СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия.

 

Тема: «Звук [Ш]»

 

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

 

Задачи:

- закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

- практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

- развивать звукобуквенный анализ слов.

- воспитывать навыки самоконтроля;

- воспитывать активность и внимательность на занятии;

 

 

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

 

Ход занятия:

 

1. Орг. момент:

Учитель – логопед: - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой  ширины.

 

Учитель - логопед: - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок: - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

 

Учитель - логопед: - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

 2. Основная часть:

 

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед: - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила  зима?   Давай скатаем  снежок, и  поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

 

 Учитель – логопед: - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед: - Далее упражнение «Вкусное варенье». Нужно широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, как будто слизываешь варенье.

(Ребенок выполняет).

 

Учитель- логопед: - Следующее упражнение называется «Лошадка». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

-Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

-Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

-Давай дадим характеристику звуку Ш?

-Какой он гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий?

8. Работа над голосом

Когда мы ехали по снежным улицам   на машине,  у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем : ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

 

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри,  в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

 

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С]  - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Молодец.

 

Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

-Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Шо-шо-шо

Ши-ши-ши

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил  в магазин и купил  много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: -  Вишня и шоколадка.

 

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед:  - А теперь сосчитаем предметы:   

Ребенок:

- 1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

- 1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

 

Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

-Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

 

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

-1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

-2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

-3-я Звук Ш стоит в конце слова.

 

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед:  - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи  .  Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…»,  и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф…  шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

 

-Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

 

Учитель – логопед: - Молодец.

 

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед: - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед: - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"»

Конспект индивидуального логопедического занятия.


Тема: «Звук [Ш]»


Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.


Задачи:

- закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

- практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

- развивать звукобуквенный анализ слов.

- воспитывать навыки самоконтроля;

- воспитывать активность и внимательность на занятии;



Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.


Ход занятия:


1. Орг. момент:

Учитель – логопед: - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой  ширины.


Учитель - логопед: - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок: - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).


Учитель - логопед: - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:


Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед: - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед: - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед: - Далее упражнение «Вкусное варенье». Нужно широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, как будто слизываешь варенье.

(Ребенок выполняет).


Учитель- логопед: - Следующее упражнение называется «Лошадка». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

-Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

-Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

-Давай дадим характеристику звуку Ш?

-Какой он гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Твердый или мягкий?

8. Работа над голосом

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем : ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.


(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.


Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Молодец.


Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

-Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Шо-шо-шо

Ши-ши-ши

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: - Вишня и шоколадка.


Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед: - А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

- 1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

- 1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).


Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

-Какой праздник мы ждем с приходим зимы?


Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

-1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

-2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

-3-я Звук Ш стоит в конце слова.


Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед: - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи . Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»


-Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: - Молодец.


3. Заключительная часть:

Учитель – логопед: - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед: - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!