СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логическое ударение 86

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Логическое ударение 86

Просмотр содержимого документа
«Логическое ударение 86»

Тема урока: «Ударение»

Цели урока:

1)закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги;

2) знать понятие «ударение», уметь правильно его ставить,

3) добиваться от учащихся усвоения норм литературного произношения;

4) учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и пунктуационных задач;

5) воспитывать любовь к своей Родине.

Ход урока.

I    Повторение пройденного.

1) Сколько в слове слогов? Отчего зависит их количество?

2) Разбей слова на слоги:

     Родина, Россия, страна, Отчизна, Отечество.

а) какие слова близки по своему значению?

б) с одним из слов составь словосочетание, разбери его.

3) Игра «Определи количество слогов».

Записать цифрой количество слогов. (Цифровой диктант).

Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.

(Константин Паустовский).

(1, 3, 3, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 3, 2, 3, 5, 2).

II  Работа по теме урока.

1.Запись темы на доске и в тетрадях.

2. Внимательно прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему Сережа оказался в смешном положении?

Прием лекарства.

      Заболел Сергей. Лежит  в постели и думает: «Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно лекарства принять». Он берет бутылку с лекарством и читает: «три раза в день по столовой ложке. После приема пищи». Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?»  «Я лекарство принял, а там написано – после приема – пищи»,- проговорил он. Мама рассмеялась: «Эх, ты, глупышка!. Ведь ты неверно прочел. Здесь сказано: «Три раза в день после приема пищи, то есть после завтрака, обеда, ужина». И Сережа сразу вспомнил, что…

- Как вы думаете, о чем вспомнил Сережа?

- Сделайте вывод, что такое ударение?

Работа с учебником стр. 42-43.

3. Работа над предложением.

Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой.

- дать характеристику предложению;

- найти грамматическую основу;

- обозначить орфограмму – пробел;

- объяснить знак препинания.

4. Записать словосочетания, расставить ударение в одинаково звучащих словах.

     Плачу от боли – плачу добром.

Длинная дорога – Родина мне дорога.

Солнце село – село за рекой.

5. В данных случаях ударение подсказывает нам смысл.

Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание загадок с пропуском заданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение.

Отгадай загадки, запиши слово, поставь ударение.

1. На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет;

Свеж и сладок он на вкус

Называется …(арбуз).

2. Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется …(крапива).

3. Из меня посуду тонкую,

Нежно белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я …(фарфор).

6. Какое одно из стихотворений правил – загадок мы учили?

Буквы – значки,

Как бойцы на парад,

 В строгом порядке

Настроены в ряд.

Каждый в условленном

Месте стоит,

И называется все (алфавит).

Как образовалось слово Алфавит?

Оно составлено из названий 2 –х букв греческого алфавита: альфа и вита. Ему соответствует слово азбука, которое составлено из названий 2 – х первых букв русского алфавита: аз и буки.

7. Смыслоразличительная роль ударения очень велика, и в этом вы убедитесь, отгадав загадки.

1. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

но переставьте ударение, и превращусь я конфету.

2. Я сборник карт: от ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой  ткани я.

(Ирис- ирис).

8. А сейчас в группе однокоренных слов выделите корень и расположите одно за другим так, чтобы ударение падало на 1, 2, 3, 4 слоги.

1 молодежь                                                                  1 дорогой

2 молод                                                                         2 дорого

3 молоденький                                                              3 дороже

4 помолодел                                                                  4 дороговатый

   

9.  Выполни подобное упражнение из сборника задач и упражнений.

10 . Характерной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность.

Занял – заняли – заняла

Начал – начали – начала, но звонит

Встречаются и слова с двойным ударением.

11. Послушайте стихотворение В Громова «Шутка».

Мой дядя выяснил лет в 40,

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог?!

А, может, правильней творог?!

И как – то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как, роза расцвело.

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросит: «Почем творог?

А может правильнее творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

« Н - да…Я к произношенью строг,

Но допускаю оговорок…

Но как же все - таки – творог,

А может правильнее творог?!

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило …творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!».

(творог – творог

Августовской – августовской)

А.Т.Твардовский

За тысячу верст

В стороне приднепровской –

Нежаркое солнце

Поры августовской.

12. А сейчас мы проведем с вами орфоэпический диктант и постараемся запомнить, на какой слог падает ударение в этих словах. (Слова написаны на доске, выделена ударная гласная; дети читают хором их, а потом записывают в тетрадь).

Понял, поняла, щавель, фарфор, красивее, диспансер, договор, километр, намерение, сантиметр, украинский, каталог, квартал, квартал, хозяева, баловать, документ, статуя.

13. Роль логического ударения как одного из необходимых компонентов выразительного чтения.

Сборник задач и упражнений .Отрывок из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Н.А.Заболоцкого По заданию.

Земля – земли

Загородил – город, загородка

Стоном – окном, плещут – снуют

Покрывая – поезд, сомкнулся

14. Задача: каким одним словом, но с разной постановкой ударения в нем, можно назвать эти предметы. Запиши его, поставь ударение в одном слове и в другом.

Полки – полки

Замок – замок

Верхом – верхом

Атлас – атлас

15. Задача. Почему же не рифмуются двустишия?

Рожь мы пишем с мягким знаком,

С этим я давно знаком.

Уродились густые хлеба,

Будет много душистого хлеба.

III. Подведение итогов. Обобщение изучаемого материала.

- Что такое ударение?

- Какова роль ударения в русском языке.

IV. Задание на дом. Т № 36

V. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, своего соседа по парте, учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!