Конспект логопедического занятия. Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо слов с мягким знаком в конце слова.
Цель занятия. Hayчить учащихся дифференцировать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака.
Задачи.
Образовательные:
Закреплять понятия "звук - буква",
закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;
закрепление зрительного образа буквы Ь.
Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционной моторики;
закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы мягких согласных;
закрепление правильного произношения мягких согласных в слогах, словах;
Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.
Совершенствовать навыки чтения и письма;
развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.
Воспитательные:
формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов
Личностные УУД:
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия для выполнения задания;
- принять и сохранить учебную задачу соответствующую этапу обучения;
- оценить совместно с учителем, учащимися результаты своих действий;
- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.
Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки контроля и самоконтроля
- воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения
Оборудование: индивидуальные зеркала; алгоритм целеполагания (карточки); сенсорная доска, мультимедийная презентация; мяч, кассы букв, фломастеры, полоски бумаги; салфетки, одноразовые тарелочки для каждого, маленькие сушки, кондитерские палочки для артикуляционных упражнений; индивидуальные коробочки с ватным диском и морским камешком диаметром 4 – 4.5 см для кинезиологических упражнений; пособие «Язычок»; индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Аутотренинг.
-Я пришел на логопедическое занятие.
-Я внимательно слушаю учителя.
-Я четко и правильно произношу звуки.
-Я пишу красиво и аккуратно.
-Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.
Чистоговорка (речевая зарядка)
Ень – ень - хороший … день
Ень – ень - заниматься нам не ..лень
Какое отношение к буквам и звукам имеют эти картинки? (ухо, рот)
Буквы мы видим и пишем,
Звуки слышим и произносим
-2. Артикуляционная гимнастика.
Но, чтобы правильно произносить все звуки, выполняем весёлые упражнения для языка, губ и щёк.
Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе с доской выполняйте упражнения. (Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).
Трудно языку было? Напряжённый был язычок или расслабленный? (прилагал усилия, очень старался)
Хорошо наш язычок потрудился. Все трудные упражнения у вас получились.
Вы многое уже умеете. Даже научились строить буквы из бусинок и резиночек.
А какие сможете построить буквы из сушки и палочки?
Построить – построили, а сможете ли вы быстро найти Ь среди других букв? (индивидуальные карточки)
Развитие зрительного гнозиса. Работают с карточками.
- С какими буквами нельзя путать мягкий знак?
(Оптическое сравнение букв: Ь, В, Б, Ы).
Кто сосчитает сколько букв Ь ?
Перед нами «мягкий знак».
Как сказать его? … Никак.
Имеет ли свой звук Ь? А он нам нужен?
II. Работа по теме.
1. Создание проблемной ситyации (формирование внутреннего мотива к дальнейшей pаботe).
-Возьмите чистые полоски бумаги. На каждой будете писать только одно слово, которое я продиктую. Задание всем понятно? (Логопед проверяет понимание задания).
- конь, гусь (Вывешиваются на доску результаты работы учащихся).
- Сравните результаты.
- Почему они разные? Значит, кто то напмсал неправильно? Кто прав?
- Почему некоторые ребята допустили ошибки?
(Учащиеся определяют причины ошибочного написания слов).
- Сформулируйте тему нашего занятия.
(Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия)
2. Целеполагание.
- Ребята, вы правильно назвали причину ошибок: некоторые из вас не слышат мягкость согласного. Давайте поможем ребятам преодолеть возникшие трудности.
Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?
(Предъявляется алгоритм целеполагания Дети отвечают с опорой на алгоритм:
- Мы должны научиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные.
- Мы должны научиться различать твёрдые и мягкие согласные.
- Мы должны научиться писать и читать слоги и слова с мягким знаком.
- Ребята, чтобы уметь различать твёрдые и мягкие согласные, надо чётко представлять, в чем главное отличие в произношении твёрдых и мягких согласных.
3. Сравнение артикуляции твердых и мягких согласных.
Дети под руководством учителя-логопеда сравнивают артикуляцию звуков:
[д] - [д']; [т] - [т']; [н] - [н']; [л] - [л']
Логопед:
-Ребята, кто скажет: в чём главное отличие твердых и мягких согласных.
-Верно, при произнесении мягких согласных язык более напряжен и слегка приподнимается к небу (логопед надевает варежку-"язычок" на руку и еще раз с использованием ручной модели комментирует артикуляцию твердых и мягких согласных).
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Как только услышите твердые согласные, постучите кулачками по парте, а мягкие - погладьте левой рукой правую:
[Т'], [Р], [Д'], [П'], [В], [Л'], [С'], [К], [Н'], [З], [Т], [М'], [В'], [Г], [Л], [Н], [С'], [Т'], [Р'], [Д], [К']
Физминутка (грамматическая игра).
- Я бросаю мяч и произношу слово, вы возвращаете мяч, произнося слово так, чтобы последний согласный звучал мягко:
Ал- (аль)…., ус- …, ин-…, от -….,
Удар- : , трон-.. , ... , угол- ... , ..., брат - ..., шест - …, вес- … .
5. Развитие кинезиологических ощущений.
Вата – камень. Дифференциация букв.
У вас есть слоги, нужно разложить их в две кучки. С мягким звуком – на вату, с твёрдым – на камень.
Выборочная проверка
- Что помогает нам произносить согласный звук мягко? (язычок)
- а при помощи чего мы обозначаем мягкость на письме? (буквы Ь)
6. Формированиe навыков чтения слогов с мягким знаком.
Прочитаем слоги с доски.
Возьмите в руки камень. Какие будете читать слоги? (без мягкого знака, твёрдо)
А теперь вату. Какие будете читать слоги? (с мягким знаком, мягко.)
7. Формирование навыка написания Ь знака в словах.
- А сейчас вернемся к нaшим ошибкaм.
Учитель возвращает листочки с написанными словами детям. Ребята, которые допустили ошибки в словах, самостоятельно их исправляют.
8. Работа с кассами букв.
По данной картинке составить слово.
III. Подведение итога (рефлексия).
Ребята, над какой темой мы работaли?
Что такое мягкий знак?
Как мы должны действовать, чтобы не ошибиться в правописании слов с мягким знаком? Зачем нам надо это знать?