III. Сообщение темы урока. - Как мы восклицаем, когда удивляемся? - [o] – это какой звук (гл, согл)? - Какой буквой обозначается звук [o]? - Давайте, нарисуем в воздухе, как пишется буква О. - А знаете ли вы, какая еще буква может обозначать звук [o]? - Звук [o] обозначает еще одна буква – Ё. - Тема нашего сегодняшнего урока «Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме буквами о-ё». | - О! - гласный - О - рисуют в воздухе О - Ё |
IV. Изучение нового материала. - Буквы О и Ё обозначают на письме звук [о]. Давайте разберёмся, когда какую букву писать. 1) Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа слогов. На доске написаны слоги. - Прочитайте верхнюю строчку. Мо бо фо но Составьте схему этих слогов на парте. Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук? - Прочитаем нижнюю строчку. мё бё фё нё Составьте схему этих слогов на парте. Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук? - Сравним эти две схемы. Количество звуков? Гласный звук одинаковый? Отличаются мягкостью согласного звука. И гласный звук [o] на письме обозначается буквами О и Ё. Кто сможет сделать вывод? Буква О и буква Ё Нам нужны для звука [о ]. Слушать нужно звук согласный, Он всегда нам скажет ясно: Если слышим МО и НО, Значит в слове буква О. Если слышим МЁ и НЁ, Значит в слове буква Ё. После твёрдых – буква О. После мягких – буква Ё Буква О обозначает твёрдость предыдущего согласного. А буква Ё обозначает мягкость предыдущего согласного. Работа с тетрадью. - Открывайте тетради. Напишите сегодняшнее число. Ниже запишите тему урока – Буква о и буква ё. Запишем схематично правило: После – о. После – ё. Обведите в красную рамочку, аккуратно по линейке красным карандашом. |   - 2, твердые.   - 2, мягкие. - количество звуков одинаковое - одинаковый гласный звук [o] Дети пытаются сформулировать вывод. После твёрдых согласных на письме – буква о, После мягких согласных на письме – буква ё. Записывают в тетрадь правило. |
2. Развитие простых форм фонематического анализа. а) На материале слогов. Игра «Светофор» с кружками синего и зелёного цвета. - Я буду диктовать слоги. А вы должны определить твёрдый или мягкий согласный звук в слове и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный). ПО, СЁ, ВО, ДО, МЁ, РЁ, БО, БЁ. б) На материале односложных слов. Работа с веерами гласных. - Я буду диктовать слова. А вы должны определить какую букву написать (О или Ё) и показать её на веере. МЁЛ, ЛОМ, ХОР, МОСТ, МЁД, ЛЁД, ТОРТ, НОС, НЁС. Объясните, почему именно эту букву вы бы написали. в) На материале односложных и многосложных слов. - Разделимся на две команды. Вы будете командой «О», а вы – командой «Ё». Я буду читать слова, а вам нужно определить, какую букву писать. Если О – встаете вы, если Ё – встаете вы. КОТ, ЛЁД, КРОТ, ПЁС, КЛЁН, СОК, ДОМ, СОМ, РЁВ, ПЛЁНКА, ПАРОМ, САМОЛЁТ. | Поднимают синий или зелёный кружок. Показывают букву О или Ё на веере. Делятся на 2 команды - О и Ё. Если пишется О - встает 1 команда, Если пишется Ё – встает другая. |
VI. Закрепление изученного материала. 1) Развитие звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов. а) На доске - рисунки носа и мальчика, который несёт ведро воды. - Что делает мальчик? Что делал мальчик? Мальчик нёс ведро. А это что? Нос. Два человека выходите к доске, нарисуйте мелками схемы этих слов – НОС и НЁС. Чем схемы отличаются? А теперь ниже напишите эти слова. Вот видите – всего один звук, а как поменялся смысл слова. б) - Очень важно не путать, какую букву написать. От ошибки слово может совершенно изменить свое значение. Сейчас вы это увидите. - Вы мне будете помогать, выходя по очереди к доске. Смотри, это «завод», а это «зовёт». Где какую букву будем писать? Повесь эти картинки. Слева – с О, справа – с Ё. Запишите эти два слова в тетрадь через тире. Аналогичная работа со словами: завод - зовёт, ложка - Лешка, тёк-ток, вёл-вол, воз-вёз - Подчеркивайте буквы о-ё красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами). в) – Придумайте с одной парой слов предложение. (Пример: Он вёз воз сена.) 2) Письменные тренировочные упражнения. а) - Возьмите карточки. На них написаны слова, но пропущены буквы. Перепишите их в тетрадь, вставляя недостающие буквы О или Ё. Зел_ный, вес_лый, дв_рник, з_нтик, сам_л_т. - Прочитайте, какие слова у вас получились. Проверьте. Подчеркните вставленные буквы красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами). б) Графический звуковой диктант. - Выполните в тетрадях звуковой анализ слов. КОТЁНОК, ПОРОСЁНОК, ОЛЕНЁНОК. | Мальчик нёс ведро. Нос. На доске двое рисуют схемы слов НОС и НЁС.       - Слово «Завод» напишем с буквой О, повесим на доску слева. Слово «зовёт» напишем с Ё – повесим на доску справа. Записывают квазиомонимы в тетрадь через тире. Подчеркивая буквы о-ё одной и двумя чертами. Придумывают предложение с парой слов-квазиомонимов (устно). Переписывают слова с карточек, вставляя и подчёркивая буквы О и Ё. Самостоятельная работа в тетрадях. |