Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 комбинированного вида»
624440 Свердловская область, г.Краснотурьинск, ул. Фурманова,5
Принята с пролонгацией: Педагогическим советом Протокол №___________ от « »____________20__ г. | Утверждаю: Заведующий МА ДОУ № 48 Кудинова Н.П. Приказ № __ от « »____________20__г.____ |
Логочас для детей 5-7лет,
( для группы детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО
Составили:
Чинякова В.Ю.
Косоногова Н.А.
г. Краснотурьинск 2023год
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативные документы.
1.2. Цели и задачи « Логочаса».
1.3. Организация « Логочаса» в логопедической группе.
1.4. Структура «Логочаса» в ДОУ
1.5. Виды упражнений для «Логочаса».
1.6. Список литературы
1.7. Приложение
1. Пояснительная записка
В современном мире большинство детей дошкольного возраста страдают нарушением речи. Для того чтобы исправить это положения в дошкольных учреждениях открываются логопедические группы, где воспитатели применяют свои знания и свой опыт для улучшения и коррекции речи детей дошкольного возраста.
Воспитатель логопедической группы, где присутствуют детей с тяжелыми нарушениями речи, выполняет помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных функций. Задачи направлены на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сфере, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
«Логочас» разработан для детей 5-7 лет в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФОП ДО.
С учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Материал для методического пособия «Логочас» для детей 5-7лет построен на следующих принципах ДО, установленных ФОПДО:
И образовательной программы МА ДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида» в соответствии с ФОП, уставом ДОУ
1.1. Нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955
Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
Устав учреждения, образовательная программа ДОУ (название организации), программа воспитания ДОУ
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (5-7лет) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№48 комбинированного вида»
1.2. Цели и задачи «Логочаса»
Главная задача воспитателя логопедической группы повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль над речевой активностью, над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив.
Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи). Словарь воспитателя, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Так же воспитатель логопедической группы уточняет с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по коррекции речи. Так же в группе организовывается работа логочас.
Логочас – это индивидуальная работа с ребенком по заданию учителя логопеда. Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, после полдника (ежедневно с16:30 до17:00)
В нашей логопедической группе проводится логочас для коррекции и развития речи детей.
1.3. Организация «Логочаса» в логопедической группе.
Логочас – это индивидуальная работа с ребенком по заданию учителя – логопеда. Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Воспитатель логопедической группы в своей работе должен уметь и знать:
различные методы и приемы правильного звукопроизношения;
элементарные комплекты артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку;
использования разных видов показа:
• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
• зрительный: на себе, на детях, на схемах;
• слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
• тактильный
знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова ( Использование элементов биоэнергопластики и кинезиологии).
Структура «Логочаса» в ДОУ.
Единой структуры проведения «Логочаса» не существует!
Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретно «Логочаса» и индивидуальных особенностей детей.
Примерно 50-70% «Логочаса» необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации учителя - логопеда.)
На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными дефектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления о находится.)
По рекомендации учителя- логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной зарядки, специальные игры и упражнения на дыхание или на развитие других сторон речи, что уточняется логопедом и фиксируется в тетради связи. В данной тетради выделяется раздел "учет", в котором воспитатель делает отметки об успехах или трудностях детей и информировании логопеда о них.
Примерная структура «Логочаса»:
1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)
2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)
3. Индивидуальная работа
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. (В течение одного «Логочаса» берутся от 3 до 7 детей) Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать «Логочас» так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Так же для продуктивности «Логочаса» следует помнить, о коррекционной работе:
Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшим образом в коррекционной работе. Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важно системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
1.2.Виды упражнений для «Логочаса».
• Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
• Закрепление лексико-грамматических категорий;
• Развитие мелкой моторики и графических навыков;
• Развитие артикуляционной моторики;
Работа в тетрадях (Воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Педагог должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи). Например по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физмитутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.
Список используемой литературы:
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.- 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
Пособие для логопедов и воспитателей логопедических групп « Игры и упражнения для развития речи» - О.А Дымшакова
ЛОГОИГРЫ направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста.