СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логика и жизнь.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с понятием " Логика " и её составляющими. Мероприятие направлено на развитие логического мышления и расширение кругозора учащихся , а также призвано познакомить обучающихся с прикладной направленностью математики.  

Просмотр содержимого документа
«Логика и жизнь.»

« Муниципальное общеобразовательное учреждение

с углублённым изучением отдельных предметов № 30»






ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ТЕМЕ:


Учитель: Зобнина Н.А.
















САРАНСК-2017

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием логика и её составляющи-ми: комбинаторика,классификация,сравнение,анализ,синтез;

  • развитие математического мышления и логической речи

учащихся, воображения, умения делать выводы, высказывать

свои чувства и мысли; расширять кругозор учащихся, умение

видеть знакомое в незнакомом; формирование научного миро-воззрения;

  • воспитание интереса к предмету, прилежания,активности, внимания, уважительного отношения к одноклассникам, чувства коллективизма и взаимопомощи.


Оборудование: плакат со схемой «Логика», плакаты с задания-ми, карточки с «лишней фигурой».


Оформление доски:

Если мозг не засевать зерном,

то он зарастёт чертополохом.

Дж. Герберт, поэт XIX в.

ЛОГИКА


Комбинаторика Классификация Сравнение Анализ Синтез



Творческое мышление



ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Организационный момент.

Сообщение темы факультатива, запись названия темы в тетрадь.

Одним из главных понятий математики является логика, которая

включает в себя комбинаторику, классификацию, сравнение,

анализ и синтез(схема).

Наша задача:познакомиться с каждым из этих понятий и рас-смотреть примеры использования их в жизни.

2.

Комбинаторика- это перебор возможных вариантов.

Задание 1.(двое учащихся работают у доски).

Составьте способом перебора возможных вариантов все возможные двузначные числа из цифр:

а) 5,6,7; б)7,8,9.

Остальные ребята работают в тетрадях.

Всех возможных двузначных чисел получается девять:55,56,57,

65,66,67,75,76,77.Второй вариант-аналогично.

Вопрос: сколько было бы двузначных чисел без повторения цифр?

Задание 2.(один учащийся работает у доски, остальные в тетра-дях).

Ваши родители приобрели путёвку в Грецию. До Греции можно

добраться тремя видами транспорта:автобусом,теплоходом и

самолётом. Составьте все возможные варианты использования

данных видов транспорта.

Для простоты введём следующие обозначения:А- автобус, С- самолёт, Т- теплоход.

А,С,Т; А,Т,С;

С,А,Т; С,Т,А;

Т,С,А; Т,А,С.


Задание 3. (выходят к доске четыре девочки, которым присвоены

разные номера:1,2,3,4.

Внимание, вопрос!

Приходя утром в школу, эти подружки здороваются друг с другом. Сколько приветствий сделает каждая девочка?

Сколько приветствий они сделают всего?

Ответ: 3 и 12.

Задание 4.Анаграммы- это слова, получаемые перестановкой

букв в данном слове. Расшифруйте записи( задания на больших

карточках вывешены на доску):

РТИ; ( Тир,Три.)

СЛЮП; ( Плюс.)

ГРУК; (Круг.)

СОЛИЧ; (Число.)

МУСАМ; (Сумма.)

Составьте анаграммы слов (четыре человека работают у доски):

СЕЛ, КОТ, ВЕС, СОК.



Классификация- это распределение предметов по группам путём выделения в данных предметах тех или иных признаков.

Задача 5. (Устная работа.)Определите, по какому признаку следу

ющие объекты разделены на классы. Дайте название для каждо

го класса.

Кот ; Цветок; Ель; Апельсин;

Собака; дерево; сосна; яблоко;

тигр. трава. берёза. мандарин.

[Животные.] [Растения.] [Деревья.] [Фрукты.]


Выделите в каждом столбце лишний объект. Объясните, почему

вы так сделали.


Задача 6.Определите, по какому принципу составлен каждый

Из следующих рядов чисел. Продолжите эти ряды:

2,4,6,8…

1,5,9,13…

100,99,97,94,90…

1,15,2,16,3,17…

1,2,3,мяу,5,6,7,мяу,9,10,11…


Задача 7.Из данных объектов исключите обладающий призна-ками, отсутствующими у других.

А) Б) В) Г) Д)


Ответ: Б.


Сравнение- это мысленное установление сходства или различия.

Подумайте и скажите, где и когда в жизни вам приходится

сравнивать. Какие прилагательные при этом используются?

Сравнение в математике.

Задача 8.(по одному ученику от каждого варианта работают

у доски, остальные в тетрадях.)

Сравните числа (по вариантам).

В-1. 562 и 535, 9000 и 9886, 1876 и 10876.

В-2. 5,75 и 57,5, 34,06 и 34,007, 534,0 и 54,987.

В-3.


Задача 9.

Какая фигура в рамке меньше всего похожа на данную?

Задача 10.

Какая картинка здесь лишняя? Раскрась её.












Ответ: Та, у которой четыре ноги.

Задача 11.

Сравните две несравнимые, казалось бы, на первый взгляд вещи:

напишите пять сходств и пять различий слов калоша и корабль.


Анализ- это расчленение целого на части, переход от

общего к частному.

Рассуждаем вместе.

Задача 12.Запишите шаги (этапы), которые необходимо осущест-вить для того, чтобы купить компьютер ( все названные ребятами

этапы записываются в тетради).

Общее: купить компьютер.

*Что для этого надо? [Деньги.]

*Как получить деньги? [ Заработать или украсть,или

накопить,или получить наследство.]

*Что из перечисленного наиболее реально ?

[Заработать деньги.]

*Что надо сделать для того, чтобы заработать деньги?

[Работать на хорошей работе.]

*Как найти хорошую работу?..

Задавая ученикам ряд подобных вопросов, мы приходим к

частному :надо хорошо учиться.

(Предложить ученикам самостоятельно проанализировать, как

сделать состояние на торговле недвижимостью.)


Синтез- мысленное объединение частей в целое, то есть переход от частного к общему.

Задача 13.( два варианта.)

В-1. Вы выиграли в лотерею миллион рублей. Найдите в

этом пять отрицательных моментов.

В-2. Увас случился пожар. Найдите в этом пять положительных

моментов.


3.Подведение итогов занятия.

Творческое мышление.

Человек, который может анализировать,сравнивать, синтезиро-вать, классифицировать и составлять различные комбинации,

обладает творческим мышлением. Мышление необходимо

развивать. Чтобы быть умным и сообразительным, мозг надо

тренировать, давать ему разнообразные задания, которые будут

способствовать приобретению нового опыта мышления.

Чем лучше у человека работает голова, тем больше возможнос-

тей открывается ему в жизни.А в современном мире дела многих

фирм во многом зависят от чего бы вы думали? От рекламы!

Вернее, от людей, которые разрабатывают рекламу продукции,

а если точнее, то от того, насколько развито их творческое

мышление.

Домашнее задание позволит проверить, как развито ваше

творческое мышление, как вы усвоили материал сегодняш-

него факультативного занятия.

Вариант-1.Придумайте рекламу дневника с двойками.

Вариант-2.Придумайте рекламу ручки, в которой закончилась

паста.

Вариант-3.Придумайте рекламу сломанному карандашу.

Вариант-4.Придумайте рекламу скомканному листу бумаги.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!