СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая диагностика в Школе будущего первоклассника. Рабочая программа.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая диагностика будущих первоклассников позволяет выявить детей с трудностями в речевом развитии, дать родителям рекомендации по речевой подготовке детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая диагностика в Школе будущего первоклассника. Рабочая программа.»







Рабочая программа

«Диагностика речевой готовности будущих первоклассников»



Срок реализации — 3 месяца











Составитель

учитель-логопед

Уразаева Рита Нажавовна
















Мегион

2017г.





Рабочая программа логопедической диагностики будущих первоклассников.


Пояснительная записка.


Рабочая программа логопедической диагностики для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». компьютерной программы тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» В.Акименко, предназначенной для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.


Основные задачи:

  • Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

  • Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

  • Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения в школе;

  • Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;

  • Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.


Основные принципы построения программы:


  1. Комплексность и всесторонность;

  2. Целостность и конкретность;

  3. Индивидуальный подход в установлении контакта;

  4. Изучение в процессе обучения;

  5. Выявление положительных возможностей;

  6. Онтогенетический.


Методы логопедического обследования:


  1. Интерпретационные;

  2. Статистические;

  3. Эмпирические;

  4. Организационные.


Этапы логопедического обследования:


  1. Этап динамического наблюдения за ребёнком в процессе обучения и уточнения логопедического заключения;

  2. Этап обследования речевой и познавательной функции;

  3. Ориентировочный этап.


Место курса в учебном плане.


«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью  фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев,  создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком. 

По своему усмотрению, специалист может использовать для обследования материалы из методического набора, фиксируя при этом ответы в программе. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.

После выполнения ребёнком каждого задания специалист может отметить необходимые признаки, ввести собственные комментарии по каждому упражнению и оценить его выполнение.

Занятия по логопедическому обследованию организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день (2 занятия – логопедическое обследование, 1занятие – консультирование родителей по результатам диагностики), 1 раз в неделю (по субботам) с марта по май. Продолжительность занятий и консультационной работы с родителями - 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 12 недель. Общее количество занятий – 36.


Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), у ребёнка, дошкольника, поступающего в первый класс, должны быть сформированы:

Показатели речевого развития 6-7-летних детей в норме:

Звук.

Фонематический слух и звукопроизношение.

- Различает на слух и далёкие и близкие пары фонем.

(Звонкие – глухие: п - б, к - г, з – с и др.

Свистящие- шипящие с -ш, з -ж,

аффрикаты ц -ч, соноры л -р,

твёрдые и мягкие т-тۥ, р -рۥ и др.


- Произносит изолированно все звуки родного языка и не смешивает их в речи.

- Проговаривает слова любой слоговой структуры

(балерина, термометр, аквалангист и др.)

Предложение.

- Пользуется разными видами простых и сложных предложений, адекватно использует предлоги.

Отсутствует аграмматизм в речи.

Связная речь.

- Может составить рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.

- Ребёнок располагает определённым запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомлённость о явлениях природы, о животном и растительном мире, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.

Полученные результаты.


Уровневый подход,  реализованный методикой,  существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность  обосновать заключение  в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни)) и составить  схему  индивидуальной коррекционной работы. Специально разработанные таблицы фиксации результатов и возможность их печати значительно упрощают отчетность, позволяют проследить динамику коррекционной работы.


Содержание программы


Структура обследования.


Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей.

Разделы:
1. Звукопроизношение.
2. Общая моторика.
3. Мелкая моторика.
4. Артикуляционная  моторика.
5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
6. Мимическая мускулатура.
7. Строение артикуляционного аппарата.
8. Фонематическое восприятие.
9. Дыхательная и голосовая функции.
10. Просодические компоненты речи.
11. Слоговая структура слова.
12. Понимание речи.
13. Лексика.
14. Грамматический строй.
15. Связная речь.

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» предоставляет возможность: 

  • Ведения индивидуальных карточек, содержащих анамнестические данные, результаты обследований, а также динамику коррекционного процесса

  • Автоматического формирования базы данных, сортировки и поиска карточек по заданным параметрам

  • Проведения поэтапной логопедической диагностики

  • Фиксации, сохранения и анализа полученных данных

  • Формирования речевых карт

  • Формирования графиков индивидуальной динамики речевого развития

  • Создания групповых протоколов по результатам обследования

  • Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики речевого развития, протоколов с данными по группе.



Календарно-тематическое планирование курса

«Логопедическая диагностика будущих первоклассников».



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Звукопроизношение.

Консультирование родителей по результатам диагностики.


2

1

03.03


2

Общая моторика.
Мелкая моторика.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

10.03

3

Артикуляционная  моторика.
Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

17.03

4

Дыхательная и голосовая функции.
Просодические компоненты речи.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

24.03

5

Слоговая структура слова.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

31.03

6

Слоговая структура слова.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

07.04

7

Понимание речи.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

14.04

8

Лексика.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

21.04

9

Грамматический строй.

2

1

28.04

10

Грамматический строй.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

05.05


11

Связная речь.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

12.05

12

Связная речь.

Консультирование родителей по результатам диагностики.

2

1

19.05

Итого:

36





Планируемые результаты.

На основании полученных результатов составляется заключение. Заключение должно отражать в основном педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно должно включать в себя также краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду в дальнейшем строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка, определить маршрута индивидуального развития.


Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Текущая проверка результатов обследования осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.


Материально-техническое обеспечение программы

  1. Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей», предназначенная для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно  с автором методики В.М. Акименко,  кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Методика награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издается в компьютерном варианте впервые, обновлена и дополнена  автором.
    «Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью  фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев,  создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком. 

  2. Бланки протоколов обследования.

  3. Журнал обследования детей.

  4. Журнал консультирования родителей по запросам.



Скачать

© 2017 2251 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!