СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое лото «Что из чего сделано?» на образование относительных прилагательных

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое лото"Что из чего сделано?" способствует расширению активного словаря, упражняет  ребенка в образовании относительных прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое лото «Что из чего сделано?» на образование относительных прилагательных»









Скатерть изо льна

льняная скатерть

Ремень из кожи

кожаный ремень

Игрушка из плюша

плюшевая игрушка

Мяч из резины

резиновый мяч

Самовар из меди

медный самовар

Иголка из стали

стальная иголка

Ложка из серебра

серебреная ложка

Шарф из шерсти

шерстяной шарф

Ключ из металла

металлический ключ

Шляпа из фетра

фетровая шляпа

Шторы из капрона

капроновые шторы

Стакан из стекла

стеклянный стакан

Посуда из глины

глиняная посуда

Хлеб изо ржи

ржаной хлеб

Платье из шелка

шелковое платье

Игрушки из пластмассы

пластмассовые игрушки

Варенье из клубники

клубничное варенье

Лента из атласа

атласная лента

Люстра из хрусталя

хрустальная люстра

Коробка из картона

картонная коробка

Браслет из золота

золотой браслет

Стол из дерева

деревянный стол

Ожерелье из жемчуга

жемчужное ожерелье

Сугроб из снега

снежный сугроб

Сок из апельсина

апельсиновый сок

Сумка из дерматина

дерматиновая сумка

Подушка из пуха

пуховая подушка

Суп из грибов

грибной суп

Сковорода из чугуна

чугунная сковорода

Масло из кукурузы

кукурузное масло

Шуба из меха

меховая шуба

Батон из пшеницы

пшеничный батон







Логопедическое лото «Что из чего сделано?»

на образование относительных прилагательных











Логопедическое лото «Что из чего сделано?»

на образование относительных прилагательных



Для многих учащихся начальных классов с различными нарушениями речи характерны затруднения в усвоении относительных имён прилагательных, согласовании их в роде, числе и падеже. Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры (в том числе Логопедическое лото), в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием. В такие игры нужно играть как можно чаще.

Логопедическое лото «Что из чего сделано?» способствует расширению активного словаря детей, упражняет в употреблении относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

Дидактический материал — карточки с картинками (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпичей; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.



Методика работы по формированию грамматического строя речи

Образование относительных прилагательных

В ходе коррекционной работы выделяется несколько эта­пов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.

I этап — словообразовательные модели с продуктивным суффиксом-ов-/-ев- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

II этап — словообразовательные модели с менее продук­тивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

III этап — словообразовательные модели с суффикса­ми-енн-, -ск-, -ян-, -ан-.

На каждом этапе формы прилагательных отрабатывают­ся в таком порядке: формы мужского рода, формы женско­го рода, формы среднего рода. Значительное внимание уде­ляется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у младших школьников с ОНР и ЗПР.


Примерный речевой материал

Этапы работы

I этап. Словообра­

Формы мужского и женского рода прилага­

зование с суффик­

тельных: шелковый (шелковая), резиновый

сами -ов/-ев без че­

(резиновая), вишневый (вишневая), меховой

редования звуков

(меховая), березовый (березовая), кленовый

в корне

(кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый

   

(пуховая), малиновый (малиновая), дубовый

   

(дубовая)

II этап.Словообра-

Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная),

зование с суффик­

зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар­

сом -н- без чередо­

тофельный (картофельная), грибной (гриб­

вания звуков

ная), хрустальный (хрустальная)

в корне

   

С чередованием

Снежный (снежная), воздушный (воздуш­

звуков

ная), речной (речная), бумажный (бумаж­

   

ная), брусничный (брусничная), клубничный

   

(клубничная)

III этап. Словооб­

Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня­

разование с суф­

ная), соломенный (соломенная), матросский

фиксами -енн-,

(матросская), кожаный (кожаная), масля­

-ск-, •ан-, -ян-

ный (масляная), утренний (утренняя)



Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных 

Речевой материал для каждой игры подбирается с уче­том этапа работы, а также наличия или отсутствия чередо­вания звуков в основе производного слова.