СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая диагностика учащихся на начальной ступени образования

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблемы диагностики коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии ,ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в России вызывает обоснованную тревогу у общественности. По статистики лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая диагностика учащихся на начальной ступени образования»

В настоящее время проблемы диагностики коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии ,ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в России вызывает обоснованную тревогу у общественности. По статистики лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часть этого явления встречается у детей группы риска.

Первоначальная диагностика имеет особое значение для оценивания речевых нарушений. Чтобы правильно оценить современное состояние диагностики, ее необходимо рассмотреть в трех аспектах: теоретическом, методическом и практическом.

Анализ этой проблемы в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепции, лежащей в основе логопедической диагностики нарушений развития тех методологических установок опираясь на которые можно создавать или подбирать методики, диагностический инструментарий. А так же те положения, которые определяют практическое применение методик, обработку и оценку результатов.

Анализ с методической точки зрения связан с уточнением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положениям, диагностическим критериям, валидности и надежности этих методик, с выяснением принципа анализа фактических данных и способов их обработки и оценки результатов с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, «устойчивости» методик по отношению к индивидуальным особенностям экспериментатора с оценкой практического удобства применения принятых к использованию методик.

При рассмотрении в практическом плане выясняют результативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики ее точность, безошибочность. Существенными вопросами практического применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит, как используются данные общим логопедическим заключением о ребенке.

Преодоление прочного подхода к диагностике речевых нарушений на основе чисто количественной оценки результатов обследования детей привело к комплексному подходу диагностики речевых нарушений.

Для того чтобы правильно организовать коррекционную работу, нужно быстро и качественно обследовать учащихся, объективно оценить все проявления речевой недостаточности каждого.

Хорошо развитая, правильная и точная речь – одна из главных предпосылок учебного успеха и психологического комфорта школьника. Однако систематические обследования первоклассников свидетельствуют, что многие из них имеют различные нарушения речи, от легких до значительных, когда затронута не только произносительная , но и все стороны системы речи (звуковая и смысловая). Такие дети нуждаются в специализированной логопедической помощи.

Поэтому главную задачу, как учитель - логопед, вижу в том, чтобы своевременно выявить, предупредить и преодолеть дефекты устной и письменной речи у детей.

Индивидуальное обследование устной речи первоклассников состоит из 6 частей:

1. Обследование произношения .

2. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря .

5. Обследование грамматического строя речи.

6. Самостоятельная речь .



ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ


Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности.

  1. Обследование строения и функций артикуляционного аппарата поможет оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

Ребенку предлагается повторить следующие упражнения:

    • «Смычка» - рот закрыт, губы находятся в неподвижном состоянии.

    • «Оскал» - улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.

    • «Улыбка-трубочка» - улыбнуться, затем вытянуть губы вперед в виде трубочки.

    • «Лопаточка» - распластать язык на нижней губе.

    • «Стрелочка» - вытянуть язык вперед, напрягая кончик.

    • Удержать язык за верхними резцами.

    • «Крестик» - коснуться кончиком языка верхней губы, затем нижней, правого уголка губ, левого.

    • «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу движением языка сверху вниз, не поддерживая язык нижней губой.

    • «Лошадка» - пощелкать языком, низко опуская челюсть.

  1. Обследование звуков речи проводится по специально подготовленным альбомам. В журнале обследования на каждый класс готовится таблица:



Фамилия, имя учащегося

Р

Р’

Л

Л’

С

С’

З

З’

Ш

Ж

Ч

Ц

j
















  1. Обследование фонематического восприятия состоит из 8 основных заданий и 7 заданий для углубленной диагностики.

Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое – на состояние фонематических представлений, петое – седьмое – фонематического анализа и восьмое – фонематического синтеза.

Для оценки состояния фонематического восприятия включены задания направленные на узнавание. Различение и сравнение отдельных звуков в ряду звуков (задание № 1) и слов – паронимов. (Задание № 2).


Задание № 1

- «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук [Ш], то подними руку. Т, Ш, Ч, Ж, Щ».

- «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук [з’]: с’, ц’, з’, т’»

- «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук [ц]: с, ч, т, ц, с, ц, щ.»


Задание № 2 Перед ребенком раскладываются 10 рисунков: трава, уточка, дрова, удочка, крыша, мишка, бочка, крыса, почка, мышка.

-«Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? Теперь будь особенно внимательным. Я буду называть эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".


трава-дрова крыша-крыса

уточка-удочка мишка-мышка

бочка-почка


Задание № 3 Раскладываются на столе картинки: бутылка, дождь, дым, труба, карандаш, трактор, тарелка, огурец, цветок.

-«Все ли предметы тебе известны?» Раскладываются еще две картинки: белый и черный домик.

-«Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названии которых содержится звук [Т], а возле черного домика – со звуком [Д]".


Задание № 4

- «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук [C]. Помни, что этот звук может быть в начале, в середине и в конце слова.

Задание № 5

- «Напиши на листочке слово «сковородка» (отказ)

- «Ну что же, тогда записывать буду я. А ты мне продиктуешь сначала первый звук, затем – второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».


Нос, паук, школа, палатка, сковородка.


Задание № 6 На столе раскладываются четыре карточки (ракета, лампа, ваза, кран).

- «Знаешь ли ты названия предметов, изображенных на карточках. Назови их».

- «Отбери из этих картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».


Задание № 7 Выкладывается на стол четыре буквы: Ч, Ш, Ц, Т.

-«Знаешь ли ты эти буквы?»

-«Сейчас я произнесу одно слово – это «чашка». А ты отбери из этих четырех букв ту, которая соответствует первому звуку этого слова».


Задание № 8

- «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков».

Д…О…М

Ш…К…А…Ф

К…О…Ф…Т…А

З…Е…Р…К…А…Л…О


ВЫЯСНЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ


Предлагаются следующие наборы слов:

  1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

  2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

  3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

  4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

  5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.


Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом с 1 секунду.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значения от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.

Если ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах составляет не более 3.


Выводы об уровне развития:


10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

0-3 баллов – низкий


ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА


Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут, как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на картинке.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречаются не менее 10 признаков: существительные, глаголы, причастия, деепричастия, прилагательные в начальной форме, в сравнительной, превосходной степени; союзы; предлоги; частицы; однородные члены предложения; сложные предложения с союзами.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не мене 8-9 разных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла – в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.



Выводы об уровне развития:


10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.


ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ


Понимание речи или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношение между словами, фраз и смысла обращенной речи.

Для исследования понимания слов можно использовать следующие задания:

  1. Подобрать к названным определениям подходящие предметы:

Мокрый ____________;

Тяжелый ___________;

Радостный__________;

  1. Продолжи:

Колено – это__________;

Локоть – это__________;

Форточка – это________;

Пылесос – это_________.

3.Что это?

Свитер, платье шорты, юбка;

Сапоги, туфли, тапочки;

Блюдце, сковорода, ложка;

Помидор, морковь, репа;

Голубь, утка, воробей.

4.Подобрать слова, противоположные по значению:

большой - …; правдивый - …; узкий -…; кислый -…; веселый - …

5.Закончи предложение:

Пластилин мягкий, а камень… .

Кашу варят густую и … .

Ручеек маленький, а река … .

Повар готовит…, а врач лечит… .


Понимание предложений является следующим этапом изучения стороны речи.

1.Предлагается выполнить ряд действий: «открой дверь», «хлопни в ладоши», «горшок с цветком поставь на парту».

2. «Покажи карандашом ручку».

3. «Петю ударил Колю. Кто драчун?»

4. Исправь предложение:

«Коза принесла корм девочке»

5.Закончи предложение, выбрав вариант окончания:

Витя простудился, потому что…

А) собирал в лесу грибы;

Б) ехал в автобусе;

В) лез на дерево;

Г) долго купался в воде.


Обследование понимания грамматических форм включает понимание форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, предлогов.

  1. - «Дай карандаш». «Дай карандаши». «Покажи, где карандаш». «Покажи где карандаши».

  2. На столе раскладываются картинки, на которых изображены: мальчик бежит по дороге, несколько мальчиков бегут по дороге: девочка сидит на скамейке, девочки сидят на скамейке.

- «Покажи картинку, о которой я говорю: на скамейке сидят …»

- «Покажи картинку, о которой я говорю: на скамейке сидит …»

3. На столе раскладываются следующие пары картинок: синий шар – синие шары; большая елка – большие елки.

- «Продолжи фразу: На картинке синий … . или На картинке синие … .

4. Расскажи, что нарисовано на картинках.

«Девочка поймала рыбку».

«Мальчик поймал рыбку».

«Она разбила чашку».

«Он разбил чашку».

5. - «Поставь матрешку на книгу»

- «Положи карандаш между книгами».

- «Положи линейку в книгу».

- «Положи ручку около цветка».


Один из сложных аспектов обследования – это обследование понимания текста, так как в нем выявляется взаимодействие процессов мышления, восприятия и понимания речи.

  1. Перед ребенком раскладываются сюжетные картинки вразброс.

- «Разложи картинки по порядку. Составь рассказ по этим картинкам».

2. Прослушай рассказ:

а) Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

- Почему Саша проснулся невеселый?

- Какая погода была на улице?»

б) У Таниной мамы заболело горло. Доктор прописал ей горькое лекарство. Таня увидела, что мам пьет лекарство и морщится. Говорит: «Давай я за тебя выпью!»

- Почему Таня так сказала?

- Правильно ли она хотела поступить?

- Почему?

- Как Таня относится к маме?




Тесты для обследования речевой деятельности

младших школьников

Мною была разработана методика обследования речи детей:


1.Готовность органов артикуляции.

- Удержать язык за верхними резцами (до 5 секунд);

- «Крестик» - коснуться кончиком языка верхней губы, затем нижней, правого уголка губ, левого.

- Расслабить язык, распластать его на нижней губе, затем вытянуть вперед, напрягая кончик, сделать узким, «как иголочка».

- «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу движением языка сверху вниз, не поддерживая язык нижней губой.

- «Лошадка» - пощелкать языком, низко опуская челюсть.

Каждое, правильно выполненное упражнение, оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 5.


  1. Состояние латералиты.

- Для определения ведущей руки просят ребенка что-нибудь подать; ноги – взойти на скамейку, сойти с нее: как правило, все это ребенок проделает ведущими рукой и ногой.

- Покажи правую руку, левую.

- Достань правой рукой до левого уха и наоборот.

- Назови предметы, находящиеся от тебя справа, слева.

- Покажи правый верхний угол листа бумаги. Каждое, правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное – 5 баллов.


  1. Состояние мелкой моторики.

-«Пересчет» пальцев на правой, на левой руке, загибая поочередно пальцы.

-«Пересчет» пальцев одновременно на обеих руках.

-Проба Хеда: кулачок-ребро-лошадка.

-«Погрози пальчиком».

-«Игра на рояле» - имитация клавиатурных движений.


Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное – 5 баллов.


  1. Звукопроизношение.

Предложить ребенку назвать то, что нарисовано на картинке. Принимаются во внимание различные формы нарушения произношения звуков (см.Приложение № 2).

[p], [p’], [л], [л’], [c], [c’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [j].

За каждый правильно произносимый звук присваивается 0,5 балла. Максимальное количество 5 баллов.


  1. Фонематическое восприятие

- Звонкие – глухие

- Свистящие – шипящие

- Сонорные

- Мягкие – твердые

- Аффрикаты.


За каждый пункт, правильно различаемых звуков, присваивается 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.


  1. Сформированность навыков фонематического анализа и синтеза.

- Назвать первый звук слова «бант».

- Определить количество звуков в слове.

- Определить порядок звуков в слове.

- Назвать поющие звуки в слове.

- Составить слово из звуков «К», «О», «Т».

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.


  1. Слоговая структура слова.

- Назвать картинки «паровоз», «милиционер», «сковорода», «космонавт».

- Повторить слова: ларек, гусеница, простокваша, мотоциклист.

- Ответить на вопросы: Где подстригают волосы? Кто чинит часы?

- Повторить ряды слогов: па-та-ма-ка; ло-ро-во-со.

- Повторить предложение: «Милиционер Валерий регулирует уличное движение».

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.


  1. Лексический запас.

- Знание и употребление лов: локоть, колено, ресницы, подоконник, форточка.

- Классификация понятий: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда и т.д.

- Знание обобщающих слов: «Шкаф, стол, стул – что это?»

- Подбор антонимов: добрый – злой

смелый – трусливый

холодный – горячий

-Подбор синонимов: радость – веселье

приятель – друг

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.


  1. Уровень сформированности грамматического строя речи.

- Согласование слов в самостоятельных высказываниях о проведенном лете, о прошедшем выходном дне.

- Понимание грамматических структур: «Внука проводил дедушка. Кто уехал?»

- Конструирование предложений из отдельных слов: «На, ребята, речка, бегут».

- Употребление приставок и предлогов (по карточкам): «Мальчик вышел из дома», «Мальчик зашел в дом».

- Образование имен существительных с помощью суффиксов по образцу: лиса – лисенок, стул – стульчик.

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Данные, полученные в результате обследования в начале коррекционного курса и по окончании его, заносятся в таблицу в баллах. На каждого ребенка вычерчивается индивидуальный оценочный профиль, наглядно демонстрирующий динамику его речевого развития. (См.Приложение № 1).




После тщательно проведенного исследования делается логопедическое заключение.

Если смысловая сторона речи не нарушена (лексический и грамматический строй), но нарушены фонематические процессы и звукопроизношение, то мы имеем дело с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН).

Отсутствие сложных синтаксических конструкций; аграмматизмов; словарь ограничен рамками обиходно бытовой тематики, качественно неполноценен, ошибки в употреблении слов (кустики); нарушены фонематические процессы и звукопроизношение – общее недоразвитие речи (ОНР). Такие дети в ближайшее время дадут нам в письменных работах множество специфических ошибок. Эти нарушения письменной речи называют дисграфия.

А если у ребенка нарушено только звукопроизношение, то это изолированный фонетический дефект (ИФД).

Профессионально тщательно проведенное обследование, грамотно поставленное логопедическое заключение – основа успешной коррекционно-воспитательной логопедической работы.