СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использована в работе учителями-логопедами, работающими в школах 8 вида. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

                                Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида

Сопровождение  — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Специфика нарушений речи и познавательных процессов у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Нарушение речи  - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Специфика нарушений речи и познавательных процессов у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Причины недостатков речи: Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике) Функциональные  - связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения) Психогенные - в первую очередь это состояние общего психического недоразвития, грубые нарушения зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи, психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственников). Социальные - все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

Причины недостатков речи:

  • Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
  • Функциональные - связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
  • Психогенные - в первую очередь это состояние общего психического недоразвития, грубые нарушения зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи, психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственников).
  • Социальные - все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Проявления нарушений речи: Речь бедна и неправильна. Нарушения звукопроизношения. Недостаточная сформированность речеслухового анализатора. Недоразвитие фонематического слуха.  Бедность и ограниченность словарного запаса. Несовершенство грамматического строя речи (фразы односложны, трудности словообразования, словоизменения, согласования). Нарушения пространственно-временных представлений (расположение элементов букв в пространстве, слабое запоминание образа буквы, не различение букв со сходными элементами).

Проявления нарушений речи:

  • Речь бедна и неправильна.
  • Нарушения звукопроизношения.
  • Недостаточная сформированность речеслухового анализатора.
  • Недоразвитие фонематического слуха.
  • Бедность и ограниченность словарного запаса.
  • Несовершенство грамматического строя речи (фразы односложны, трудности словообразования, словоизменения, согласования).
  • Нарушения пространственно-временных представлений (расположение элементов букв в пространстве, слабое запоминание образа буквы, не различение букв со сходными элементами).
     Система коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Система коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ. Выявление и исправление речевых недостатков учащихся, Развитие их речи, как одно из важных направлений в системе коррекции и развития школьника с умственной отсталостью, его личностная социализация, повышение коммуникативного уровня.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

  • Выявление и исправление речевых недостатков учащихся,
  • Развитие их речи, как одно из важных направлений в системе коррекции и развития школьника с умственной отсталостью, его личностная социализация, повышение коммуникативного уровня.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Цель работы учителя – логопеда:  МАКСИМАЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО АДАПТПЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УЧЁБЕ .

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Цель работы учителя – логопеда:

МАКСИМАЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО АДАПТПЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УЧЁБЕ .

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА КОРРЕКЦИОННЫЕ: ВЫЯВЛЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ; ВОСПИТАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ЗА РЕЧЬЮ; ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ; РАВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ; ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

  • ВЫЯВЛЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ;
  • ВОСПИТАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ЗА РЕЧЬЮ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;
  • РАВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ;
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширение представлений об окружающем мире; Развитие осознанного отношения к работе над речью; Развитие интереса к предмету, к результатам работы. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  Воспитание социально – бытовой ориентации учащихся. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие всех сторон речи, мелкой моторики; Развитие личностных особенностей учащихся

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширение представлений об окружающем мире;
  • Развитие осознанного отношения к работе над речью;
  • Развитие интереса к предмету, к результатам работы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитание социально – бытовой ориентации учащихся.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развитие всех сторон речи, мелкой моторики;
  • Развитие личностных особенностей учащихся
 Направления логопедического сопровождения:  Диагностическое;   Коррекционно – развивающее; Взаимодействие со службами школы ( педагогическая, родители, психолог, мед. работник).

Направления логопедического сопровождения:

  • Диагностическое;
  • Коррекционно – развивающее;
  • Взаимодействие со службами школы

( педагогическая, родители, психолог, мед. работник).

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Сбор анамнеза; Обследование речевого развития; Логопедическое заключение; Оформление речевой карты; Определение целей и задач работы; Определение содержания работы (составление плана работы, подбор видов работы с учётом психофизических особенностей детей); Виды занятий (индивидуальные, групповые)

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • Сбор анамнеза;
  • Обследование речевого развития;
  • Логопедическое заключение;
  • Оформление речевой карты;
  • Определение целей и задач работы;
  • Определение содержания работы (составление плана работы, подбор видов работы с учётом психофизических особенностей детей);
  • Виды занятий (индивидуальные, групповые)
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

Документация по результатам обследования:  Речевые карты; Программы логопедической коррекции; Мониторинговые таблицы: уровень развития устной и письменной речи; речевой профиль учащихся; результаты техники чтения и письменных работ).

Документация по результатам обследования:

  • Речевые карты;
  • Программы логопедической коррекции;
  • Мониторинговые таблицы:
  • уровень развития устной и письменной речи;
  • речевой профиль учащихся;
  • результаты техники чтения и письменных работ).
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми; Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в структуру занятия включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико - грамматического строя и связной речи).

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

  • Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми;
  • Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в структуру занятия включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико - грамматического строя и связной речи).
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ  НАПРАВЛЕНИЕ Формирование и развитие: неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля); звукопроизношения;  фонематических процессов; пополнение лексического запаса (обогащение словаря); грамматического строя речи; связной речи; моторики; чтения и письма.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Формирование и развитие:

  • неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
  • звукопроизношения;
  • фонематических процессов;
  • пополнение лексического запаса (обогащение словаря);
  • грамматического строя речи;
  • связной речи;
  • моторики;
  • чтения и письма.
Содержание логопедического занятия Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи). Развитие мелкой моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…). Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление). Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики (индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков).  Работа над слоговой структурой слова. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному) Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)  С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте. 

Содержание логопедического занятия

  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  • Развитие мелкой моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
  • Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
  • Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики (индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков).
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
  • Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
  • С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте. 
  ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:  НАГЛЯДНЫЙ ; ПРАКТИЧЕСКИЙ ; СЛОВЕСНЫЙ ; НАГЛЯДНО—ПРАКТИЧЕСКИЙ ;  СЛОВЕСНО – ПРАКТИЧЕСКИЙ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • НАГЛЯДНЫЙ ;
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ ;
  • СЛОВЕСНЫЙ ;
  • НАГЛЯДНО—ПРАКТИЧЕСКИЙ ;
  • СЛОВЕСНО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
  ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ  Тема «Развитие звукового анализа анализа и синтеза в словах с прямыми слогами». Работа со схемами - опорами. Упражнение на определение количества звуков в словах-картинках.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема «Развитие звукового анализа анализа и синтеза в словах с прямыми слогами».

Работа со схемами - опорами.

Упражнение на определение количества звуков в словах-картинках.

   Коррекция дисграфии  Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ П-Т В СЛОГАХ И СЛОВАХ» Упражнение в написании букв со сходными элементами п-т. Упражнение «Расколдуйте слова» (работа по карточкам)

Коррекция дисграфии Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ П-Т В СЛОГАХ И СЛОВАХ»

Упражнение в написании букв со сходными элементами п-т.

Упражнение «Расколдуйте слова» (работа по карточкам)

Методические пособия

Методические пособия

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ  ЦЕЛЬ:  устранить дефекты произношения, сформировать правильную артикуляцию звука. «Часики» «Лопатка»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ: устранить дефекты произношения, сформировать правильную артикуляцию звука.

«Часики»

«Лопатка»

         «Вкусное варенье»

«Вкусное варенье»

Артикуляционная гимнастика для звука (Л) «Лошадка» «Маляр»

Артикуляционная гимнастика для звука (Л)

«Лошадка»

«Маляр»

Упражнение «Грибок»

Упражнение «Грибок»

 Картинный материа л   Е.А. Пожиленко; Е.М. Косиновой.

Картинный материа л Е.А. Пожиленко; Е.М. Косиновой.

  Развитию мышц рук, зрительного восприятия, памяти, пространственных отношений, математических представлений способствует работа с палочками  Х. Кюизенера   Аппликация «Коврик»

Развитию мышц рук, зрительного восприятия, памяти, пространственных отношений, математических представлений способствует работа с палочками Х. Кюизенера Аппликация «Коврик»

  Сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционной школы VIII вида: Цель: Расширение представлений об окружающем мире; Формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации; Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи коррекционной школы VIII вида:

Цель:

  • Расширение представлений об окружающем мире;
  • Формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;
  • Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
 Содержание работы логопедического сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие понимания речи. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики.  Развитие элементарных произносительных навыков.  Развитие активной речи.

Содержание работы логопедического сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи

  • Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  • Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  • Развитие понимания речи.
  • Развитие ручной моторики.
  • Развитие речевой моторики.
  • Развитие элементарных произносительных навыков.
  • Развитие активной речи.
 Упражнение с прищепками «Солнышко», «Ёжик».

Упражнение с прищепками «Солнышко», «Ёжик».

Совместное изготовление аппликаций «Солнышко», «Неваляшка»

Совместное изготовление аппликаций «Солнышко», «Неваляшка»

  Развитие мелкой моторики   Шнуровка «Мишка»

Развитие мелкой моторики Шнуровка «Мишка»

Взаимодействие со службами школы (педагоги, родители, психолог, мед. работник). 

Формы взаимодействия с педагогической службой в школе.

  • Консультации для педагогов индивидуальные, текущие (состояние речи учащихся–логопатов, анализ результатов диагностики).
  • Консультации для родителей «Помощь родителей в овладении ребёнком правильной речью» (индивидуальные, текущие).
  • Рекомендации (проведение артикуляционной, речевой, пальчиковой зарядок (подбор материала)).
  • Собеседования ( обмен мнениями) (о необходимости проведения различного рода зарядок, контроль правильной за речью детей).
  • Выступления на педсоветах, М.О. (коррекция речи учащихся, пути повышения эффективности работы).
  • Посещение уроков педагогов с целью выявления более точного нарушения устной и письменной речи и определения направлений коррекционной работы.
  • Контроль выполнения логопедических домашних заданий (через тетради учащихся).
  • Выступления на общешкольных, классных собраниях.
  • Беседы с психологом школы с целью осуществления дифференцированного подхода для проведении коррекционной работы.
  • Беседы с фельдшером с целью выявления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и обеспечения своевременной консультацией у специалистов для дальнейшего проведения лечебных мероприятий.
  • Участие в работе ШПМПк (анализ развития детей, логопедические представления).

 В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве игровые, специализированные пособия.

В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве игровые, специализированные пособия.

     Рабочая зона логопеда оборудована в соответствии с современными требованиями.

Рабочая зона логопеда оборудована в соответствии с современными требованиями.

Информационная зона

Информационная зона

  Степень выраженности речевых нарушений  2012 г.г.

Степень выраженности речевых нарушений 2012 г.г.

          Динамика результативности  развития речи за период 2012-2014 г.г.

Динамика результативности развития речи за период 2012-2014 г.г.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!