Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Специфика нарушений речи и познавательных процессов у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Причины недостатков речи:
- Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
- Функциональные - связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
- Психогенные - в первую очередь это состояние общего психического недоразвития, грубые нарушения зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи, психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственников).
- Социальные - все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Проявления нарушений речи:
- Речь бедна и неправильна.
- Нарушения звукопроизношения.
- Недостаточная сформированность речеслухового анализатора.
- Недоразвитие фонематического слуха.
- Бедность и ограниченность словарного запаса.
- Несовершенство грамматического строя речи (фразы односложны, трудности словообразования, словоизменения, согласования).
- Нарушения пространственно-временных представлений (расположение элементов букв в пространстве, слабое запоминание образа буквы, не различение букв со сходными элементами).
Система коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ.
- Выявление и исправление речевых недостатков учащихся,
- Развитие их речи, как одно из важных направлений в системе коррекции и развития школьника с умственной отсталостью, его личностная социализация, повышение коммуникативного уровня.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Цель работы учителя – логопеда:
МАКСИМАЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО АДАПТПЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УЧЁБЕ .
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
КОРРЕКЦИОННЫЕ:
- ВЫЯВЛЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ;
- ВОСПИТАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ЗА РЕЧЬЮ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;
- РАВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Развитие осознанного отношения к работе над речью;
- Развитие интереса к предмету, к результатам работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитание социально – бытовой ориентации учащихся.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развитие всех сторон речи, мелкой моторики;
- Развитие личностных особенностей учащихся
Направления логопедического сопровождения:
- Диагностическое;
- Коррекционно – развивающее;
- Взаимодействие со службами школы
( педагогическая, родители, психолог, мед. работник).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- Сбор анамнеза;
- Обследование речевого развития;
- Логопедическое заключение;
- Оформление речевой карты;
- Определение целей и задач работы;
- Определение содержания работы (составление плана работы, подбор видов работы с учётом психофизических особенностей детей);
- Виды занятий (индивидуальные, групповые)
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
Документация по результатам обследования:
- Речевые карты;
- Программы логопедической коррекции;
- Мониторинговые таблицы:
- уровень развития устной и письменной речи;
- речевой профиль учащихся;
- результаты техники чтения и письменных работ).
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми;
- Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в структуру занятия включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико - грамматического строя и связной речи).
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Формирование и развитие:
- неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
- звукопроизношения;
- фонематических процессов;
- пополнение лексического запаса (обогащение словаря);
- грамматического строя речи;
- связной речи;
- моторики;
- чтения и письма.
Содержание логопедического занятия
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
- Развитие мелкой моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
- Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
- Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики (индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков).
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
- С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- НАГЛЯДНЫЙ ;
- ПРАКТИЧЕСКИЙ ;
- СЛОВЕСНЫЙ ;
- НАГЛЯДНО—ПРАКТИЧЕСКИЙ ;
- СЛОВЕСНО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема «Развитие звукового анализа анализа и синтеза в словах с прямыми слогами».
Работа со схемами - опорами.
Упражнение на определение количества звуков в словах-картинках.
Коррекция дисграфии Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ П-Т В СЛОГАХ И СЛОВАХ»
Упражнение в написании букв со сходными элементами п-т.
Упражнение «Расколдуйте слова» (работа по карточкам)
Методические пособия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ: устранить дефекты произношения, сформировать правильную артикуляцию звука.
«Часики»
«Лопатка»
«Вкусное варенье»
Артикуляционная гимнастика для звука (Л)
«Лошадка»
«Маляр»
Упражнение «Грибок»
Картинный материа л Е.А. Пожиленко; Е.М. Косиновой.
Развитию мышц рук, зрительного восприятия, памяти, пространственных отношений, математических представлений способствует работа с палочками Х. Кюизенера Аппликация «Коврик»
Сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционной школы VIII вида:
Цель:
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;
- Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Содержание работы логопедического сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие понимания речи.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие активной речи.
Упражнение с прищепками «Солнышко», «Ёжик».
Совместное изготовление аппликаций «Солнышко», «Неваляшка»
Развитие мелкой моторики Шнуровка «Мишка»
Взаимодействие со службами школы (педагоги, родители, психолог, мед. работник).
Формы взаимодействия с педагогической службой в школе.
- Консультации для педагогов индивидуальные, текущие (состояние речи учащихся–логопатов, анализ результатов диагностики).
- Консультации для родителей «Помощь родителей в овладении ребёнком правильной речью» (индивидуальные, текущие).
- Рекомендации (проведение артикуляционной, речевой, пальчиковой зарядок (подбор материала)).
- Собеседования ( обмен мнениями) (о необходимости проведения различного рода зарядок, контроль правильной за речью детей).
- Выступления на педсоветах, М.О. (коррекция речи учащихся, пути повышения эффективности работы).
- Посещение уроков педагогов с целью выявления более точного нарушения устной и письменной речи и определения направлений коррекционной работы.
- Контроль выполнения логопедических домашних заданий (через тетради учащихся).
- Выступления на общешкольных, классных собраниях.
- Беседы с психологом школы с целью осуществления дифференцированного подхода для проведении коррекционной работы.
- Беседы с фельдшером с целью выявления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и обеспечения своевременной консультацией у специалистов для дальнейшего проведения лечебных мероприятий.
- Участие в работе ШПМПк (анализ развития детей, логопедические представления).
В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве игровые, специализированные пособия.
Рабочая зона логопеда оборудована в соответствии с современными требованиями.
Информационная зона
Степень выраженности речевых нарушений 2012 г.г.
Динамика результативности развития речи за период 2012-2014 г.г.
Спасибо за внимание!