«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 3 «____»_____________2017 г. ______________О.В. Шалдина | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ № 3 г. Красногорска «_____»_____________2017 г. ____________ И.П. Кулешова |
Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи учеников 1-Б
Учитель-логопед Харламова А. К.____________
Москва 2017
Пояснительная записка
Программа разработана и составлена Л. М. Козыревой «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками».
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Программа групповых занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
-обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первый блок посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.
Во втором блоке главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов необходимо обращать внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы.
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.
Третий блок отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы.
Четвертый блок посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы.
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».
Календарно-тематическое планирование 1-Б класса на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Срок | Дата реализации | Звуковой анализ | Словарь | Грамматический строй |
1 2 | Звук и буква А | 2 | 18.09 -22.09 | | Выделение звука из слова | «Фрукты» | Предлоги на, в, под |
3 4 | Звук и буква О | 2 | 18.09 -22.09 25.09-29.09 | | Выделение звука из слова | «Овощи» | Предлоги на, в, под |
5 6 | Звук и буква У | 2 | 25.09-29.09 | | Выделение звука из слова | «Птицы» | Предлоги по, за, на. Наречия высоко, низко, вверху |
7 | Звуки и буквы А, О, У | 1 | 02.10-06.10 | | Первый звук в слове | «Фрукты» — «овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
8 9 | Звук и буква Ы | 2 | 02.10-06.10 | | Последний звук в слове | Деревья» | Именительный падеж, множественное число существительных |
10 11 | Звук и буква Э | 2 | 16.10-20.10 | | Первый звук в слове | «Птицы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
12 13 | Звук и буква М | 2 | 16.10-20.10 23.10-27.10 | | Начало, середина, конец слова | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
14 15 | Звук и буква Л | 2 | 23.10-27.10 | | Начало, середина, конец слова | «Огород» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
16 17 | Звук и буква Р | 2 | 30.10-03.11 | | Начало, середина, конец слова | «Фрукты – овощи» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
18 19 | Звук и буква Н | 2 | 30.10-03.11 06.11-10.11 | | Начало, середина, конец слова | «Зоопарк» | предлоги на, в, под |
20 | Сонорные звуки М.Н.Л.Р | 1 | 06.11-10.11 | | Первый и последний звук в слове | «Лес» | предлоги за, между, перед |
21 | Повторение | 1 | 06.11-10.11 | | | | |
22 23 | Звук и буква И | 2 | 13.11-17.11 | | Звуковой анализ слов типа кит | «Инструменты» | Именительный падеж, множественное число существительных |
24 25 | Буква Я | 2 | 13.11-17.11 27.11- 01.12 | | Звуковой анализ слов типа яма | «Мебель» | Именительный падеж, множественное число существительных |
26 27 | Буква Ю | 2 | 27.11- 01.12 | | Звуковой анализ слов типа юла | «Игрушки» | Предлоги над, под, из-под |
28 29 | Буква Е | 2 | 04.12-08.12 | | Звуковой анализ слов типа ежи | «Животные» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
30 31 | Буква Ё | 2 | 04.12-08.12 11.12-15.12 | | Звуковой анализ слов типа ерш | «Рыбы» | Предлоги над, под, из-под |
32 33 | Буква Ь (смягчитель) | 2 | 11.12-15.12 | | Звуковой анализ слов типа конь | «Домашние животные» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
34 35 | Звуки М—М' | 2 | 18.12-22.12 | | Звуковой анализ слов типа мак, мил | «Цветы» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
36 37 | Звуки Л—Л' | 2 | 18.12-22.12 25.12-29.12 | | Звуковой анализ слов типа лук, лис | «Овощи» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
38 39 | Звуки Н — Н' | 2 | 25.12-29.12 | | Звуковой анализ слов типа Нина | "Имена людей» | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
40 41 | Звуки Р—Р' | 2 | 08.01-12.01 | | звуковой анализ слов типа рак, рис | Животные водоемов» | Предлоги над, под, из-под |
42 43 | Звук и буква П | 2 | 08.01-12.01 15.01-19.01 | | Звуковой анализ слов типа плащ | «Одежда» | Предлоги в, на, с, из |
44 45 | Звук и буква Б | 2 | 15.01-19.01 | | звуковой анализ слов типа боты | «Обувь» | Антонимичные приставки |
46
| Звуки и буквы П—Б | 1 | 22.01-26.01 | | Звуковой анализ слов типа шапка | «Головные уборы» | Антонимичные приставки |
47 48 | Звук и буква Т | 2 | 22.01-26.01 | | Звуковой анализ слов типа плот | «Транспорт» | Приставки на согласную. Ъ после приставок |
49 50 | Звук и буква Д | 2 | 29.01-02.02 | | Звуковой анализ слов типа диск | «Спортивные вещи» | Наречия пространственного значения |
51 | Звуки и буквы Т—Д | 1 | 29.01-02.02 | | Звуковой анализ слов типа труба | «Музыкальные инструменты» | Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д.) |
52 53 | Звук и буква К | 2 | 05.02-09.02 | | Звуковой анализ слов типа карп | «Рыбы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
54 55 | Звук и буква Г | 2 | 05.02-09.02 12.02-16.02 | | Звуковой анализ слов типа тигр | « Зоопарк» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
56 | Звуки и буквы К-Г | 1 | 12.02-16.02 | | Звуковой анализ слов типа сокол | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
57 58 | Звук и буква Ф | 2 | 12.02-16.02 26.02-02.03 | | Звуковой анализ слов типа филин | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
59 60 | Звук и буква В | 2 | 26.02-02.03 | | Звуковой анализ слов типа ворона | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
61 | Звуки и буквы Ф—В | 1 | 05.03-09.03 | | Звуковой анализ слов типа воробей | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
62 63 | Звук и буква С | 2 | 05.03-09.03 | | Звуковой анализ слов типа сахар | «Еда» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
64 65 | Звук и буква 3 | 2 | 12.03-16.03 | | Звуковой анализ слов типа мозаика | «Игрушки » | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
66 | Звуки и буквы С—3 | 1 | 12.03-16.03 | | Звуковой анализ слов типа зонтик | «Предметы личного пользования» | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде |
67 68 | Звук и буква Ш | 2 | 19.03-23.03 | | Звуковой анализ слов типа кувшин | «Посуда» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
69 70 | Звук и буква Ж | 2 | 19.03-23.03 26.03-30.03 | | Звуковой анализ слов типа жасмин | «Лекарственные растения» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
71 | Звуки и буквы Ш—Ж | 1 | 26.03-30.03 | | Звуковой анализ слов типа шишки | «Плоды и семена» | Согласование прилагательных с существительными в роде |
72 73 | Звук и буква Ц | 2 | 26.03-30.03 02.04-06.04 | | Звуковой анализ слов типа цапли | « Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
74 75 | Звук и буква Ч | 2 | 02.04-06.04 | | Звуковой анализ слов типа чайка | «Птицы» | Приставки и предлоги пространственного значения |
76 77 | Звук и буква Щ | 2 | 16.04-20.04 | | Звуковой анализ слов типа щенок | «Детеныши животных» | Суффиксы -енок, -онок, -ата, -ята |
78 | Буква Ь (разделитель) | 1 | 16.04-20.04 | | Звуковой анализ слов типа семья | «Семья» | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
79 | Буква Ъ | 1 | 23.04-27.04 | | Звуковой анализ слов типа подъем | «Транспорт» | Приставки пространственного значения |
8081 | Повторение. Твердые и мягкие согласные звуки | 2 | 23.04-27.04 | | | | |
82 83 84 | Повторение. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы | 3 | 30.04-10.05 | | | | |
85 86 87 | Повторение непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы, а также буквы Ь и Ъ. | 3 | 14.05-18.05 | | | | |