию убеждается, что со всеми заданиями учащиеся успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.

В основе формирования и проведения логических « пятиминуток» лежат следующие позиции:

1.Известно, что умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности, способами и условиями её выполнения; по структуре – это система различных знаний и навыков; по механизму реализации – самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия. Кроме навыков в структуру умений входят знания, которые используют для выбора состава и комбинаций навыков, а также знания, необходимые для осуществления определённой деятельности. В связи с этим формирование и развитие учебно-логических умений предполагает обязательное предъявление теории корректного осуществления того или иного умения. Формирование умения сопровождается целостным и доступным изложением минимума теоретико-инструктивных знаний.

2.«Классификация общеучебных умений школьников» выступает в качестве несущей конструкции выстраивания пакета «пятиминуток». Посредством «пятиминуток» формируется и развивается не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которым, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.

3.Формирование логического мышления, сравнительно нового вида мышления для учащихся начальной школы, осуществляется с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, которые в основном уже сформированы к 10-11 годам жизни ребёнка. Мыследеятельность в границах «пятиминуток» должна быть построена так ,чтобы её результатом было согласованное и гармоничное развитие логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. При этом необходимо стремиться не давать готовую текстовую информацию, а предлагать учащимся материал для манипулирования, наблюдения и групповых обсуждений.

4.«Пятиминутки» не должны быть инородными в теле реального образовательного процесса. Напротив, необходимо стремиться к тому, чтобы активно привлекать содержание предметного учебного материала для формирования учебно-логических умений, а в дальнейшем использовать сформированные умения для приобретения учащимися предметных знаний. Однако содержание «пятиминуток» должно включать не только содержание математики, русского языка, природоведения, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащихся – их увлечения, игры, моды. Дети благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.

5.Участвуя в проведении «пятиминуток», дети должны получать полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. В данном случае

уместно превалирование игровых форм обучения. А. Франс справедливо писал, что учиться надо только весело, чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом. Однако следует помнить и хрестоматийные слова К.Д.Ушинского: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье…Приучите же ребёнка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…Вы приготовляете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…»Поэтому «пятиминутки» не должны превратиться для ребят в некую забаву и развлечение, во время которых всего лишь можно отдохнуть от надоевших уроков. Учитель постоянно должен подчеркивать важность гносеологической составляющей «пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят. И в тоже время формат «пятиминуток» исключает «организационную жесткость» комбинированного урока, так традиционно привычного для учащихся начальной школы.

6.Логические «пятиминутки» предполагают целенаправленное формирование учебно-логических умений у учащихся 4 класса на основе раннее сформированного эмпирического опыта логического мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы «пятиминуток» могут быть использованы в 3 классе.

7.Разработка и воплощение логических «пятиминуток» представляются реальным проявлением творчества учителя. Ведь невозможно «сверху» полностью регламентировать процесс осуществления «пятиминуток». Время и момент их проведения, как в прочем и сам факт проведения, полностью лежит во власти учителя. Поэтому предполагается длительный и тактичный, многогранный и многотрудный процесс совершенствования методической компетентности учителя начальных классов. Совершенствования методической компетентности, основанной на понимании педагогом ценностей логического мышления, на знании законов формальной логики, на овладении методикой развития учебно-логических умений. Обычно формирование методической готовности учителей разрабатывать и проводить мыслительные «пятиминутки» происходит за полтора – два года групповых и индивидуальных консультаций. Необходимо стремиться, чтобы в работу по проектированию и проведению «пятиминуток» был вовлечён весь педагогический коллектив начальной школы. Это может способствовать «раскручиванию заводного механизма» педагогического творчества по известной схеме: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Именно подобная совместная деятельность педагогов по решению реальной животрепещущей проблемы образовательного процесса и является, пожалуй, единственно эффективной формой методической работы. Кроме того, только сам учитель в связи с пластичностью формы « пятиминуток» может подобрать адекватную тональность общения, непринуждённую соревновательность мыследеятельности детей, ненавязчивую доступность содержания материала, ориентированных на особенности учащихся конкретного класса.


Используемая литература:


Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования Министерства образования и науки РФ 2010.


А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М. Просвещение, 2010.


С.Г.Воровщиков Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект: 4-е изд. 2009.


С.Г. Воровщиков Внутришкольная система развития учебно – познавательной компетентности учащихся. М. УЦ «Перспектива» 2011.


С. Г. Воровщиков, Н.П. Аверина Развитие универсальных учебных действий.М. УЦ «Перспектива» 2013.


А.В.Миронов Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград «Учитель» 2013.