В настоящее время проблемы диагностики коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии ,ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в России вызывает обоснованную тревогу у общественности. По статистики лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часть этого явления встречается у детей группы риска.
Первоначальная диагностика имеет особое значение для оценивания речевых нарушений. Чтобы правильно оценить современное состояние диагностики, ее необходимо рассмотреть в трех аспектах: теоретическом, методическом и практическом.
Анализ этой проблемы в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической концепции, лежащей в основе логопедической диагностики нарушений развития тех методологических установок опираясь на которые можно создавать или подбирать методики, диагностический инструментарий. А так же те положения, которые определяют практическое применение методик, обработку и оценку результатов.
Анализ с методической точки зрения связан с уточнением характера методик, их соответствия исходным теоретическим положениям, диагностическим критериям, валидности и надежности этих методик, с выяснением принципа анализа фактических данных и способов их обработки и оценки результатов с выявлением соотношения качественных и количественных показателей, «устойчивости» методик по отношению к индивидуальным особенностям экспериментатора с оценкой практического удобства применения принятых к использованию методик.
При рассмотрении в практическом плане выясняют результативность, успешность диагностики, «качественные» возможности методики ее точность, безошибочность. Существенными вопросами практического применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.
Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит, как используются данные общим логопедическим заключением о ребенке.
Преодоление прочного подхода к диагностике речевых нарушений на основе чисто количественной оценки результатов обследования детей привело к комплексному подходу диагностики речевых нарушений.
Для того чтобы правильно организовать коррекционную работу, нужно быстро и качественно обследовать учащихся, объективно оценить все проявления речевой недостаточности каждого.
Хорошо развитая, правильная и точная речь – одна из главных предпосылок учебного успеха и психологического комфорта школьника. Однако систематические обследования первоклассников свидетельствуют, что многие из них имеют различные нарушения речи, от легких до значительных, когда затронута не только произносительная , но и все стороны системы речи (звуковая и смысловая). Такие дети нуждаются в специализированной логопедической помощи.
Поэтому главную задачу, как учитель - логопед, вижу в том, чтобы своевременно выявить, предупредить и преодолеть дефекты устной и письменной речи у детей.
Индивидуальное обследование устной речи первоклассников состоит из 6 частей:
1. Обследование произношения .
2. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений.
3. Обследование слоговой структуры слова.
4. Обследование словаря .
5. Обследование грамматического строя речи.
6. Самостоятельная речь .
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности.
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата поможет оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.
Ребенку предлагается повторить следующие упражнения:
«Смычка» - рот закрыт, губы находятся в неподвижном состоянии.
«Оскал» - улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.
«Улыбка-трубочка» - улыбнуться, затем вытянуть губы вперед в виде трубочки.
«Лопаточка» - распластать язык на нижней губе.
«Стрелочка» - вытянуть язык вперед, напрягая кончик.
Удержать язык за верхними резцами.
«Крестик» - коснуться кончиком языка верхней губы, затем нижней, правого уголка губ, левого.
«Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу движением языка сверху вниз, не поддерживая язык нижней губой.
«Лошадка» - пощелкать языком, низко опуская челюсть.
Обследование звуков речи проводится по специально подготовленным альбомам. В журнале обследования на каждый класс готовится таблица:
Фамилия, имя учащегося | Р | Р’ | Л | Л’ | С | С’ | З | З’ | Ш | Ж | Ч | Ц | j |
| | | | | | | | | | | | | |
Обследование фонематического восприятия состоит из 8 основных заданий и 7 заданий для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое – на состояние фонематических представлений, петое – седьмое – фонематического анализа и восьмое – фонематического синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия включены задания направленные на узнавание. Различение и сравнение отдельных звуков в ряду звуков (задание № 1) и слов – паронимов. (Задание № 2).
Задание № 1
- «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук [Ш], то подними руку. Т, Ш, Ч, Ж, Щ».
- «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук [з’]: с’, ц’, з’, т’»
- «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук [ц]: с, ч, т, ц, с, ц, щ.»
Задание № 2 Перед ребенком раскладываются 10 рисунков: трава, уточка, дрова, удочка, крыша, мишка, бочка, крыса, почка, мышка.
-«Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? Теперь будь особенно внимательным. Я буду называть эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".
трава-дрова крыша-крыса
уточка-удочка мишка-мышка
бочка-почка
Задание № 3 Раскладываются на столе картинки: бутылка, дождь, дым, труба, карандаш, трактор, тарелка, огурец, цветок.
-«Все ли предметы тебе известны?» Раскладываются еще две картинки: белый и черный домик.
-«Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названии которых содержится звук [Т], а возле черного домика – со звуком [Д]".
Задание № 4
- «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук [C]. Помни, что этот звук может быть в начале, в середине и в конце слова.
Задание № 5
- «Напиши на листочке слово «сковородка» (отказ)
- «Ну что же, тогда записывать буду я. А ты мне продиктуешь сначала первый звук, затем – второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».
Нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание № 6 На столе раскладываются четыре карточки (ракета, лампа, ваза, кран).
- «Знаешь ли ты названия предметов, изображенных на карточках. Назови их».
- «Отбери из этих картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».
Задание № 7 Выкладывается на стол четыре буквы: Ч, Ш, Ц, Т.
-«Знаешь ли ты эти буквы?»
-«Сейчас я произнесу одно слово – это «чашка». А ты отбери из этих четырех букв ту, которая соответствует первому звуку этого слова».
Задание № 8
- «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков».
Д…О…М
Ш…К…А…Ф
К…О…Ф…Т…А
З…Е…Р…К…А…Л…О
ВЫЯСНЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ
Предлагаются следующие наборы слов:
Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом с 1 секунду.
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.
Если ребенку удалось отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти значения от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.
Если ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах равен 4-5.
Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах составляет не более 3.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
0-3 баллов – низкий
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут, как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на картинке.
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречаются не менее 10 признаков: существительные, глаголы, причастия, деепричастия, прилагательные в начальной форме, в сравнительной, превосходной степени; союзы; предлоги; частицы; однородные члены предложения; сложные предложения с союзами.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не мене 8-9 разных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла – в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Понимание речи или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отношение между словами, фраз и смысла обращенной речи.
Для исследования понимания слов можно использовать следующие задания:
Подобрать к названным определениям подходящие предметы:
Мокрый ____________;
Тяжелый ___________;
Радостный__________;
Продолжи:
Колено – это__________;
Локоть – это__________;
Форточка – это________;
Пылесос – это_________.
3.Что это?
Свитер, платье шорты, юбка;
Сапоги, туфли, тапочки;
Блюдце, сковорода, ложка;
Помидор, морковь, репа;
Голубь, утка, воробей.
4.Подобрать слова, противоположные по значению:
большой - …; правдивый - …; узкий -…; кислый -…; веселый - …
5.Закончи предложение:
Пластилин мягкий, а камень… .
Кашу варят густую и … .
Ручеек маленький, а река … .
Повар готовит…, а врач лечит… .
Понимание предложений является следующим этапом изучения стороны речи.
1.Предлагается выполнить ряд действий: «открой дверь», «хлопни в ладоши», «горшок с цветком поставь на парту».
2. «Покажи карандашом ручку».
3. «Петю ударил Колю. Кто драчун?»
4. Исправь предложение:
«Коза принесла корм девочке»
5.Закончи предложение, выбрав вариант окончания:
Витя простудился, потому что…
А) собирал в лесу грибы;
Б) ехал в автобусе;
В) лез на дерево;
Г) долго купался в воде.
Обследование понимания грамматических форм включает понимание форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, предлогов.
- «Дай карандаш». «Дай карандаши». «Покажи, где карандаш». «Покажи где карандаши».
На столе раскладываются картинки, на которых изображены: мальчик бежит по дороге, несколько мальчиков бегут по дороге: девочка сидит на скамейке, девочки сидят на скамейке.
- «Покажи картинку, о которой я говорю: на скамейке сидят …»
- «Покажи картинку, о которой я говорю: на скамейке сидит …»
3. На столе раскладываются следующие пары картинок: синий шар – синие шары; большая елка – большие елки.
- «Продолжи фразу: На картинке синий … . или На картинке синие … .
4. Расскажи, что нарисовано на картинках.
«Девочка поймала рыбку».
«Мальчик поймал рыбку».
«Она разбила чашку».
«Он разбил чашку».
5. - «Поставь матрешку на книгу»
- «Положи карандаш между книгами».
- «Положи линейку в книгу».
- «Положи ручку около цветка».
Один из сложных аспектов обследования – это обследование понимания текста, так как в нем выявляется взаимодействие процессов мышления, восприятия и понимания речи.
Перед ребенком раскладываются сюжетные картинки вразброс.
- «Разложи картинки по порядку. Составь рассказ по этим картинкам».
2. Прослушай рассказ:
а) Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.
- Почему Саша проснулся невеселый?
- Какая погода была на улице?»
б) У Таниной мамы заболело горло. Доктор прописал ей горькое лекарство. Таня увидела, что мам пьет лекарство и морщится. Говорит: «Давай я за тебя выпью!»
- Почему Таня так сказала?
- Правильно ли она хотела поступить?
- Почему?
- Как Таня относится к маме?
Тесты для обследования речевой деятельности
младших школьников
Мною была разработана методика обследования речи детей:
1.Готовность органов артикуляции.
- Удержать язык за верхними резцами (до 5 секунд);
- «Крестик» - коснуться кончиком языка верхней губы, затем нижней, правого уголка губ, левого.
- Расслабить язык, распластать его на нижней губе, затем вытянуть вперед, напрягая кончик, сделать узким, «как иголочка».
- «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу движением языка сверху вниз, не поддерживая язык нижней губой.
- «Лошадка» - пощелкать языком, низко опуская челюсть.
Каждое, правильно выполненное упражнение, оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 5.
Состояние латералиты.
- Для определения ведущей руки просят ребенка что-нибудь подать; ноги – взойти на скамейку, сойти с нее: как правило, все это ребенок проделает ведущими рукой и ногой.
- Покажи правую руку, левую.
- Достань правой рукой до левого уха и наоборот.
- Назови предметы, находящиеся от тебя справа, слева.
- Покажи правый верхний угол листа бумаги. Каждое, правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное – 5 баллов.
Состояние мелкой моторики.
-«Пересчет» пальцев на правой, на левой руке, загибая поочередно пальцы.
-«Пересчет» пальцев одновременно на обеих руках.
-Проба Хеда: кулачок-ребро-лошадка.
-«Погрози пальчиком».
-«Игра на рояле» - имитация клавиатурных движений.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное – 5 баллов.
Звукопроизношение.
Предложить ребенку назвать то, что нарисовано на картинке. Принимаются во внимание различные формы нарушения произношения звуков (см.Приложение № 2).
[p], [p’], [л], [л’], [c], [c’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [j].
За каждый правильно произносимый звук присваивается 0,5 балла. Максимальное количество 5 баллов.
Фонематическое восприятие
- Звонкие – глухие
- Свистящие – шипящие
- Сонорные
- Мягкие – твердые
- Аффрикаты.
За каждый пункт, правильно различаемых звуков, присваивается 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.
Сформированность навыков фонематического анализа и синтеза.
- Назвать первый звук слова «бант».
- Определить количество звуков в слове.
- Определить порядок звуков в слове.
- Назвать поющие звуки в слове.
- Составить слово из звуков «К», «О», «Т».
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
Слоговая структура слова.
- Назвать картинки «паровоз», «милиционер», «сковорода», «космонавт».
- Повторить слова: ларек, гусеница, простокваша, мотоциклист.
- Ответить на вопросы: Где подстригают волосы? Кто чинит часы?
- Повторить ряды слогов: па-та-ма-ка; ло-ро-во-со.
- Повторить предложение: «Милиционер Валерий регулирует уличное движение».
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.
Лексический запас.
- Знание и употребление лов: локоть, колено, ресницы, подоконник, форточка.
- Классификация понятий: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда и т.д.
- Знание обобщающих слов: «Шкаф, стол, стул – что это?»
- Подбор антонимов: добрый – злой
смелый – трусливый
холодный – горячий
-Подбор синонимов: радость – веселье
приятель – друг
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.
Уровень сформированности грамматического строя речи.
- Согласование слов в самостоятельных высказываниях о проведенном лете, о прошедшем выходном дне.
- Понимание грамматических структур: «Внука проводил дедушка. Кто уехал?»
- Конструирование предложений из отдельных слов: «На, ребята, речка, бегут».
- Употребление приставок и предлогов (по карточкам): «Мальчик вышел из дома», «Мальчик зашел в дом».
- Образование имен существительных с помощью суффиксов по образцу: лиса – лисенок, стул – стульчик.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
Данные, полученные в результате обследования в начале коррекционного курса и по окончании его, заносятся в таблицу в баллах. На каждого ребенка вычерчивается индивидуальный оценочный профиль, наглядно демонстрирующий динамику его речевого развития. (См.Приложение № 1).
После тщательно проведенного исследования делается логопедическое заключение.
Если смысловая сторона речи не нарушена (лексический и грамматический строй), но нарушены фонематические процессы и звукопроизношение, то мы имеем дело с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН).
Отсутствие сложных синтаксических конструкций; аграмматизмов; словарь ограничен рамками обиходно бытовой тематики, качественно неполноценен, ошибки в употреблении слов (кустики); нарушены фонематические процессы и звукопроизношение – общее недоразвитие речи (ОНР). Такие дети в ближайшее время дадут нам в письменных работах множество специфических ошибок. Эти нарушения письменной речи называют дисграфия.
А если у ребенка нарушено только звукопроизношение, то это изолированный фонетический дефект (ИФД).
Профессионально тщательно проведенное обследование, грамотно поставленное логопедическое заключение – основа успешной коррекционно-воспитательной логопедической работы.