2 | Речевая гимнастика 2мин. | Слайд презентации №2 ЭОР 5-7 | Для того чтобы чётко и правильно произнести эти звуки, сделаем речевую гимнастику. Демонстрация иллюстраций из ЭОР. Посмотрите на первую иллюстрацию. Кто изображён? Что это обозначает для нас? Надо сделать упражнения для языка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой. Выполним первое упражнение «Лошадка». На картинке изображена лошадка, она бежит, но не слышно цокот копыт. Пощёлкаем языком, как цокают копыта у лошади. Достаточно. Смотрим следующую иллюстрацию. Что изображено? Теперь выполним упражнение «Качели». Качели раскачиваются вверх и вниз. Мы изобразим качели с помощью нашего язычка. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Смотрим следующую иллюстрацию. Что изображено? Выполним упражнение «Часики» Маятник у часов раскачивается вправо влево, также двигается и наш язычок как маятник у часов. Приложение1 Артикуляционные упражнения | Учащиеся смотрят и отвечают: «Лошадка». Слушают учителя, смотрят, как выполняет упражнение учитель. Затем берут зеркала, ставят их перед собой и выполняют данное упражнение. Дети следят за правильным положением органов артикуляции. Затем в той же очерёдности выполняются другие два упражнения. |
3 | Изолированное произнесение звуков и их дифференциация 4мин. | Слайд презентации №3 ЭОР 8-10 | 1. Зарядку сделали, язык готов для произнесения звуков. Возьмите зеркало и произнесите звук р , посмотрите, что происходит с языком, а теперь произнесите звук л . Чем отличаются произношение этих звуков? Учитель обобщает ответы детей и делает вывод: при произнесении этих звуков , кончик языка поднят вверх, но при звуке [р] язык дрожит (вибрирует), а при [л] нет. А теперь ещё раз вместе произнесём звук р-р-р, а теперь л-л-л. 2. Демонстрация ЭОР . Посмотрите на иллюстрации, скажите, что здесь изображено. Подумайте, что объединяет эти предметы? Скажите, какой звук вам напоминает звучание мотора машины? А гудение самолёта? Заведём мотор у машины, и пока она будет двигаться, произнесём нужный звук. Кто желает? Костя, пожалуйста. (1-ый щелчок мышкой - машина на слайде начинает двигаться, через некоторое время останавливается) Кто желает озвучить полёт самолёта? Артём, пожалуйста. (2-ой щелчок мышкой- самолёт на слайде начинает двигаться) Заведём моторную лодку и отправим её в путешествие. Кто желает? Вика, пожалуйста. (3-ий щелчок мышкой- на слайде начинает двигаться моторная лодка) Молодцы! | 1. Дети смотрят на язык, ищут сходства и различия (проводят исследование) между положением языка при звуке [р] и положением его при звуке [л]. Дети рассуждают: «Когда мы говорим р- язычок дрожит, а когда л не дрожит.» Дети произносят звуки. 2.Дети отвечают: «Машина, самолёт, моторная лодка. У них есть мотор. Это транспорт». Дети отвечают, что звук [р] напоминает звучание мотора машины, а звук [л] гудение самолёта. Ученик поднимает руку. Одновременно с движением машины, которое Костя видит на слайде, он произносит звук [р], выполняя упражнение речедвигательной ритмики «Моторчик». Ученик прекращает произносить звук садится на место. Второй ученик, который поднял руку произносит звук[л]. С завершением движения самолёта, ученик прекращает произносить звук [л] и садиться на место. Вика встаёт и произносит звук [р]; лодка заканчивает своё движение- ученица заканчивает произносить звук, садится на место. |
4 | Дифференциация р-л в слогах 13мин. | Слайд презентации №4 ЭОР11-16 | 1. Проверим, умеете ли вы внимательно слушать? Я буду называть слог, если вы услышите в слоге звуки [р] или [р’] поднимите сигнальную карточку с буквой эр , если услышите [л] или [л’] с эль. Учитель называет слоги: ра, ла, ры, лы, лё, рё, ру, лу, , ле ,лю ри, рю, ля, ря 2. А теперь вам нужно повторить ряд слогов и сказать точно также как скажу я Ра-ра-ла ло-ро-ло Ра-ла-ла лу ру-ру Ра-ла-ра ры лы ры 3. Выполните задание на карточке. Учитель раздаёт детям карточки. Приложение №2 Проверим выполнение работы Артём назови ряд слогов, которые ты выписал в верхнюю строчку с буквой эр, Вика с эль, Костя под буквой (б) с эр, Артём с эль 4.Теперь, будьте внимательны, я буду называть начало слова, а вы договаривайте. Выберите слог ра или ла, чтобы слово звучало правильно. Смо…, го…, зо…, жа…, пи…, но…, аку…, шко…, детво…, зеб…. Ро или ло Мет…, мы…, вед…, одея…, вес…, сереб…, пе…, зерка…, де…, ут… Ры или лы По…, топо…, вокза…, дво…, сто…, па…, ви… 5. Посмотрите на слова. Демонстрация ЭОР. Слоги ры и лы убежали из слов и стали кружится в хороводе. Надо вернуть их на место. Вставь правильно слоги ры или лы. В конце слова и у трёх слов слева в начале слова у трёх слов справа. Картинки вам помогут понять , что за слова здесь написаны. Запиши слова в тетрадь. Возьмите простой карандаш, обведите букву эр в кружок, а букву эль в треугольник. | 1. Дети поднимают сигнальные карточки с буквами эр или эль. 2. Дети по очереди (кого спросит учитель) повторяют ряд слогов. 3. Дети письменно выполняют работу на карточке. При проверке работы, каждый ученик читает строчку слогов, которые он выписал. 4. Ученики поднимают руки, отвечают по очереди. Ученики договаривают слово. ла, ра, ла, ра, ла, ра, ла, ла, ра, ра. ро, ло, ро, ло, ло, ро, ро, ло, ло, ро лы, ры, лы, ры, лы, ры, лы 5. Ученики рассматривают на слайде картинки, подбирают нужный слог, поднимают руки и по очереди называют составленные слова. (Помидоры, пеналы, пчёлы, лыжи, рыба, рынок) Учащиеся открывают тетради, пишут дату, и записывают слова. Дети ищут буквы в слове и обводят их. |
6 | Дифференциация в р-л словах 10мин. | Слайд презентации №5 ЭОР 17-28 Слайд презентации №6 | 1. Посмотрите внимательно на картинки. Демонстрация ЭОР. Приложение №3 Найдите картинки, в названиях которых есть звук [р], и нет [л]. В названиях каких картинок есть звук [л] и нет [р]? Назовите картинки в которых есть и звук [л] и [р]. По мере выполнения задания, учитель исправляет детей, если это необходимо. Молодцы, ребята! Хорошо справились. 2. Сейчас, мы с вами поработаем с интересными, необычными словами. А чем они необычны вы мне сами скажете. Я раздаю карточки с заданием. Приложение №4 Учитель демонстрирует предметные картинки к каждой паре слов, и объясняет значение слов, если это требуется. Используется ЭОР (http://slovari.yandex.ru) 3. Учитель: « Слов с этими звуками очень, очень много, и они есть даже в названии геометрических фигур . А вы знаете как называются эти фигуры?» Назовите геометрические фигуры. Приложение№5 Ответьте на вопросы: 1) Назовите фигуры в названиях которых есть звуки [р] или [р’] 2) Назовите фигуры в названиях которых есть звуки [л] или [л’] 3) Назовите фигуры в названиях которых есть звуки [р] и [л]. Не забудьте чётко произнести эти слова на уроках математики. | 1. Дети рассматривают картинки, выбирают и называют нужные слова: «Р: барабан, гитара, ромашки, ракушка. Л: лампа, юла, лопата, ложка. Р-Л: крокодил, кролик, верблюд, зеркало» 2. Ребята читают задание и слова. Дети отвечают, что эти слова, необычны тем, что отличаются друг от друга одной буквой и называются такие слова паронимы. Дети чётко произносят пары слов и говорят, какое слово им непонятно. Они составляют предложения, опираясь на увиденную картинку и услышанное определение. 3.Дети называют фигуры, отвечают на вопросы учителя. 1) квадрат, круг, ромб, трапеция; 2) овал, пятиугольник, шестиугольник; 3) прямоугольник, треугольник |
7 | Дифференциация р-л в словосочетаниях и текстах 8мин. | Слайд презентации №7 Слайд презентации №8 | 1. Рассмотрите картинку. Приложение№6 Перечислите предметы, которые на ней изображены. Раскрасим эту картинку словами , но не забудьте в названии цвета должны присутствовать звуки [р][р’] или [л][л’]. Составьте рассказ по этой картинке, а я вам помогу. « Дети шли по … и смотрели по сторонам. Над ними летел …. Ярко светило …. Вокруг … прыгала …. Над тропинкой висела …. К белому облаку приближался …. Как красиво вокруг!» 2.Учитель раздаёт карточки. Приложение №7 Перед вами текст, но в нём исчезли буквы р и л. Ваша задача исправить текст., вставив пропущенные буквы. Если вы справитесь с заданием, то сможете прочитать отрывок из замечательной сказки. И ответить на вопрос: Как называется эта сказка? Чтение по отрывкам. | Дети перечисляют предметы. Учащиеся составляют словосочетания (например, серебристый самолёт, жёлтое солнышко и т. д.). Ученики составляют рассказ. « Дети шли по (широкой тропинке, дорожке, земле) и смотрели по сторонам. Над ними летел (оранжевый вертолёт). Ярко светило (жёлтое солнышко). Вокруг (стройной, белоствольной берёзы) прыгала (рыжая белка). Над тропинкой висела (разноцветная радуга). К белому облаку приближался (серебристый самолёт). Как красиво вокруг! 2.Ученики прямо в карточке вписывают буквы. Затем читают текст. Угадывают название сказки: «Принцесса на горошине» |