СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по логопедии для детей ЗПР 1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми









Принято

на педагогическом совете школы

Протокол № ______

«____»____________________2017 г.

Утверждаю Директор__________В.Н.Куликова Приказ № _____ от «____»_________________2017 г.










Программа логопедического сопровождения

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

как часть адаптированной образовательной программы

начального общего образования для обучающихся с ЗПР



Составители учителя-логопеды:

Пермякова А.Е

Кобзева Д.И

Гриценко Н.А.









Пермь 2017





СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

1.

Пояснительная записка……………………………………………………………...

3

2.

Цели и задачи логопедического сопровождения………………………………….

4

3.

Содержание логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ…………….

4

4.

Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения в МБОУ «Школа-интернат №1»г.Перми………………………….



5

5.

Программа коррекционно-логопедических занятий «Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)»…………………..



5


5.1. Учебно-тематический план. Первый год обучения (1 класс)………………..

9


Содержание программы (1 класс)…………………………………………………..

5.2.Учебно-тематический план. Второй год обучения. (1 дополнительный)……

Содержание программы. ( 1 дополнительный)………………………………….

9

12

12


5.2. Учебно-тематический план. Третий год обучения (2 класс)………………...

16


Содержание программы (2 класс)…………………………………………………..

16


5.3.Учебно-тематический план. Четвертый год обучения (3класс) ……………

20


Содержание программы (3 класс)…………………………………………………..

20


5.4. Учебно-тематический план. Пятый год обучения (4 класс)…………….

24


Содержание программы (4 класс)…………………………………………………..

24

6.

Литература……………………………………………………………………………

28





























Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) — это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО), консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) обучающегося.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).

  • Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

  • Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.



Актуальность. 

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно- развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста является очень актуальной.

В связи с этим возникла необходимость создания программы логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Цель: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ОВЗ (ЗПР) в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  • Организация деятельности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

  • Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений.



Содержание логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Диагностическая деятельность

  1. Работа по выявлению обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

  2. Обследование обучающихся, анализ результатов.









Консультационно-просветительская и профилактическая деятельность

  1. Работа с учителями.

  • Индивидуальные беседы.

  • Знакомства учителей с результатами обследования.

  1. Работа с родителями (законными представителями).

  • Индивидуальные беседы, консультации.

  • Знакомство родителей с результатами обследования.

  1. Контакт с врачом.

  • Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых и иных нарушений.

  • Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.

  • Своевременное направление детей к врачам-специалистам и на ПМПК.

Организационная деятельность

  1. Оформление документации.

  • Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный).

  • Оформление журналов логопедического кабинета и учёта детей с нарушением устной и письменной речи.

  • Заполнение речевых карт.

  1. Комплектование групп, назначение индивидуальных и групповых занятий.

  2. Утверждение расписания занятий.

  3. Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с обучающимися).

Коррекционно-развивающая деятельность

  1. Проведение коррекционно-логопедических занятий (групповых, индивидуальных) с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) по программе «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ (ЗПР) (1-4 классы)».

Коррекционно-развивающие направления логопедического сопровождения

в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми

1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.

2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.

3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.

4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.

5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии.



Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в данном образовательном учреждении, в современном обществе, качественно помогает детям в освоении АОП НОО.


Характерными особенностями коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (ЗПР) является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти таких детей и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.

Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие:

  • «Речь»

  • «Слово»

  • «Предложение»

  • «Звук»

  • «Звуки речи»

  • «Гласные и согласные»

  • «Звонкие и глухие»

  • «Твердые и мягкие»

  • «Слоговой состав слова».

Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.

Коррекционно-развивающее направление в МБОУ «Школе-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми представлено программой коррекционно-логопедических занятий «Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)».

Данная программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4 классы) по русскому языку.

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ОВЗ (ЗПР).

Программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ОВЗ (ЗПР) на ступени начального общего образования и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ОВЗ (ЗПР) должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.



Адресат: Программа предназначена для обучающихся 1,1д-4 классов с ОВЗ (ЗПР) МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми

Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «ребенок с ОВЗ» и коллегиальное заключение ПМПК.



Срок реализации: 5 лет.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят с 30 сентября по 1 мая (26 учебных недель, в 1 классе – 25 учебных недель).

1 обучения (1 класс): 75 занятий, 3 раз в неделю

2 год обучения (1доп.): 75 занятий, 3 раз в неделю

3 год обучения (2 класс): 78 занятий, 3 раза в неделю

4-5 год обучения (3-4 класс): 52 занятия, 2 раз в неделю



Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

- индивидуальная.



Условия формирования групп: одновозрастные



Количество детей в группе: 2-4 человек.



Продолжительность занятий:

Групповых, – 30 минут; индивидуальных – 20 минут.









Планируемые результаты

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов. В соответствии с требованиями к результатам ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделены три группы планируемых результатов:

  • личностные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление их социальных отношений в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности;

  • предметные, включающие овладение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья эффективное освоение адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования (АОП НОО), коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.



Способы определения результативности:

  • тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

  • Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) осуществляется через школьное ПМПк.



Учебно-тематический план. Первый год обучения (1 класс)


Раздел

Количество занятий

1.

Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата.

9

2.

Согласные и гласные звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез. Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

60

3.

Предложение.

2

4.

Звукобуквенный анализ и синтез.

2

5.

Тестирование.

2


Всего: 75 занятий



Содержание программы 1 класса (75 занятий)

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.


Диагностика. Тестирование (2 занятия) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

  • Полная проверка звукопроизношения.

  • Обследование устной речи.

  • Обследование неречевых психических функций.

  • Обследование письменной речи.







Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата. (9 занятий)

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв.



Согласные и гласные звуки и буквы. (60 занятий)

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах


Предложение.(2 занятия)

Дифференциация понятий «слово» «предложение» Формирование умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов.


Звукобуквенный анализ и синтез слов (2 занятия)

Преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами и слогами со стечением согласных. Анализ, синтез и преобразование слов. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез двусложных слов. Анализ структуры двусоставного предложения, распространенного дополнением.


Диагностика. Тестирование (2 занятия) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

Проверочные работы.


Использование лексических тем:

«Осень». Особенности осени на Южном Урале.

«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».

«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.

«Школьные принадлежности».

«Части предметов».

«Птицы». Знакомство с перелётными птицами Южного Урала.

«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».

«Зима». Особенности зимы нашего края.

«Весна». Особенности весны нашего края.

«Цветы и растения». Растительный мир области.


Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса

Обучающиеся должны знать:

  • конструкцию предложения;

  • основное отличие звука от буквы;

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • слоговой анализ слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • отличать гласные звуки и буквы от согласных;

  • распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

  • делить слово на слоги;

  • выделять в слове ударный слог;

  • правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

  • пересказывать несложные тексты.














Учебно-тематический план. Второй год обучения

(1 класс дополнительный)


Раздел

Количество занятий

1.

Диагностика. Тестирование.

3

2.

Предложение.

5

3.

Слово.

6

4.

Слоговой анализ и синтез слов.

7

5.

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов.

7

6.

Ударение.

5

7.

Гласные и согласные звуки.

5

8.

Звонкие и глухие согласные звуки.

21

9.

Сонорные согласные звуки.

5

10.

Развитие связной речи.

7

11.

Диагностика. Тестирование.

4


Всего: 75 занятий



Содержание программы 1 класса (75 занятий)

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.


Диагностика. Тестирование (3 занятия) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

  • Полная проверка звукопроизношения.

  • Обследование устной речи.

  • Обследование неречевых психических функций.

  • Обследование письменной речи.


Предложение (5 занятий)

Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.


Слово (6 занятий)

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.


Слоговой анализ и синтез слов (7 занятий)

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».


Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (7занятий)

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв.


Ударение (5 занятий)

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.


Гласные и согласные звуки (5 занятий)

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.










Звонкие и глухие согласные звуки (21 занятие)

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.


Сонорные согласные звуки (5 занятий)

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.


Развитие связной речи (7 занятий)

Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.


Диагностика. Тестирование (4 занятий) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

Проверочные работы..


Использование лексических тем:

«Осень». Особенности осени на Южном Урале.

«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».

«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.

«Школьные принадлежности».

«Части предметов».

«Птицы». Знакомство с перелётными птицами Южного Урала.

«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».

«Зима». Особенности зимы нашего края.

«Весна». Особенности весны нашего края.

«Цветы и растения». Растительный мир области.


Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса

Обучающиеся должны знать:

  • конструкцию предложения;

  • основное отличие звука от буквы;

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • слоговой анализ слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • отличать гласные звуки и буквы от согласных;

  • распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

  • делить слово на слоги;

  • выделять в слове ударный слог;

  • правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

  • пересказывать несложные тексты.






























Учебно-тематический план. Третий год обучения (2 класс)


Раздел

Количество занятий

1.

Диагностика. Тестирование.

6

2.

Предложение и слово.

6

3.

Слогообразующая роль гласного. Ударение.

6

4.

Твердые и мягкие согласные звуки.

10

5.

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные звуки.

8

6.

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства

6

7.

Словообразование.

20

8.

Предлоги и приставки.

11

9.

Диагностика. Тестирование.

5


Всего: 78 занятий


Содержание программы 2 класса (78 занятий)

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением).

2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.

3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё.

4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.

5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки.

6.Обогащать словарный запас путём накопления представлений об окружающем мире; новых слов, являющихся различными частями речи и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.

7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).

Диагностика. Тестирование (5 занятий) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

Проверочные работы..

  • Обследование устной и письменной речи.

  • Обследование неречевых психических функций.

  • Обследование письменной речи.




Предложение и слово (6 занятий)

Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета.


Слогообразующая роль гласного. Ударение (6 занятий)

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.


Твердые и мягкие согласные звуки (10 занятий)

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.


Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные звуки (8 занятий)

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.


Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (6 занятий)

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.





Словообразование (20 занятий) 

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Суффиксы профессий.

Суффиксы в образовании детёнышей животных.

Суффиксы прилагательных.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование.

Образование слов при помощи приставок.


Предлоги и приставки (11 занятий)

Практическое знакомство с предлогами.

Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.

Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

Дифференциация предлогов и приставок.

Употребление предлогов в связной речи.


Диагностика. Тестирование (5 занятий) ) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов

Проверочные работы. Итоговая диагностика.


Использование лексических тем:

«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Осень». Особенности осени на Южном Урале.

«Мебель».

«Посуда».

«Насекомые».

«Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы наших рек и озер.

«Профессии». Профессии нашего города.

«Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие.

«Зима». Особенности зимы родного края.

«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.

«Детеныши животных».

«Весна». Особенности весны в нашем крае.

«Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей нашей области.

«Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных родного края.

«Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром области.





Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Обучающиеся должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

  • гласные ударные и безударные;

  • согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

  • названия предметов по различным лексическим темам;

  • структуру предложения.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

  • распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

  • распознавать парные согласные;

  • обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

  • пользоваться различными способами словообразования;

  • владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.






















Учебно-тематический план. Третий год обучения (3 класс)


Раздел

Количество занятий

1.

Диагностика. Тестирование.

3

2.

Предложение и слово.

2

3.

Слоговой анализ и синтез слова.

5

4.

Звуки и буквы.

2

5.

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

2

6.

Обозначение мягкости с помощью гласных.

4

7.

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

3

8.

Предложения.

3

9.

Морфологический состав слова.

9

10.

Безударные гласные звуки.

3

11.

Предлоги и приставки.

9

12.

Связная речь.

5

13.

Диагностика. Тестирование.

2


Всего: 52 занятия



Содержание программы 3 класса (52 занятия)


Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.

3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.

4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова.

5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения.

6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.






Диагностика. Тестирование (3 занятия) ) Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов


  • Обследование устной и письменной речи.

  • Обследование неречевых психических функций.

  • Обследование письменной речи.


Предложение и слово (2 занятия)

Речь и предложение. Предложение и слово.


Слоговой анализ и синтез слова (5 занятий)

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.


Звуки и буквы (2 занятия)

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.


Обозначение мягкости с помощью мягкого знака (2 занятия)

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.


Обозначение мягкости с помощью гласных (4 занятия)

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].


Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные (3 занятия)

Непарные глухие со¬гласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.


Предложения (3 занятия)

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.


Морфологический состав слова (9 занятий)

Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.


Безударные гласные звуки (3 занятия)

Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.


Предлоги и приставки (9 занятий)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.


Связная речь (5 занятий)

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.


Диагностика. Тестирование (2 занятия)

Проверочные работы. Итоговая диагностика.


Использование лексических тем:

«Как я провел лето». Особенности лета в нашем городе.

«Осень». Ознакомление с работой на селе.

«Птицы». Знакомство с представителями редких птиц на Южном Урале, занесенных в Красную книгу.

«Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира Южного Урала, занесенных в Красную книгу.

«Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомство с животными родного края.

«Зима». Продолжить знакомить с климатом Южного Урала в разные времена года.

«Зимние забавы».

«Весна». Продолжить знакомить с климатом Южного Урала в разные времена года.

«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов нашей области.

«В гостях у бабушки». Продолжить знакомство с жизнью на селе.

«Работа в поле». Познакомить с сельскими профессиями нашей области.


Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:


Обучающиеся должны знать:

  • слоговой анализ и синтез слова;

  • мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

  • предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.


Обучающиеся должны уметь:

  • производить звукобуквенный анализ слов;

  • устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

  • пользоваться различными способами словообразования;

  • владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

  • использовать в речи различные конструкции предложений.

  • строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

  • точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.


























Учебно-тематический план. Четвертый год обучения (4 класс)


Раздел

Количество занятий

1.

Диагностика. Тестирование.

3

2.

Состав слова.

8

3.

Безударные гласные звуки и буквы.

2

4.

Согласные звуки и буквы.

2

5.

Словосочетания и предложения.

2

6.

Согласование.

2

7.

Словоизменение прилагательных.

3

8.

Словоизменение глаголов.

3

9.

Предлоги и приставки.

2

10.

Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.

7

11.

Части речи.

4

12.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях.

4

13.

Связная речь.

8

14.

Диагностика. Тестирование.

2


Всего: 52 занятия



Содержание программы 4 класса (52 занятия)

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова.

3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.


Диагностика. Тестирование (3 занятия)

  • Обследование устной и письменной речи.

  • Обследование неречевых психических функций.





Состав слова (8 занятий)

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.


Безударные гласные звуки и буквы (2 занятия)

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.


Согласные звуки и буквы (2 занятия)

Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.


Словосочетания и предложения (2 занятия)

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.


Согласование (2 занятия)

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.


Словоизменение прилагательных (3 занятия)

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.


Словоизменение глаголов (3 занятия)

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.


Предлоги и приставки (2 занятия)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.










Управление. Словоизменение имен существительных по падежам (7 занятий)

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Части речи (4 занятия)

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях (4 занятия)

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Связная речь (8 занятий)

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

Диагностика. Тестирование (2 занятия)

Проверочные работы. Итоговая диагностика.


Использование лексических тем:

Профессии нашего города.

«Растения и животный мир». Закрепление знаний о представителях флоры и фауны нашего края.

«Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города.

«Перелетные птицы». Ознакомления с птицами, зимующими в нашем крае.

«Мебель». Совершенствование знаний о мебели.

«Дикие животные».

«Профессии и инструменты». Знакомство с профессиями сельских жителей нашего края.

«Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в наших лесах.

«Зимние зарисовки». Особенности зимы нашего края.

«Дикие и домашние животные». Особенности животного мира нашего края.






Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:


Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;

  • признаки главных и второстепенных членов предложения;

  • морфологический состав слова.


Обучающиеся должны уметь:

  • активно пользоваться различными способами словообразования;

  • владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

  • владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

  • устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

  • составлять план текста.































ЛИТЕРАТУРА:


    1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

    2. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс]// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84.

    3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г.Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС- 182 стр.: ил.- (Коррекционная педагогика), 2009.

    4. Асеева И.И. 100 развивающих заданий для будущих первоклассников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

    5. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2008.

    6. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 318 с.

    7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие [Электронный ресурс] — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

    8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез.

    9. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированность фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация гласных. [Электронный ресурс] – Серия: «Дидактический материал по коррекции письменной речи» - М.: Книголюб, 2004.

    10. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе:пособие для учителей-логопедов, педагогов доп.образования. воспитателей и родителей.- М.:Просвещение.- 176 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам), 2012.

    11. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий [Электронный ресурс] - ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006.

    12. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] (О.М. Коваленко – М.: АСТ: Астрель, 2005.– (Библиотека логопеда).

    13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.:издательство ГНОМ и Д., 2001.

    14. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные З-С. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    15. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ,2012.

    16. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Д-Т. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    17. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Г-К. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    18. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные В-Ф. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    19. Коноваленко В.В. Парные звонкие – глухие согласные Б-П. Альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    20. Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6-9 лет.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    21. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

    22. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Проко-пова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] - М, Центр педагогического образования, 2009.- 64 с.

    23. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

    24. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.

    25. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. 2-е изд., испр.-М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    26. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов. 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

    27. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

    28. Материалы курса «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей»: лекции 1–4. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 72 с.

    29. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.- М.: Айрис-пресс, 2010.

    30. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 176 с.

    31. Морозова И.А., Пушкарева М.А Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 136 с.

    32. Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-метод. Пособие [Электронный ресурс] / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: РУДН, 2008. – 74 с.

    33. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! –М.: РИО «Самовар», 1994.

    34. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Прилагательное! –М.: РИО «Самовар», 1994.

    35. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2,3,4. 3-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

    36. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. [Электронный ресурс] – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 192 с. (Логопедические технологии.).





















ПРИЛОЖЕНИЕ



Календарно - тематическое планирование

1 класс

Тема

Количество часов

Дата

I полугодие – 11недель

33


Значение речи в жизни человека

1


Звук. Речевые и неречевые звуки.

1


Звуки речи. Знакомство со строением речевого аппарата.

1


Звук [а] и буква а. Выделение звука из слова

Гласные звуки

1


Звук [у] и буква у. Выделение звука из слова

Гласные звуки

1


Звук [о] и буква о. Выделение звука из слова

Гласные звуки.

1


Звук [м] и буква М . Начало, середина, конец слова

Анализ и синтез обратного слога. Согласные звуки.

1


Звук [х] и буква х. Начало, середина, конец слова

Анализ и синтез обратного слога. Согласные звуки.

1


Звук [с] и буква с. Выделение звука из начала слов.

Анализ и синтез слогов (А, со, су).

1


Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо прямых открытых и обратных слогов с согласными м, х, с,

2


Анализ, синтез, преобразование односложных слов. Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам

2


Выделение ударного гласного на фоне двусложных слов. Выделение ударного гласного из начала слова

3


Слоговой анализ, синтез и преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами

Слоговой и звуковой анализ слов «муха», «мука». Преобразование слов. Выделение ударного гласного. Слоговой и звуковой анализ слов «мама», «хата», «Тата». Выделение ударного гласного

2


Звук [ш] и буква ш. Выделение звука из начала и середины слов. Анализ, синтез и преобразование слов («шут, шум, Маша, Паша»)

1


Слоговой и звукобуквенный анализ, синтез и преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами и слогами со стечением согласных. Анализ, синтез и преобразование слов

Определение места звука [ш] в слове

1


Звук [л] и буква л. Выделение звука из конца и начала слов. Анализ, синтез и преобразование слов («Лапа, лама, вол, ласка»)

1


Слоговой и звукобуквенный анализ, синтез и преобразование двусложных слов с прямыми открытыми слогами и слогами со стечением согласных. Анализ, синтез и преобразование слов. Определение места звука [л] в слове

1


Звук [н] и буква н. Выделение звука из конца и начала слов. Анализ, синтез и преобразование слов.

1


Звук [ы] и буква ы. Выделение звука из середины и конца слова . Составление слов из данных вразбивку букв. Гласные звуки.

1


Звук [р] и буква р. Выделение звука из начала и середины слов. Анализ, синтез и преобразование слов. Определение места звука [р] в слове.

1


Предложение. Дифференциация понятий «слово» «предложение» Формирование умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов.

2


Звук [к] и буква к. Выделение звука из конца и начала слов

Анализ и синтез слогов (ап, оп, уп). Дифференциальные признаки глухих согласных

1


Звук [п] и буква п. Анализ и синтез слогов (ап, оп, уп). Выделение звука из конца слов. Дифференциальные признаки глухих согласных.

1


Звук [и] и буква и. Звуковой анализ и синтез слов типа Ира, стоит

1


Формировать умение различать при чтении твердые и мягкие согласные в зависимости от наличия в слове буквы и. Анализ и синтез слогов (ли, ми, ри, пи и т.д.). Звуковой анализ и синтез слов «миска, варит»

2


Тестирование.

1


II полугодие – 14 недель

42


Звук [з] и буква з. Звуковой анализ слов типа «забор, базар, розы».

2


Звук [в] и буква в. Звуковой анализ и синтез, преобразование слов типа «сова, волк».

2


Звук [ж] и буква ж. Выделение звука из начала слова. Звуковой анализ и синтез, преобразование слов типа «жук, жаба, жалко».

2


Звук [б] и буква б. Выделение звука из начала слова. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «бусы, боты, бык».

2


Звук [г] и буква г. Выделение звука из начала слова. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «гол, гири, рога»

2


Звук [д] и буква д. Выделение звука из начала слова. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «дым, один»

2


Звук [й] и буква й. . Выделение звука из середины и конца слова. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «мой, майка»

2


Буква ь (обозначение мягкости согласного). Твердые и мягкие согласные.

Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «ель»

2


Звук [т] [т`] и буква т. Выделение звука из конца слов.Анализ и синтез слогов (ат, от, ут). Дифференциальные признаки глухих согласных

2


Буква е. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «ежи, лает, лес»

2


Буква я. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «яма, твоя»

2


Буква ё. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «ежик. Жуёт, нёс»

2


Буква ю. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «Юла, играю»

2


Звук [ц] и буква ц. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «овца».

2


Звук [ч] и буква ч Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «чашка»

2


Звук [щ] и буква щ Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «щука»

2


Звуки [ф] [ф`] и буква ф Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «Федя, кофта»

2


Звук [э] и буква Первый звук в слове. Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «Эля»

2


Буква ъ Первый звук в слове.Звуковой анализ, синтез и преобразование слов типа «подъём»

2


Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез двусложных слов. Анализ структуры двусоставного предложения, распространенного дополнением

2


Тестирование.

2


Всего:

75 часов














Календарно - тематическое планирование

1 дополнительный класс

Тема

Количество часов

Дата

I полугодие – 11недель

33


1. Предложение

2


2. Предложение

3


3. Слово

3


4.Слово

3


5.Слоговой анализ и синтез слов

1


6. Слоговой анализ и синтез слов

1


7.Звуки речи

1


8.Звуковой анализ и синтез слов

3


9. Звуковой анализ и синтез слов

4


10.Ударение

3


11.Ударение

2


12. Гласные первого ряда

1


13.Гласные второго ряда

1


14.Образование согласных звуков

1


15.Дифференциация гласных и согласных звуков

1


16.Твёрдые и мягкие согласные звуки

1


II полугодие – 14 недель

42


17-18.Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях.

4


19-20. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях.

4


21-22. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях.

4


23-24. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях.

4


25-26. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях.

4


27-28. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях.

4


29-30. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.


4


31. Обучение последовательному пересказу по вопросам.

4


32. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.

4


33. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

4


Тестирование

2


Всего:

75 часов
































Календарно - тематическое планирование

2 класс

Тема

Количество часов

Дата

I полугодие –11 недель

Предложение и слово.

6


1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

2


2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

2


3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

2


Слогообразующая роль гласного. Ударение.

6


4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

6


Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

10


5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2


6.Разделительный мягкий знак.

2


7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2


8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2


9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2


Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.

8


10.Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

2


11.Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

2


12.Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи

2


13.Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

2


Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства.

6


14.Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

2


15.Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

2


16.Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

2


II полугодие– 16 недель

45


Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

20


17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик

2


18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец.

2


19.Суффиксы профессий.

2


20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят.

2


21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов.

Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

2


22.Суффиксы наречий.

2


23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование.

2


24.Значение приставок.

2


25.Учимся писать приставки.

2


26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок.

2


Предлоги.

11


27.Предлоги: от, к, до.

1


28.Предлоги: за, из-за.

1


29.Предлоги: через, сквозь, между

1


30.Предлоги: про, о, об (обо)

1


31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

1


32.Составление предложений из заданных слов с предлогами.

2


33.Дифференциация предлогов и приставок.

2


34.Проверочная работа по теме «Предлоги».

2


Всего:

78 часов




















































Календарно - тематическое планирование

3 класс

Тема

Количество часов

Дата

I полугодие – 11недель

22


Предложение и слово.

2


1. Речь и предложение. Предложение и слово.

2


Слоговой анализ и синтез слова.

5


2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

1


3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2


4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

2


Звуки и буквы

2


5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1


6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

1


Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

2


7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

1


8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

1


Обозначение мягкости с помощью гласных.

5


9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

1


10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

1


11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1


12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

1


13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

1


Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

3


14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

1


15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

1


16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

1


II полугодие– 15 недель

30


Предложения.

3


17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

1


18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

1


19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1


Морфологический состав слова.

9


20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

2


21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова.

1


22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1


23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

1


Безударный гласный.

3


24.Безударные гласные в корне.

1


25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

1


26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1


Предлоги и приставки.

9


27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

3


28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок.

3


29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

3


Связная речь.

5


30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

1


31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

1


32. Пересказ по вопросам.

1


33. Пересказ текста по опорным словам.

1


34. Пересказ текста по предметным картинкам.

Проверочная работа.

1


Всего:

52 часа


























Календарно - тематическое планирование

4 класс

Тема

Количество часов

Дата

I полугодие – 11недель

22


Состав слова

8


1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

2


2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2


3.Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

2


4.Приставки пространственного и временного значения.

1


5.Окончания.

1


Безударные гласные

2


6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1


7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

1


Согласные звуки и буквы

2


8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

1


9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

1


Словосочетания и предложения

2


10.Выделение словосочетаний из предложений.

1


11.Составление предложений из словосочетаний.

1


Согласование

2


12.Согласование слов в числе.

1


13. Согласование слов в роде.

1


Словоизменение прилагательных

3


14.Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

2


15.Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

1


Словоизменение глаголов

3


16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

2


II полугодие– 15 недель

30


17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1


Предлоги и приставки

2


18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

1


19. Дифференциация предлогов и приставок.

1


Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

7


20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

1


21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

1


22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

1


23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

1


24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

1


25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

1


26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1


Части речи

4


27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

2


28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

2


Связь слов в словосочетаниях и предложениях

4


29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

2


30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

2


Связная речь

8


31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

2


32. Составление рассказа по его началу.

2


33. Составление рассказа по данному концу.

2


34. Составление рассказа по данному плану.

2


Всего:

34 часа












































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Апробация данной программы проходит на базе нашей школы второй год. Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР. Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.

Таким образом, система логопедической помощи в условиях школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование данного образовательного учреждения.



























ЛИТЕРАТУРА:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.