СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия.

Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Письмо слов с мягким знаком в конце слова.

Цель занятия. Hayчить учащихся дифференцировать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака.

Задачи.

Образовательные:

  • Закреплять понятия "звук - буква",
  • закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;
  • закрепление зрительного образа буквы Ь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы мягких согласных;
  • закрепление правильного произношения мягких согласных в слогах, словах;
  • Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.
  • Совершенствовать навыки чтения и письма;
  • развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.»

Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо слов с мягким знаком в конце слова.

Цель занятия. Hayчить учащихся дифференцировать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака.

Задачи.

Образовательные:

  • Закреплять понятия "звук - буква",

  • закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;

  • закрепление зрительного образа буквы Ь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы мягких согласных;

  • закрепление правильного произношения мягких согласных в слогах, словах;

  • Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.

  • Совершенствовать навыки чтения и письма;

  • развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля.


Планируемые результаты:

Предметные умения

Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов

Личностные УУД: 

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД: 

- планировать свои действия для выполнения задания;

- принять и сохранить учебную задачу соответствующую этапу обучения;
- оценить совместно с учителем, учащимися результаты своих действий;
- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.
Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
Коммуникативные УУД: 

- развивать навыки контроля и самоконтроля

- воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения


Оборудование: индивидуальные зеркала; алгоритм целеполагания (карточки); сенсорная доска, мультимедийная презентация; мяч, кассы букв, фломастеры, полоски бумаги; салфетки, одноразовые тарелочки для каждого, маленькие сушки, кондитерские палочки для артикуляционных упражнений; индивидуальные коробочки с ватным диском и морским камешком диаметром 4 – 4.5 см для кинезиологических упражнений; пособие «Язычок»; индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Аутотренинг.

-Я пришел на логопедическое занятие.

-Я внимательно слушаю учителя.

-Я четко и правильно произношу звуки.

-Я пишу красиво и аккуратно.

-Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.


Чистоговорка (речевая зарядка)

Ень – ень - хороший … день

Ень – ень - заниматься нам не ..лень


Какое отношение к буквам и звукам имеют эти картинки? (ухо, рот)

Буквы мы видим и пишем,

Звуки слышим и произносим


-2. Артикуляционная гимнастика.

Но, чтобы правильно произносить все звуки, выполняем весёлые упражнения для языка, губ и щёк.

Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе с доской выполняйте упражнения. (Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).

Трудно языку было? Напряжённый был язычок или расслабленный? (прилагал усилия, очень старался)

Хорошо наш язычок потрудился. Все трудные упражнения у вас получились.

Вы многое уже умеете. Даже научились строить буквы из бусинок и резиночек.

А какие сможете построить буквы из сушки и палочки?

Построить – построили, а сможете ли вы быстро найти Ь среди других букв? (индивидуальные карточки)

Развитие зрительного гнозиса. Работают с карточками.

- С какими буквами нельзя путать мягкий знак?

(Оптическое сравнение букв: Ь, В, Б, Ы).

Кто сосчитает сколько букв Ь ?

Перед нами «мягкий знак».

Как сказать его? … Никак.

Имеет ли свой звук Ь? А он нам нужен?

II. Работа по теме.

1. Создание проблемной ситyации (формирование внутреннего мотива к дальнейшей pаботe).

-Возьмите чистые полоски бумаги. На каждой будете писать только одно слово, которое я продиктую. Задание всем понятно? (Логопед проверяет понимание задания).

- конь, гусь (Вывешиваются на доску результаты работы учащихся).

- Сравните результаты.

- Почему они разные? Значит, кто то напмсал неправильно? Кто прав?

- Почему некоторые ребята допустили ошибки?

(Учащиеся определяют причины ошибочного написания слов).

- Сформулируйте тему нашего занятия.

(Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия)


2. Целеполагание.

- Ребята, вы правильно назвали причину ошибок: некоторые из вас не слышат мягкость согласного. Давайте поможем ребятам преодолеть возникшие трудности.

Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?

(Предъявляется алгоритм целеполагания Дети отвечают с опорой на алгоритм:

- Мы должны научиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные.

- Мы должны научиться различать твёрдые и мягкие согласные.

- Мы должны научиться писать и читать слоги и слова с мягким знаком.

- Ребята, чтобы уметь различать твёрдые и мягкие согласные, надо чётко представлять, в чем главное отличие в произношении твёрдых и мягких согласных.


3. Сравнение артикуляции твердых и мягких согласных.

Дети под руководством учителя-логопеда сравнивают артикуляцию звуков:

[д] - [д']; [т] - [т']; [н] - [н']; [л] - [л']

Логопед:

-Ребята, кто скажет: в чём главное отличие твердых и мягких согласных.

-Верно, при произнесении мягких согласных язык более напряжен и слегка приподнимается к небу (логопед надевает варежку-"язычок" на руку и еще раз с использованием ручной модели комментирует артикуляцию твердых и мягких согласных).


4. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Как только услышите твердые согласные, постучите кулачками по парте, а мягкие - погладьте левой рукой правую:

[Т'], [Р], [Д'], [П'], [В], [Л'], [С'], [К], [Н'], [З], [Т], [М'], [В'], [Г], [Л], [Н], [С'], [Т'], [Р'], [Д], [К']

Физминутка (грамматическая игра).

- Я бросаю мяч и произношу слово, вы возвращаете мяч, произнося слово так, чтобы последний согласный звучал мягко:

Ал- (аль)…., ус- …, ин-…, от -….,

Удар- : , трон-.. , ... , угол- ... , ..., брат - ..., шест - …, вес- … .


5. Развитие кинезиологических ощущений.

Вата – камень. Дифференциация букв.

У вас есть слоги, нужно разложить их в две кучки. С мягким звуком – на вату, с твёрдым – на камень.

Выборочная проверка


- Что помогает нам произносить согласный звук мягко? (язычок)

- а при помощи чего мы обозначаем мягкость на письме? (буквы Ь)


6. Формированиe навыков чтения слогов с мягким знаком.

Прочитаем слоги с доски.

Возьмите в руки камень. Какие будете читать слоги? (без мягкого знака, твёрдо)

А теперь вату. Какие будете читать слоги? (с мягким знаком, мягко.)


7. Формирование навыка написания Ь знака в словах.

- А сейчас вернемся к нaшим ошибкaм.

Учитель возвращает листочки с написанными словами детям. Ребята, которые допустили ошибки в словах, самостоятельно их исправляют.


8. Работа с кассами букв.

По данной картинке составить слово.


III. Подведение итога (рефлексия).

Ребята, над какой темой мы работaли?

Что такое мягкий знак?

Как мы должны действовать, чтобы не ошибиться в правописании слов с мягким знаком? Зачем нам надо это знать?