СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста. Обследование неречевых функций речи. Обследование общей и мелкой моторики и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи.»

Логопедическое обследование детей с общим

недоразвитием речи.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.

1.Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. НА основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью ограничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта.

3.Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

4.Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

  1. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В беседе с родителями следует выяснить следующее: время появления гуления, лепета, время появления понимания слов и фраз (повороты в сторону называемого предмета или выполнение называемого взрослым действия); когда появились первые слова и каков интервал между их произнесением.

В процессе беседы также нужно выяснить, когда появились двусловные и многословные предложения, каковы были особенности их грамматического оформления, не прерывалось ли речевое развитие? (Если да, то по какой причине, насколько в речевом плане активен ребенок, стремится ли он к установлению контактов с окружающими?) Важно отметить, в каком возрасте обнаружено отставание в развитии его речи, каковы особенности естественной речевой среды.

Следует выяснить, в чем заключаются жалобы самим родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

Анализ документации (выписка из истории развития; заключение специалистов - отолариноглога, невропатолога, психиатра, ортодонта, и др.) даст представление о физическом и интеллектуальном развитии ребенка, о возможных причинах отклонений в формировании его речи.

Обследование дошкольника начинается с беседы. Её цель - выявить общий кругозор ребенка, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически. При выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью.

Приводим перечень вопросов для беседы.

Назови свое имя, фамилию. Расскажи о своей семье: сколько человек в твоей семье? Кто работает? Кто учится? Расскажи, где ты живешь? Назови свой адрес. С кем ты дружишь (во дворе, детском саду)? В какие игры ты играешь с друзьями?

Обследование неречевых психических функций

В процессе беседы с ребенком логопед уже получает первые впечатление, о его общем кругозоре. Если возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка, то предлагаются специальные задания на определение его уровня развития мыслительной деятельности.

Задания:

  1. Выделение 4-го лишнего предмета.

  2. Задания на использование обобщающих слов. (Наглядно - образного мышления).

  3. Складывание разрезных картинок.

  4. Восстановление сюжета (серия картинок).

  5. Понимание переносных значений слов « золотые волосы, золотые руки».

  6. Задания на умение сравнивать предметы, выделять общее и отличное в них.

  7. Прямой счет, обратный счет.

Обследование слуха.


Необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (расстояние 5-6 м). В случае затруднения расстояние сокращается до 3-4 м.

Обследование внимания и памяти.

В процессе логопедического обследования фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каковы перенос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также удержание внимания одновременно нескольких объектов. Необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость. Важно предлагать детям задания в игровой форме.

Важно выявить особенности памяти у детей с ОНР в процессе выполнения заданий:

1. Запоминание предметов (слов).

2.Добавление предмета в линейный ряд.

3.Уменьшение предметов в линейном ряду.

4.Заучивание слов при 1, 2, 3, 4- кратном повторении.

Обследование состояние общей моторики.

а) Исследование двигательной памяти, переключаемости движении и самоконтроля при выполнении двигательных проб:

- повторить движения для рук за логопедом: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

- повторить движения за исключением одного «за­претного» движения (не поднимать руки вверх).

б) Исследование статической координации движений.
- стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так ,чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед» Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги»

в) Исследование динамической координации движений.

- выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять приседания на носочках.

Исследование мелкой моторики.

1. Исследование статической координации движений.

а) распрямить 2 ладони со сближенными пальцами и удержать под счет от 1 до 15.

б) показать 2 и 3 пальцы на обеих руках одновремен­но (5 раз).

в) выставить 2 и 5 пальцы и удержать под счет (5 раз)
2.Исследование динамической координации движений.

г) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5 раз)

д) менять положение обоих рук одновременно (кулак-ладонь) 5раз.



Обследование строения органов артикуляционного аппарата.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные швы, норма).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне , челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма),

Прикус (открытый передний, открытый ,боковой , норма),

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма),

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма). Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, при­ращенная, норма).

Небо (высокое, узкое, плоское, расщелина твердого неба, субмукозная расщелина, норма),



Обследования моторики артикуляционного аппарата.

1 .Исследование двигательной функции губ.

а) округлить губы (как для звука «о»).

б) губы округлить, сомкнуть и вытянуть («хоботок»).

в) растянуть губы, зубы не видно («улыбка»).
2. Исследование двигательной функции челюсти.

а) движение челюстью вправо.

б) движение челюстью влево.

3. Исследование двигательной функции языка.

а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5.

б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5.

в) переводить кончик языка из правого угла губ в левый.

г) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5 и опустить.

4. Исследование двигательной функции мягкого неба.

а) широко открыть рот и четко произнести звук «А».

б) провести шпателем по мягкому небу (в норме рвотный рефлекс).

5. Исследование мимической мускулатуры.

а) изобразить радость.

б) изобразить удивление.

в) изобразить грусть.



Обследование состояние просодики.

Голос (тихий, крикливый, сиплый, назализованный, затухающий, норма),

Темп (очень быстрый, ускоренный, замедленный, норма).

Дыхание (нормальное, прерывистое верхнее, слабый укороченный выдох).

Обследование звукопроизношения.



Звук «С»

сумка

Звук «С*»

гусь


автобус

сети


посуда

письмо

Звук «Ц»

цыплёнок

пуговица

огурец



Звук «3»

замок

Звук «3*»

зебра


коза


обезьяна


забор

газета

Звук «Ш»

шапка

Звук «Ж»

жук


душ


ножи


машина


пожар





Звук «Ч»

чемодан

Звук «Щ»

щетка


мяч


плащ


бабочка


овощи

Звук «Р»

рыба

Звук«Р »

река


топор


дверь


барабан


батарея

Звук «Л»

лодка

Звук «Л*» лимон


стол


медаль


молоток


телефон

Звук «К»

кукла

Звук «Г»

голова


рука


нога


молоток
































гитара












Звук «X»






халат

муха зубы

петух








Звук «Б»

бабочка

зубы














Звук «П»

панама

сапоги

Звук «Д»

дедушка

карандаши


Звук «Т»

тапочки

компот

Звук «Ы»

мыло

лыжи


Звук «И»

йод

трамвай

Звук «Е»

ель

енот










Звук «Ё»

ежик

ёлка

юбка


Звук «Ю»

юла


Обследование фонематических процессов.

а) Опознание фонем: хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» среди других.

б) Повторение слогового ряда:

та-да-та са-ша-са за-са-за жа-за-жа ра-ла-ла

в) Выделение звука среди слогов: подними руку, если услышишь слог со звуком «Ж».

г) Выделение звука среди слов: подними руку, если услышишь слово со звуком «С»

д) Придумывание слов со звуком «П».

ж) Определение наличия звука «III» в названии картинок.

Обследование звукового анализа слова.

а) Определить количество звуков в словах : ус роза дом баран

б) Выделить последовательно каждый звук в словах : мак зонт крыша самолёт

в) Назвать первый звук в словах: сок шуба магазин щук

г) Назвать последний звук в словах : ус кот сыр стакан щенок

д) Определить 3 звук в слове и придумай слова, в которых этот звук стоял бы в начале, середине и в конце. сосна

ж) Определить количество гласных и согласных звуков в слове. пират



Обследование слоговой структуры.

а) Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла утка марка арбуз карман

б) Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова

клумба клубника гнездо

в) Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты памятник термометр тракторист

г) Многосложные слова из сходных звуков

клубок колосок корзина картина

д) Повторить предложение

Космонавт управляет космическим кораблем.

Обследование словарного запаса.

В процессе обследования выясняется объем предметного глагольного словаря и словаря признаков. Сюда входят существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детенышей, профессии людей и т. д; глаголы, обозначающие действия предметов, их состояний, чувства, эмоции, различные явления; прилагательные, обозначающие различные качества, величину предметов (широкий, высокий, низкий, узкий и т. д.), цвет ( основной и добавочный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, серый), форму, температуру, вес, вкус; прилагательные указывающие на материал, из которого сделаны предметы; сезонность, обобщающие признаки.

В процессе работы используются методические приемы:

- нахождение детьми (показ) предметов и действий, названных логопедом;

- выполнение действий, предложенных логопедом;

- самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств;

- самостоятельное называние детьми видовых понятий, объединенных одной лексической темой;

- объединение предметов в обобщающую группу.

Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально

-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по значению (например глаголы: льет, поливает, выливает).

Следует проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например: шьет, зашивает, вышивает).

Особое внимание следует обратить на образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесённости с продуктами питания (грибной суп), с материалами, из которых сделан предмет, с растениями (сосновый лес).

Обследование грамматического строя.

Необходимо выявить правильность употребление следующих грамматических категорий:

- число существительных и глаголов;

- родовую принадлежность предметов;

- употребление падежных окончаний ед. ч. и мн. ч;

- согласование прилагательных и числительных существительными в роде, числе, падеже;

- употребление простых и сложных предлогов;

- образование притяжательных и относительных прилагательных;

- образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок.

Используются методические приемы:

- ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

-самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

-добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

- самостоятельно составить предложение по опорным словам.

Логопед при этом использует игровые моменты, например: «Кто кому помогает?», «Кто кому мешает?», «Кто чем защищается?» и т. д.

Обследование связной речи.

При выявлении речевого недоразвития важно обратить внимание на спонтанные высказывания детей, так как при этом раскрываются особенности речи, которые в искусственных условиях не проявляются.

Обследование связной речи: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта, пересказ, рассказ описания игрушки или предмета.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем дается ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение за тем как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

При задании составить из личного опыта проводится вступительная беседа и задается ряд вопросов: « Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в неё играть»

Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам. Логопед выявляет на сколько внимательно дети умеют слушать, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело четко выраженную структуру.

При составлении рассказа - описаний игрушки или предмета логопед отбирает две красочные игрушки и показывает их детям, предлагая рассмотреть игрушки, а за тем рассказать о них. При этом дается простой план типа, как: рассказы об этой кукле, как её зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что у не завязано на голове и т д. Если у ребенка возникают затруднения и он не может сразу ответить, логопед ещё раз повторяет вопросы или дает свой образец рассказа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!