СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи»

МОУ «Иловай-Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области










РЕФЕРАТ




Логопедическая работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения

устной и письменной речи











Учитель-логопед:

Алёхина Юлия Викторовна,

слушатель курсов переподготовки

ИПКРО по программе «Логопедия»











2010 г.

Логопедическая работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения

устной и письменной речи.


С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Чтение и письмо – сложные психофизиологические процессы. В их основе лежат механизмы взаимодействия анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового) и временных связей двух сигнальных систем. Нарушение письменной речи ребенка может быть результатом сбоя в любом из этих механизмов.

Поэтому на первый план выступает необходимость тщательного, глубокого и, вместе с тем, экономичного по времени обследования речи ребенка с целью выявления нарушенного звена и определения наиболее эффективных путей коррекционной работы.

Первичная оценка навыка письма ребенка проводится традиционными методами: с помощью анализа письменных работ, записи текстов, предложений, отдельных слов, слогов и букв под диктовку. Для определения вида дисграфии важны повторяющиеся специфические ошибки, а для оценки ее тяжести имеет значение зависимость числа ошибок от структуры текста (количества многосложных слов, длины и сложности предложения). Для оценки навыка чтения целесообразно использовать набор методик, предложенных А.Н. Корневым (Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.)

Предлагаемые им стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) и методика определения автоматизированного чтения (МОАЧ) дают достоверные результаты, легки в обработке и помогают получить данные о таких параметрах навыка чтения, как способ, скорость, правильность, автоматизированность и понимание прочитанного.

Обследование детей с помощью этого диагностического набора не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут, позволяя, помимо количественных данных, получить представление о конкретных трудностях того или иного ребенка.

Для определения стратегии коррекционной работы необходимо выяснить и состояние устной речи ребенка, слухоречевой памяти, межанализаторных связей и двигательной сферы.

Для исследования устной речи применяются традиционные логопедические методики Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой, Л.Ф. Спировой, Л.К. Марковой, С.Г. Шевченко. Данные о состоянии слухоречевой памяти, пространственных представлений ребенка, межанализаторных связей и двигательной сферы могут быть получены из заключения нейропсихолога. При отсутствии такого заключения можно воспользоваться элементами методики раннего выявления дислексии.

Например, представление о состоянии слухоречевой памяти можно получить, используя субтесты № 4 («Повторение цифр»), № 3 («Кулак - ребро - ладонь») и № 5 («Ориентировка вправо - влево»), наглядно демонстрирующие состояние пространственных представлений ребенка и мелкой моторики. Для определения состояния зрительно-моторных и слухо-моторных координаций используется субтест № 2 «Ритмы», причем ритмический рисунок предъявляется не только на слух, но и визуально. При необходимости проводится и исследование составляющих сложных психофизиологических процессов письма и чтения с использованием элементов методики нейропсихологической диагностики детей.

В результате комплексного и разностороннего исследования ребенка определяется структура нарушения письменной речи, ее слабые составляющие. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, использование каждого из которых определяется основной целью и его местом в общей системе логопедической работы.

В зависимости от выбранной стратегии коррекционного процесса он может идти по следующим направлениям:

– формирование правильного звукопроизношения;

– развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

– активизация и обогащение словарного запаса;

– развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;

– формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста;

– совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);

– развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с мозаикой).

В логопедическую коррекцию включаются задания разных уровней.

Работа с буквами

Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.

Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.

Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.

«На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул.

Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.

Обведение букв по трафарету.

Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

Работа со слогами

Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Составление слоговых схем.

Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).

Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).

Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.

Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком.

Работа со словами

Отгадывание ребусов.

Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).

Деление слов на слоги с выделением ударного слога.

Подбор слов к звукослоговым схемам.

Подбор родственных слов к заданному слову.

Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»).

Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»).

Чтение слов в обратном порядке («сон - нос»).

Составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»).

Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.

«Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот).

Работа со словосочетаниями

Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.

Подбор существительных к прилагательным.

Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.

Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»- «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т.д.);

подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).

Сочетание существительного с числительным.

Работа с предложением

Составление предложений по схемам.

Выделение границ предложений в тексте.

Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик».

Составление предложений с заданным количеством слов.

Работа с текстом

Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками.

Составление двух текстов из набора предложений.

Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам.

Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения.

Сочинение сказок, рассказов.


Речевая симптоматика дисграфии.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и «Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный" характер письма детей. При этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" – полумесяц и т.д.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, долой бисерную цепочку буковок, да здравствует размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

Как научить.

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам, по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую все логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, следует проверить, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков(чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что родители должны быть бдительными.

Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии.

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю","д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка".

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следить, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.



















Литература



Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. – М.: Астрель: Транскнига, 2005


Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, Волгоград: панорама, 2007


Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007


Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003


Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991


Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1975


Русский язык: Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы / автор-составитель Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007


Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. М., «Просвещение», 1978