СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая программа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая программа. Характеристика речевых отклонений

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая программа»

Пояснительная записка


Коррекционная рабочая программа по логопедии разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Примерной рабочей программы для 1 и дополнительного класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1 и 7.2). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Примерной рабочей программы для 1 и дополнительного класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (варианты 5.1 и 5.2). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • АООП НОО МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А. К. Харченко».

  • Положения о рабочей программе от 01.09.2016 г. приказ № 01-04-171.

  • Методических рекомендаций «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» Бессоновой Т. П.

  • Тестовой методики диагностики устной речи младших школьников. Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В.

  • Организации логопедической работы в школе. Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю.


Программа разработана на основании анализа результатов диагностики речевого развития учащихся по тестовой методике Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В., дополненной обследованием письменной речи. В ходе разработки программы частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой обучающихся из книги Елецкой О. В., Горбачевской Н. Ю., “Организация логопедической работы в школе” (Логопед в школе).

Программа составлена для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1 и 7.2) и для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (варианты 5.1 и 5.2).


Характеристика детей с задержкой психического развития


Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания условий. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обуславливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая активность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).


Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи


У обучающихся с тяжёлым нарушениям речи вариант 5.1 имеются нарушения с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), а также общее недоразвитие речи III - IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка, для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе, либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи. Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Они склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках. Механизм возникновения, которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций.

Вариант 5.2, это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:

I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.






Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи коррекционной работы:

  1. Корригировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

  • исправлять дефектное звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи);

  • сформировывать звукослоговую структуру слова;

  • развивать фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения и текста).

  1. Формировать лексический компонент речи:

  • уточнять, расширять, обогащать словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

  • формировать семантическую структуру слов;

  • развивать лексическую системность и семантические поля;

  • закреплять парадигматические и синтагматические связи слов.

  1. Формировать грамматическую сторону речи учащихся:

  • закреплять категориальное значение различных частей речи;

  • уточнять грамматическое значение слов;

  • развивать морфемный и морфологический анализ.

  1. Формировать синтаксический компонент речи и связную речь:

  • формировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

  • расширять фразу до необходимого объёма;

  • развивать навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.


Содержание программы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя-логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.


Коррекционно-развивающая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).

  • постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

  • развивающей направленности;

  • самостоятельности;

  • системно-деятельностный подход;

  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);

  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям);

  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);

  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).


Направления коррекционной работы:

  • Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Для обучающихся проводится мониторинг по следующим направлениям: обследование устной речи, обследование письменной речи. Обследование устной речи включает в себя следующие направления: звукопроизношение, слоговая структура, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ, лексико-грамматический строй речи, связная речь. В конце учебного года после итоговой диагностики сравниваются показатели сформированности компонентов речи на начало и конец учебного года.

По итогам обследования формируются группы для логопедических занятий, которые комплектуются из детей, имеющих однородные нарушения речи с учетом уровня их общего развития и возраста.

После проведения диагностики учитель-логопед ставит соответствующий диагноз: ОНР, ФНР, ФФНР, НОНР. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. ФФНР - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. ОНР - при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умение рассказывать и пересказывать. НОНР - дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.


  • Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционная работа делится на два этапа:

Подготовительный этап (1 класс):

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

I этап:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

II этап:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

- развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

III этап:

- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.

Основной этап (2-4 классы). Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

На фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

На лексико - грамматическом уровне:

- уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

- дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

- формирования представлений о морфологических элементах слова;

- навыков морфемного анализа и синтеза слов.

На синтаксическом уровне.

- уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;

- развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств,

- совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.


  • Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Работа включает:

- индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.


  • Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Формы организации коррекционно-развивающего процесса


Программа реализуется в ходе групповых и индивидуальных логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребёнка. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных.

Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Рабочая программа рассчитана на четыре года.

Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 30 минут, для учеников 2-4 классов– 40 минут, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут. Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю в индивидуальной форме с каждым ребёнком. Групповое занятие проводится 1 раз в неделю.

Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Формы контроля. Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной и письменной речи в начале и в конце коррекционного периода; индивидуальных бесед-консультаций с родителями.


Содержание программы индивидуальных занятий


«Фронтальное обследование»

Обследование детей, выявление недостатков письменной и устной речи.

I этап (диагностический)

III – IV неделя

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедические заключения: ОНР, НОНР, ФНР, ФФНР.


II этап (коррекционный)


III этап (оценочный)

(2 ч)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год.

III – IV НЕДЕЛИ мая

«Фронтальное обследование»

Обследование проводится с использованием «Диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.


Планируемые результаты по постановке звуков:


  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • дифференцировать все изученные звуки;

  • узнавать и называть буквы алфавита;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;

  • дифференцировать парные звонкие и глухие согласные;

  • дифференцировать твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют);

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • производить фонетический разбор слова;

  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е.

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • строить звуковые схемы слогов и слов;

  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу;

  • определять количество и последовательность звуков, место звука в слове.


Индивидуальный план коррекционной работы с обучающимися.


Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 15 мая, кроме осенних, зимних и весенних каникул.

Вся индивидуально - коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи;

  • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;

  • развитие слухового внимания и слухового контроля;

  • развитие звукового восприятия;

  • консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики).

К следующему этапу – постановке звука – можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного звука.

Третий этап: постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;

  • создание артикуляционной базы данного звука;

  • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);

  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

  • по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

  • с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

  • смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности:

К следующему этапу – автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;

  • активизация и расширение словарного запаса;

  • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

  • развитие психических функций;

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

коррекция дефектов произношения;

активизация и расширение словарного запаса;

развитие мелкой моторики, органов артикуляции;

развитие слухового внимания и слухового контроля;

развитие звукового восприятия.

Шестой этап: Введение звука в активную речь

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Развитие связной выразительной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

В структуру занятий входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- обогащение и активизация словарного запаса.


Структура занятия

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения для постановки звука:

статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».

динамические:

для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».

для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,

для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»

для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».

2. Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.

4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

5. Постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

1. свистящие С, З, Ц, С`,З`

2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3. соноры Л, Л'

4. соноры Р, Р`

6. Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

а) С, З, Ш, Ж, С, З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

7. Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию. Развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости - мягкости; по звонкости - глухости; по месту образования; по способу образования.

С-З, С-С', С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С', Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С', Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р', Р'- Л', Р-Й, Л- Л'.

8. Введение звука в активную речь. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

На всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что поможет ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.


Содержание программы групповых занятий


Коррекционная логопедическая работа состоит из трёх этапов:

I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи коррекционного обучения детей:

  • развитие понимания речи;

  • активизация речевой деятельности;

  • коррекция дефектов звукопроизношения

  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • развитие навыков самоконтроля, умения планировать работу.

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить обучающихся к овладению диалогической речью.

Развитие произносительной стороны речи

Учить различать речевые и неречевые звуки. Учить определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Учить вызывать отсутствующие звуки. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пэ), и из разных согласных и гласных звуков (па – то – ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та – кта, по – пто).

Лексические темы: «Лето», «Сезонные изменения в природе», «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Игрушки», «Школа», «Учебные принадлежности», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Дикие и домашние животные», «Цветы», «Комнатные растения», «Деревья», «Птицы».

Грамматические темы: «Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «Деление слов на слоги», «Твердые и мягкие согласные», «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных», «Разделительный мягкий знак», «Парные звонкие и глухие согласные», «Двойные согласные», «Ударение», «Правописание ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА».


II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

  • уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;

  • уточнять, развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много), согласовывать числительные с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов т.д.). Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -к, -еньк, -оньк. Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности \ неодушевленности. Учить навыку использования в речи прилагательных. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода. Учить понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он поет, они пишут). Учить подбирать слова к названному предмету по ассоциативному принципу (санки – зима, портфель – школа). Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал.), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т.п.). Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых и дополнений. Учить подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос. Учить изменять существительные по категории падежа. Учить называть части предмета для определения целого (спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы). Учить подбирать существительные к названию действия (варить – суп, резать –хлеб). Заучивать короткие стихи. Формировать навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих оттенки действий. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.

Лексические темы: «Сезонные изменения в природе», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Орехи», «Грибы», «Квартира. Комната», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Птицы перелетные и зимующие», «Насекомые вредные и полезные», «Рыбы».

Грамматические темы: «Безударные гласные», «Проверяемые ударением гласные», «Корень слова», «Состав слова», «Однокоренные слова», «Окончания», «Приставка», «Суффикс», «Приставки и предлоги», «Сложные слова», «Род имен существительных и прилагательных», «Изменение имен существительных по родам и числам в сочетании с прилагательными», «Изменение имен прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных», «Склонение имен существительных», «Изменение глаголов по лицам и числам».


III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи.

Задачи:

  • Развитие навыков связного высказывания.

  • Установление последовательности высказывания.

  • Отбор языковых средств для построения высказывания (доказательство, оценка и т.д.)

  • Совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

  • Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Развитие связной речи

Формировать навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений.

Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:

- с распространением предложений;

- с добавлением эпизодов;

- с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, завершения сюжета).

Заучивать стихотворения.

Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии сюжетных картинок.

Учить составлять развернутый рассказ о каком-либо событии, путем последовательного описания действий, поступков и т.д.

Формирование коммуникативных умений и навыков

Совершенствовать навык ведения диалога в зависимости от ситуации. Учить примерять на себя различные роли (ученик, учитель и т.д.). Учить соблюдать речевой этикет при общении.

Учить пользоваться различными источниками информации.

Совершенствовать навык построения предложений разных типов. Работать над интонационной выразительностью речи, культурой поведения во время разговора.

Лексические темы: «Сезонные изменения в природе», «Квартира. Комната», «Птицы перелетные и зимующие», «Насекомые вредные и полезные», «Вода в природе: реки, озера, болота», «Страна», «Воздух», «Столица Родины», «Охрана здоровья», «Правила дорожного движения».

Грамматические темы: «Повествовательные предложения», «Вопросительные предложения», «Восклицательные предложения», «Предложения с однородными членами, с союзами и, а, но и без союзов», «Связь слов в предложении».


Количество часов может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).


В результате логопедической работы к концу 4 класса учащиеся должны научиться:

-составлять рассказы, пересказы;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

- понимать и применять в речи основные лексико-грамматические категории слов;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

-оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.


Формирование УУД на логопедических занятиях


Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь слушать звучание собственной речи;

- уметь исправлять свои ошибки;

- умение подводить итоги и давать оценку ответов других учащихся;

- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

- составлять план решения учебной задачи;

- осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;

- проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении;

- управлять поведением, направленным на достижения поставленной цели;


Познавательные универсальные учебные действия:

- узнавать звуки на фоне слова, определять количество звуков в слове, последовательность и место звука в слове;

- умение правильно оформлять лексико-грамматические конструкции как в устной, так и в письменной речи;

- умение пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок, умение пересказывать по сюжетной картинке;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке;

- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- уметь отвечать на вопрос в точном соответствии с инструкцией педагога;

- применять схемы при подготовке развернутого высказывания;

- умение вести диалог по ходу учебной работы: задавать вопросы, уточнять задания, обращаться за разъяснениями к педагогу и т.д.;

- самостоятельный рассказ, овладение разговорно-диалогической речью и монологом;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать своих сверстников и вступать в диалог;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.


Требования к результатам коррекционной работы попреодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;

- сформированность лексической системности;

- умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

-овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

- понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.


Предметные результаты:

- первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонематических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи и функции.

- понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) правилах речевого этикета.

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека.

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»


Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).



В итоге логопедической работы (ФНР) происходит:

Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

- варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

- безошибочно использовать звук во всех видах речи (продолжение с. 21).


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»


Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированность речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Дефектное произношение 2 - 5 звуков, распространяющееся на одну- две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


В итоге логопедической работы (НОНР) улучшается:

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения(продолжение с. 21).


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»


Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированное речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях – несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


Основные направления работы ОНР

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения (продолжение с. 21).


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР»


Характеристики группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированное речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2 - 5 звуков, распространяющееся на одну- две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможныаграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


В итоге логопедической работы (ФФНР) происходит:

1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

- уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

- выделение его на фоне слога;

- определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

- определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

- выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель – их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической (артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении);

- придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;

- придумывание предложений с определенным количеством слов;

- распространение предложения; составление графических схем предложения;

- определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т. д. (продолжение с. 21).


В итоге логопедической работы (ОНР, НОНР, ФНР, ФФНР) происходит:

1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Формирование связной речи:

- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

-отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины).

3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

4. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале;

- определение путей и средств достижения учебной цели;

- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

- подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- соблюдение речевого этикета при общении;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!