СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие. Тема: "Звуки К - КЬ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно - развивающее занятие по формированию фонетико - фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие. Тема: "Звуки К - КЬ"»

Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.

Коррекционно-развивающие цели. Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.

Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Игра с мячом "Выдели звук"

Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".

Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)

  1. Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]

Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.

- Это котёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.

- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].

- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)

Проводится аналогичная работа со словом китенок.

Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К][КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.

Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.

Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.

При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.

Игра "Речевая зарядка"

- Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.

-Хоровое повторение чистоговорок.

Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".

АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ

УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ

ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ

ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ

Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.

Игра "Наоборот"

Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)

  1. Выделение звука [КЬ] на слух.

Игра "Подушка – камень"

Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет), если услышали звук [К].

- из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ

- из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки

Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?

Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.

КЯ – КЯ, КЯ, КЯ – КА, КА – КЯ, КЯ – КЯ – КА, КА – КА – КЯ, КЯ – КА – КЯ, КЯ

  1. Физминутка

Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"

Девочки и мальчики,

Прыгают, как зайчики,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками кивают и тихо приседают.

  1. Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.

Игра "Котёнок или китёнок"

У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К]. На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.

На счёт РАЗ — дети двигают картинку к себе.

На счёт ДВА — дети переворачивают картинку.

На счёт ТРИ — складывают руки перед собой и рассматривают картинку.

Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.

Игра "Потерялись слова"

Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)

У Никиты новая клетчатая… (кепка)

В океане плавает синий… (кит)

Дети качаются на… (качелях)

У Вари длинные русые… (косы)

В зоопарке дети видели… (кенгуру)

  1. Формирование слоговой структуры слова

Игра "Телеграф"

- деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.

- вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске)

- ответы на вопросы (формирование аналитической активности)

Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?

Какое слово самое длинное? Почему?

7. Итог занятия

Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?

- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?

- В какую игру понравилось играть?

- Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!