СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ФФН на тему: «Дифференциация согласных звуков В-Ф. Буквы Вв – Фф».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие способствует совершенствованию навыков фонематического анализа и синтеза, уточнению и расширению словаря, развитию речевого дыхания и голоса                                                                                                                                                                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ФФН на тему: «Дифференциация согласных звуков В-Ф. Буквы Вв – Фф».»

Логопедическое занятие для 2 класса на тему:

«Дифференциация согласных звуков В-Ф.

Буквы В в – Ф ф».

Цель: формирование умения различать звуки[Ф-В, Ф’-В’] на слух и буквы В, Ф на письме.

Задачи:

Образовательные: уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков [Ф-В, Ф’-В’]; учить выделять и различать звуки [В]-[Ф] в слогах, словах и фразовой речи, обозначать их на письме соответствующими буквами.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, уточнение и расширение словаря, развитие речевого дыхания и голоса.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно, развивать навык самоконтроля.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, схема для звукового анализа, слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, счетные палочки, презентация к занятию.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже вам хочу подарить улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы начинаем работать.

2. Подготовительный этап:

- Сколько букв в русском языке?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим и пишем, а звуки – произносим и слышим).
- Назовите гласные второго ряда.
- Что обозначают гласные второго ряда?
- Назовите второй способ обозначения мягкости согласных.
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3. Изучение новой темы

Анализ артикуляции.
- Кто это? (Волк)
- Что это? ( Фрукты)
- Назовите первый звук?
- Это гласные звуки или согласные? ( Согласные)
-Почему? ( Есть преграда воздуха).
- Кто догадался, над какими звуками будем работать на занятии? (Звуки в-ф)
- Это тема нашего занятия.
- Взяли зеркала, посмотрите, как образуются звуки в-ф?
(Нижняя губа сближается с верхними зубами. Нижняя губа образует щель, в которую идет струя воздуха).

-Чем отличаются звуки в-ф?
(При произнесении звука В голосовые складки вибрируют, образуют голос. При произнесении звука ф голосовые связки не вибрируют, голос не образуется)
(При произнесении мягких звуков губы и язык напрягаются больше, чем при произнесении твердых звуков).
Характеристика звуков.
- Дайте характеристику каждому звуку, используя схему звукового анализа.
(Звук в - согласный, звонкий, твердый;
Звук ф- согласный, глухой, твердый).


Слайд 3

4. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.

Слайд 4

5. Дифференциация В-Ф.

1) Дифференциация В—Ф в слогах.

а) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов?

ВА-ФА ФА-ВА ФЯ - ВЯ ФЕ-ВЕ

ВО- ФО ФО-ВО ФЕ-ВЕ ФИ-ВИ

ВЫ-ФЫ ФЫ-ВЫ ФЮ-ВЮ ФЯ-ВЯ

б) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

ВА, ВЫ, ФА, ВО, ВУ, ВЕ, ВА, ФЕ, ВИ, ВЫ, ФЯ, ВЮ, ФЮ.

Подсчитайте, каких букв больше.

в) Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности:

ФА - ВА - ФА ФА - ВА - ВА - ВА

ВА - ФА - ВА ВА - ФА - ФА - ВА

ФУ - ВУ - ФУ ВУ - ФУ - ВУ - ФУ

ВУ - ФУ - ВУ ФУ - ВУ - ФУ – ВУ

г) Послушайте слова, разделите слова на слоги, запишите слоги с буквами В или Ф.

Факел, ваза, фабрика, фартук, вратарь, веник, телефон, флоксы, советы, шарфики, ивы. (Проводится взаимопроверка).

2) Физкультминутка.

Игра “Пузырь” (дети встают в круг)

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.

3) Развитие речевого дыхания и голоса.

Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).

4)Дифференциация В—Ф в словах.

а) Игра "Кто внимательный?"

Если вы услышите в слове звук [В] , делайте рукой движение, как будто звенит колокольчик, а если услышите звук [Ф] , то закрывайте уши руками, как будто бы надевайте наушники.

Фокусник, волк, ваза, фонарь, скафандр, корова, фараон, воробей, кузовок, поворот.

Кто знает что такое скафандр, фараон, кузовок?

(Объяснение логопеда с помощью картинок). Слайд 7.


Скафа́ндр космона́вта-герметичный костюм, обеспечивающий условия для работы и жизнедеятельности космонавта в атмосфере или в космическом пространстве.

Фараон-правитель Древнего Египта

Кузовок– старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора ягод.


б) Рассмотрите и назовите картинки. Определите наличие звуков В, Ф:

Образец:

1) В слове ВОРОНА - звук В.

2) В слове ЖИРАФ - звук Ф.

Соотнесите картинки с нужной схемой. Слайд 8.


в) Игра «Замени звук».

Замени первую букву в словах на В, запиши новое слово.

Замени первую букву в словах на Ф, запиши новое слово.


Щенок,   полк,  грач,  голос, метка.

Пара,  бантик,  норма,  плот,  марш.

Подчеркните букву В одной чертой, букву Ф- двумя.

5) Выделение слов со звуками [В]- [Ф] из текста.

а) Сегодня у нас в гостях поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и специально для нашего занятия сочинил два стихотворения. В одном стихотворении много слов со звуком В, а в другом - много слов со звуком Ф. Только вот незадача, Цветик не успел сосчитать, каких слов получилось больше в стихотворениях со звуком В или со звуком Ф. Давайте поможем ему. (Детям предлагается выкладывать на стол по одной счётной палочке, как только они услышат слово с заданным звуком.)



Считаем слова со звуком В.

Цветик сочинил:
Ваня и Василий
Варежки купили,
Сева купил валенки,
Слава коврик маленький.
— Сколько слов со звуком [В] вы услышали? (7) Какие слова со звуком [В] вы услышали?
— Что купил Сева?
— Что купил Слава?

Считаем слова со звуком Ф.

Цветик сочинил:
Надела Фая сарафан,
А Фома надел кафтан,
Митрофан надел фуражку,
А футболку надел Сашка.
— Сколько слов со звуком [Ф] вы услышали?(7) Какие слова со звуком [Ф] вы услышали?
— Что надела Фая?
— Что надел Сашка?

б)Работа у доски.

Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.

Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют. Слайды 10,11.


Вера открыла …. .

Оборвался телефонный …. .

Федя осветил дорогу ….. .

У машины не было одной …. .

Фаина сварила компот из …. .

В нашем доме не работает …. .

Слова для справок: провод, фара, форточка, телефон, фрукты.


8. Подведение итогов занятия

– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями!

- С какими звуками мы сегодня работали? Что вы вспомнили про звук [В]? Придумайте несколько слов со звуком [В], [Вь] . Что вы вспомнили сегодня про звук [Ф]? Придумайте несколько слов со звуком [Ф], [Фь] .


9. Домашнее задание. Выучить скороговорку со звуками В-Ф. Нарисовать одуванчик.

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.