СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая программа 1 класс для детей ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая программа по предупреждению и коррекции устной и письменной речи 1 класс для детей ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая программа 1 класс для детей ЗПР»




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 3

«____»_____________2017 г.


______________О.В. Шалдина

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ № 3 г. Красногорска

«_____»_____________2017 г.


____________ И.П. Кулешова











Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи учеников 1-Б












Учитель-логопед Харламова А. К.____________








Москва 2017




Пояснительная записка

Программа разработана и составлена Л. М. Козыревой «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками».
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).

Программа групповых занятий включает три раздела:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

-обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Первый блок посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.

Во втором блоке главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов необходимо обращать внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы.

В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.

В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.

Третий блок отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы.

Четвертый блок посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы.

Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».





Календарно-тематическое планирование 1-Б класса на 2017-2018 учебный год

п/п

Тема занятия

Ко­личе­ство часов

Срок

Дата реализации

Звуковой анализ

Словарь

Грамматиче­ский строй

1
2

Звук и буква А

2

18.09 -22.09


Выделение звука из слова

«Фрук­ты»

Предлоги на, в, под

3

4

Звук и буква О

2

18.09 -22.09

25.09-29.09


Выделение звука из слова

«Ово­щи»

Предлоги на, в, под

5

6

Звук и буква У

2

25.09-29.09


Выделение звука из слова

«Птицы»

Предлоги по, за, на. Наречия вы­соко, низко, вверху

7


Звуки и буквы А, О, У

1

02.10-06.10


Первый звук в слове

«Фрук­ты» — «овощи»

Согласова­ние прила­гательных с существительными в роде

8

9


Звук и буква Ы

2

02.10-06.10


Последний звук в слове

Дере­вья»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существи­тельных

10

11


Звук и буква Э

2

16.10-20.10


Первый звук в слове

«Птицы»

Согласование прилагательных с существительными в роде

12

13

Звук и буква М

2

16.10-20.10

23.10-27.10


Начало, середина, конец слова

«Цветы»

Согласование прилагательных с существительными в роде

14

15


Звук и буква Л

2

23.10-27.10


Начало, середина, конец слова

«Огород»

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

16

17


Звук и буква Р

2

30.10-03.11


Начало, середина, конец слова

«Фрукты – овощи»

Согласование прилагательных с существительными в роде

18

19


Звук и буква Н

2

30.10-03.11

06.11-10.11


Начало, середина, конец слова

«Зоопарк»

предлоги на, в, под

20

Сонорные звуки М.Н.Л.Р

1

06.11-10.11


Первый и последний звук в слове

«Лес»

предлоги за, между, перед

21

Повторение

1

06.11-10.11





22

23

Звук и буква И

2

13.11-17.11


Звуковой анализ слов типа кит

«Инструменты»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существительных

24

25

Буква Я

2

13.11-17.11

27.11- 01.12


Звуковой анализ слов типа яма

«Ме­бель»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существи­тельных

26

27

Буква Ю

2

27.11- 01.12


Звуковой анализ слов типа юла

«Игруш­ки»

Предлоги над, под, из-под

28

29

Буква Е

2

04.12-08.12


Звуковой анализ слов типа ежи

«Живот­ные»

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде

30

31

Буква Ё

2

04.12-08.12

11.12-15.12


Звуковой анализ слов типа ерш

«Рыбы»

Предлоги над, под, из-под

32

33

Буква Ь (смягчи­тель)

2

11.12-15.12


Звуковой анализ слов типа конь

«Домашние живот­ные»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

34

35

Звуки М—М'

2

18.12-22.12


Звуковой анализ слов типа мак, мил

«Цветы»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

36

37

Звуки Л—Л'

2

18.12-22.12

25.12-29.12


Звуковой анализ слов типа лук, лис

«Овощи»

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде

38

39

Звуки Н — Н'

2

25.12-29.12


Звуковой анализ слов типа Нина

"Имена людей»

Уменьши­тельно-ла­скательные суффиксы

40

41

Звуки Р—Р'

2

08.01-12.01


звуковой анализ слов типа рак, рис

Жи­вотные водо­емов»

Предлоги над, под, из-под

42

43

Звук и буква П

2

08.01-12.01

15.01-19.01


Звуковой анализ слов типа плащ

«Одежда»


Предлоги в, на, с, из

44

45

Звук и буква Б

2

15.01-19.01


звуковой анализ слов типа боты

«Обувь»

Антонимичные приставки

46




Звуки и буквы П—Б

1

22.01-26.01


Звуковой анализ слов типа шапка

«Го­ловные уборы»

Антонимичные пристав­ки

47

48

Звук и буква Т

2

22.01-26.01


Звуковой анализ слов типа плот

«Транс­порт»

Приставки на согласную. Ъ после приставок

49

50

Звук и буква Д

2

29.01-02.02


Звуковой анализ слов типа диск

«Спор­тивные вещи»

Наречия пространст­венного значения

51


Звуки и буквы Т—Д

1

29.01-02.02


Звуковой анализ слов типа труба

«Музы­кальные инстру­менты»

Наречия качествен­ного значе­ния (тихо, громко и т. д.)

52

53


Звук и буква К

2

05.02-09.02


Звуковой анализ слов типа карп

«Рыбы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

54

55

Звук и буква Г

2

05.02-09.02

12.02-16.02


Звуковой анализ слов типа тигр

« Зоопарк»

Согласова­ние прилагательных с существи­тельными в роде

56


Звуки и буквы К-Г

1

12.02-16.02


Звуковой анализ слов типа сокол

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

57

58

Звук и буква Ф

2

12.02-16.02

26.02-02.03


Звуковой анализ слов типа филин

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

59

60

Звук и буква В

2

26.02-02.03


Звуковой анализ слов типа ворона

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

61


Звуки и буквы Ф—В

1

05.03-09.03


Звуковой анализ слов типа воро­бей

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

62

63

Звук и буква С

2

05.03-09.03


Звуковой анализ слов типа сахар

«Еда»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

64

65

Звук и буква 3

2

12.03-16.03


Звуковой анализ слов типа моза­ика

«Игруш­ки »

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существительными в роде

66


Звуки и буквы С—3

1

12.03-16.03


Звуковой анализ слов типа зон­тик

«Пред­меты личного пользо­вания»

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде

67

68

Звук и буква Ш

2

19.03-23.03


Звуковой анализ слов типа кувшин

«Посуда»


Согласова­ние прила­гательных с существительными в роде

69

70


Звук и буква Ж

2

19.03-23.03

26.03-30.03


Звуковой анализ слов типа жас­мин

«Лекар­ствен­ные рас­тения»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде



71


Звуки и буквы ШЖ

1

26.03-30.03


Звуковой анализ слов типа шишки

«Плоды и семе­на»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

72 73


Звук и буква Ц

2

26.03-30.03

02.04-06.04


Звуковой анализ слов типа цапли

« Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

74 75


Звук и буква Ч

2

02.04-06.04


Звуковой анализ слов типа чайка

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

76

77


Звук и буква Щ

2

16.04-20.04


Звуковой анализ слов типа щенок

«Дете­ныши живот­ных»

Суффиксы -енок, -онок, -ата, -ята

78

Буква Ь (раздели­тель)

1

16.04-20.04


Звуковой анализ слов типа семья

«Семья»

Уменьши­тельно-ла­скательные суффиксы

79

Буква Ъ

1

23.04-27.04


Звуковой анализ слов типа подъем

«Транс­порт»

Приставки простран­ственного значения

8081

Повторе­ние. Твердые и мягкие согласные звуки

2

23.04-27.04






82

83

84

Повторе­ние. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

3

30.04-10.05





85

86

87

Повторение непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы, а также буквы Ь и Ъ.

3

14.05-18.05












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!