СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедические упражнения, игры на основе текста в системе коррекции звукопроизношения у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наряду с усложнением произносительной патологии  у детей наблюдается низкий уровень сформированности фонематических процессов, лексико-грамматической категории языка и связной речи.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической , лексико-грамматической несформированностью, недостаточности связного высказывания ограничивает речевое общение , может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоциональной сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе.

 Основная цель при этом – сочетание работы по формированию  произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, грамматического строя речи и связной речи.

 Главными задачами при этом выступают: поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач. Решение данных задач осуществляются через применение педагогических технологий.

Поиск дидактических игр и упражнений, отвечающим целям и задачам коррекционно-развивающего процесса привел к разработке собственных игр и игровых приёмов

Просмотр содержимого документа
«Логопедические упражнения, игры на основе текста в системе коррекции звукопроизношения у детей»

Логопедические упражнения, игры на основе текста в системе коррекции звукопроизношения у детей

Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляции и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Поэтому еще до поступления ребенка в школу необходимо воспитание у него чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а также хорошей дикции, выразительности речи.

При работе с детьми первоклассниками, имеющими ОНР III уровня, необходима параллельная работа над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью. Наряду с несформированностью этих компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, памяти, пальчиковой и артикуляционной моторики, словесно-логическое мышление.

Переходя ко второму этапу работы по формированию правильного звукопроизношения – автоматизации произношения звука в самостоятельной речи детей, когда в коррекционную работу включаются тексты можно отказаться от простого пересказа и заучивания. Дети с общим недоразвитием речи эти задания выполняют с трудом, поэтому у детей возникает нежелание заниматься этим видом деятельности. Чтобы заинтересовать детей логопеду необходимо постоянно подбирать и придумывать различные упражнения, которые помогали бы на основе текста решать коррекционные задачи.

Для детей с ОНР, сложно воспринимающих текст без зрительной опоры, следует использовать наглядность в виде сюжетной картины, серии сюжетных картин, серии предметных картин в дополнение к сюжетной картине, а при работе со сказкой – настольный театр. Перед прочтением текста нужно проговаривать с ребенком несколько слов из него с изучаемым звуком. После прочтения уточнять с помощью вопросов к словам с изучаемым звуком, как ребенок понял содержание. Затем предложить назвать слова из текста с заданным звуком, которые он запомнил (каждое слово фиксировать фишкой или предметной картинкой), и определить место звука в этих словах, их слоговой состав. Можно предложить ребенку исправить неправильно произнесенные логопедом слова (без изучаемого звука или с его искажением). Это упражнение направлено на устранение фонетико-фонематической недостаточности и формирование навыков звукослогового анализа, способствует развитию вербального внимания и памяти.

Далее идут лексико-грамматические упражнения: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, исправление грамматических неточностей в предложении (пропуск предлога, наверное согласование слов в предложении, восстановление деформированного предложения, подбор подходящего слова в конце предложения). Такие упражнения вызывают у детей повышенный интерес, так как им нравится замечать и исправлять ошибки логопеда.

Например, из текста выбирается фраза для спряжения в настоящем, прошедшем или будущем времени: автоматизация звука [л] «отломить половину булки с колбасой» (рассказ Т.А. Ткаченко «Добрая Злата»), спряжение в прошедшем времени (я, ты, он, она, мы, вы, они). Можно предложить упражнение на подбор признаков или действий к предмету (объекту): «Что еще может делать собака? Какая Злата?».

Для совершенствования навыков связной речи  можно использовать следующие задания:

— подбор к названному действию и восстановление предложения. Например: отломить… Злата отломила кусок булки с колбасой;

— самостоятельная постановка вопросов по тексту и ответы на них.

Упражнения, способствующие развитию мышления:

— «Что было сначала, что потом?», где ребенку предлагается из 2-х предложенных фраз определить, какое событие происходило сначала, какое потом;

— «Что было бы, если…» (изменение персонажа, места действия, время действия).

Упражнения для коррекции просодической стороны речи:

— скажи фразу (из текста) громко, тише, тихо, радостно, грустно, вопросительно;

— передай (покажи) мимикой, интонацией настроение персонажа в момент произнесения им фразы по тексту или выполнения действия.

Задания для развития пальчиковой моторики:

— схематическое зарисовывание последовательности событий в рассказе (сказки);

— после чтения предложения ребенку предлагается подумать и нарисовать опорную схематичную картинку простым карандашом (на первых порах это может выполнять логопед, а затем ребенок);

— выкладывание картинки (по тексту) из спичек или счетных палочек. Например: собачка, ёжик и т. д.

Таки образом, детально проработав рассказ (сказку), ребенок усваивает его содержание, логику, смысл и одновременно закрепляет правильное произношение изучаемого звука. Он уже без особого труда может пересказать текст, не искажая его и автоматизируемый звук.

Естественно, что такой объем работы не может быть выполнен на одном занятии. Упражнения распределяются на 2 – 3 занятия индивидуально в зависимости от речевых возможностей каждого ребенка.

 

Наряду с усложнением произносительной патологии у детей наблюдается низкий уровень сформированности фонематических процессов, лексико-грамматической категории языка и связной речи.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической , лексико-грамматической несформированностью, недостаточности связного высказывания ограничивает речевое общение , может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоциональной сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе.

Основная цель при этом – сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, грамматического строя речи и связной речи.

Главными задачами при этом выступают: поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач. Решение данных задач осуществляются через применение педагогических технологий.

Поиск дидактических игр и упражнений, отвечающим целям и задачам коррекционно-развивающего процесса привел к разработке собственных игр и игровых приёмов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!