СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедические рекомендации по развитию мелкой моторики рук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексы пальчиковой гимнастики и упражнений с речевым сопровождением для развития мышц мелкой моторики рук.

Просмотр содержимого документа
«Логопедические рекомендации по развитию мелкой моторики рук.»

Логопедические рекомендации по развитию мелкой моторики рук.

Мазай Елена Ивановна

Учитель-логопед высшей категории

МБОУ «Иджинская СОШ»

Шушенский район

Красноярский край

«Мои пальчики расскажут…»

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Пальчиковые игры нужно начинать с самых простых упражнений, таких как:

«Посолим суп» - собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитировать названное движение;

«Птички» - птички –пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком;

«Почистим клювик» - большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки.


Затем можно перейти к более сложным играм:

«Футболисты»

Как-то летом, на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды – команда «Зайчики» (левая рука) и команда «Белочки» (правая рука).

Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работает левой рукой);

Разминается капитан – большим пальцем совершают 7-10 круговых движений;

Разминаются игроки – не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец по очереди;

Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» - большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки;

На поле выходит команда белочек – работаем правой рукой.

Все повторяем правой рукой.

Команды приветствуют друг друга «здравствуйте!» - соприкасаются одноименными пальцами обеих рук и т.п.

В качестве словестного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы: потешки, считалки, небольшие стихи.


Сбил, сколотил – стучат кулаком одной руки по кулаку другой;

Вот колесопоказывают круг обеими руками;

Сел да поехалкрутят воображаемы рулем;

«Ах, хорошо!» - покачивают головой;

Оглянулся назадоглядываются;

Одни спицы лежат – показывают растопыренные пальцы.

***

Свинка Ненилла хлопают в ладоши;

Сыночка хвалила – поглаживают себя по голове;

- то-то хорошенький!поглаживает кисть левой руки,

- то-то пригоженькийпоглаживают кисть правой руки;

Ходит бочкомребром руки ведут по столу;

Хвостик крючком - показывают указательные пальцы

Нос пятачкомставят кулачок на кулачок и на нос.

***

Жил-был зайчик - хлопают в ладоши

Длинные ушки - три пальца в кулак, два пальца – уши

Отморозил зайчик - сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Носик на опушке - трут нос

Отморозил носик - сжимают и разжимают пальцы рук

Отморозил хвостик - показывают место хвостика

И поехал греться - крутят руль

К ребятишкам в гости - разводят руки в стороны

Там тепло и тихо - обнимают себя руками

Волка нет - хлопают в ладоши

И дают морковку на обед - поглаживают живот.


***

Коленька хорошенький / поглаживает кисть левой руки/

Коленька пригоженький /поглаживает кисть правой руки/

Пройди по дороженьке /указательный и средний пальцы обеих рук шагают/

Топни /кулак/

Коля /ладонь на ребро/

Ноженькой /показывают ладонь/


***

Вышла курочка гулять /шагают двумя пальцами – указательным и средним каждой руки/

Свежей травки пощипать / щиплющие движения всеми пальцами обеих рук/

А за ней ребятки – Желтые цыплятки / бегут всеми пальцами обеих рук/

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко /хлопают в ладоши/

Не хотите далеко /грозят пальцем ведущей руки/

Лапками гребите / гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола/

Зернышки ищите» / дети собирают зёрнышки поочередно двумя пальцами каждой руки или одновременно большой – указательный, большой – средний и т.п./

***

Хороши использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон:

Чистая водичка /моющие движения/

Умоет Саше личико / поглаживаем щечки/

Анечке – ладошки / интенсивно потираем ладони/

А пальчики – Антошке / Массаж поочередно каждого пальчики, «снимаем» перчатки/

***

Ай, лады, лады, лады / хлопаем в ладоши/

Не боимся мы воды / интенсивно потираем ладони/

Чисто умываемся / «моем» лицо, растираем уши/

Друг другу улыбаемся

***

Жили-были зайчики / изображают заячьи ушки/

На леской опушке / хлопают в ладошки/

Жили-были зайчики / показывают ушки/

В беленькой избушке / двумя ладонями изображают крышу/

Мыли свои ушки / трут уши/

Мыли свои лапочки / моют ладошки/

Наряжались зайчики / движения по туловищу сверху вниз/

Надевали тапочки /по тексту/

***

Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач /например закрепление обратного счета/:


На базаре/ выставляется кулак/

Спозаранок /ставят ладонь на ребро/

Накупил /показывает ладонь/

Баран /кулак/

Баранок /ребро/

Для барашков /пальцы левой руки «играют»/

***

Мои пальчики расскажут /хлопки в ладоши/

Что умеют – все покажут /пальцы обеих рук соприкасаются/

Их пять на каждой руке / показывает растопыренные пальцы/

Все сделать могут, всегда помогут /хлопки в ладоши/

Они на дудочке играют /здесь и далее по тексту/

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют,

Ласкают!

***

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» используют для развития межполушарных связей.


У нашего /выставляет два кулака/

У Гришеньки /ставят ладони на ребро/

Под окошком /показывает две ладошки/

Вишенки /выставляют два кулака/

У Семена в саду клены

У Алены дуб зеленый /левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца/

У Марины куст малины

У Арины две рябины /правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца/

А у Вани / показывает ладонь/

На плетень /показывает кулак/

Зелененький / ладонь/

Вьется хмель / кулак/

Для овечек / пальцы правой руки «играют»/

Десять маковых колечек /показывают пальцы обеих рук/

Десять сушек, восемь плюшек,

Семь лепешек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил / показывают количество пальцев по тексту/

Про себя не позабыл /отрицательное движение головой/

А для женушки –

Подсолнушки / пальцы растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу/

В старшем дошкольном возрасте можно готовить руку ребенка к письму.


Развитие графических навыков зависит не только от качество мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.

Во втором полугодии в старшей и подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое нарушение.

Например:

  • Рисуем большой треугольник, над ним – чуть поменьше, сверху – еще меньше. Что получилось?

Елочка. Раскрась.

  • Рисуем квадрат, над ним треугольник, в квадрате – окно, на крыше – трубу, из трубы идет дым.

  • Рисуем дождик: сначала тучу (дождевую, снеговую), потом дождинки (кап, кап…), снежинки.

При знакомстве детей, со словом скажите, что слово можно нарисовать. Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазии, расширяет словарный запас дошкольников.

Легко рисовать существительные.

Труднее рисовать слова – состояния, слова – определения: жарко (солнце), весело (улыбка), добрая (мама), верный (щенок).

Еще интереснее задание – нарисовать слово с противоположным значением: большой – маленький, чистый – грязный, утро – вечер и т.д.

Можно рисовать и предложение.

Особенно эффективно рисование под диктовку при усвоении и закреплении предлогов. Рисунки помогают понять пространственное расположение предметов.

Параллельно тексту дать схему предлога:

В гнезде дрозды. В небе белеют облака.

Яблоки на яблоне. На веточке певчая птичка.

Махаон порхал над мухомором. Над Волгой – иволга.





Лиза и Зина – под зонтом.




За селом – стожок. Дом – за забором.

В старшем дошкольном возрасте после знакомства детей с первыми гласными и согласными звуками, можно научить детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук:

Большой палец – согласный,

Указательный – А, средний -У, безымянный – О, мизинец – И.

Согласный звук подставляется по мере изучения.

Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку проводится в занимательной форме.

Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенный до автоматизма пальчиковым чтением позволяет быстро и безошибочно считывать слоги.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют прекращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!