«Логопедическая ритмика как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР»
На современном этапе перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоят новые образовательные задачи, решение которых требует изучения и глубокого осмысления эффективного педагогического опыта, наиболее успешных воспитательных практик. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу увидеть основу реальных возможностей своей деятельности, пути её развития и совершенствования.
В последние время внимание педагогов, учителей-логопедов сконцентрировано на увеличении количества детей с проблемами речи. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, не всегда приносят, желаемые результаты. Одной из доступных и универсальных форм коррекции речевой и психомоторной функции детей является логопедическая ритмика.
Разными авторами даются всевозможные варианты использования логоритмики в коррекционно-логопедическом процессе.
О существенности логопедической ритмики для преодоления ОНР у дошкольников написаны работы следующих ученых- исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова Г.А.. Все эти авторы выделяли влияние ритма на психические процессы речи.
Шашкина Г.Р. в учебном пособии «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» концентрирует внимание учителей- логопедов на преодоление ОНР с помощью логоритмики. Автор нацеливает взгляд на факт того, что вместе с развитие психофизической и моторной сфер логоритмика содействует развитию грамматического строя речи, формированию связной речи у дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционно- логопедических мероприятий
Потребность в общении возникает очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка. Способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. Отсутствие или недостаток общения приводит к замедлению психических процессов. Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у детей с общим недоразвитием речи ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового уровня. Такие дети понимают значения многих слов, но употребление их в собственной речи вызывает большие затруднения.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, как следствие, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Таким детям сложно социализировать в детском коллективе. При попытках общения со сверстниками наблюдаются вспышки агрессивности, так как общение не приводит к успеху.
Данные проблемы направили нас на необходимость создания и реализации проекта по использованию логопедической ритмики на групповых занятиях с детьми с общим недоразвитием речи. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики, являются речь, музыка и движение. Это комплекс двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Структура занятий с использованием логоритмики включает в себя развитие памяти, внимания, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Логоритмика так же может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Виды упражнений логопедической ритмики:
ходьба, прыжки;
упражнения на развитие дыхания, голоса;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание и память;
счетные упражнения;
упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов, тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Логопедическая ритмика — наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
Проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
Преодолеть речевой негативизм.
Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Целевая группа:
дети старшей группы с общим недоразвитием речи группы «Гномики»
Участниками проекта являются:
Логопед;
Музыкальный руководитель;
воспитатели;
родители.
Тип проекта: долгосрочный - октябрь 2022 года – апрель 2023 года
Этапы реализации.
Проект был реализован в три этапа.
Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала;
- подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание картотек речевых подвижных и пальчиковых игр.
Основной.
1.Содержание деятельности логопеда:
- Разучивание логоритмических упражнений с детьми и использование их на занятиях.
-Разработка конспектов занятий по лексическим темам с использованием логопедической ритмики;
- Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста.
- Проведение мастер класса для педагогов на тему: «Логоритмика — один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи»
2. Содержание деятельности музыкального руководителя:
- Подбор музыки и музыкально-ритмических движений.
3. Содержание деятельности воспитателя:
- Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- Закрепление изученного материала.
4. Содержание деятельности родителей:
- Закрепление изученного материала по заданию логопеда и воспитателей в процессе повседневного общения с ребенком;
- Проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
Заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта.
Занятия по лексическим темам с использованием логопедической ритмики проводятся 1 раз в неделю, фронтально с группой детей, продолжительность 25 минут в игровой форме с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков детей. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
На основном этапе в работу были включены следующие виды упражнений по логоритмике:
- вводные упражнения (ходьба и марш в разнообразных направления);
- приемы на совершенствование артикуляционного аппарата, голоса и дыхания;
- упражнения, регулируемые тонус мышц;
- приемы активизации внимания;
- упражнения счета;
- упражнения, вырабатывающие чувство музыкального ритма, темпа;
- пение;
- упражнения ритмического содержания;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- упражнения для воспитания творческой инициативы;
- дыхательная гимнастика;
- чистоговорки ;
- речевые игры;
- ритмические игры;
- пальчиковые игры и сказки;
- элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах;
- театральные этюды;
- подвижные игры, хороводы, физминутки;
- кинезиологические упражнения.
В рамках проекта были разработаны конспекты занятий, в соответствии с календарно – тематическим планированием: (Приложение 1)
Октябрь2022г. ,1-я неделя Осень. Деревья.
Октябрь2022г. ,2-я неделя Огород. Овощи.
Октябрь2022г., 3-я неделя Сад. Фрукты.
Октябрь 2022г. ,4-я неделя Лес. Грибы и ягоды.
Ноябрь 2022г., 1-я неделя Игрушки
Ноябрь 2022г., 2-я неделя Одежда
Ноябрь 2022г., 3-я неделя Обувь
Ноябрь 2022г., 4-я неделя Мебель
Декабрь 2022г., 1-я неделя Кухня. Посуда.
Декабрь 2022г., 2-я неделя Зима. Зимующие птицы.
Декабрь 2022г., 3-я неделя Комнатные растения
Декабрь 2022г., 4-я неделя Новогодний праздник
Январь 2023г., 2-я неделя Домашние птицы
Январь 2023г. ,3-я неделя Домашние животные и
их детеныши
Январь 2023г. ,4-я неделя Дикие животные и их
детеныши
Февраль 2023г. ,1-я неделя Профессии. Продавец.
Февраль 2023г. ,2-я неделя Профессии. Почтальон.
Февраль 2023г. ,3-я неделя Транспорт
Февраль 2023г. ,4-я неделя Профессии на транспорте
Март 2023г. ,1-я неделя Весна
Март 2023г. ,2-я неделя Мамин праздник.
Март 2023г. ,3-я неделя Первые весенние цветы
Март 2023г. ,4-я неделя Цветущие комнатные растения
Апрель 2023г. ,1-я неделя Дикие животные весной
Апрель 2023г. ,2-я неделя Домашние животные весной
Апрель 2023г. ,3-я неделя Птицы прилетели
Апрель 2023г. ,4-я неделя Насекомые
Для родителей были проведены консультации о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста. (Приложение 2)
Также для педагогов был проведен мастер – класс на тему: Логоритмика — один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: телевидение, компьютеры и телефоны! Поэтому педагогам приходится применять более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук, музыку и движения… Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.
Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений о
Задачами логоритмики являются:
• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать музыкальный слух и ритм. (Приложение 3)
В ходе проделанной работы был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов.
Использование элементов логоритмики позволило:
вызвать у детей с общим недоразвитием речи желание общаться;
сформировать умение высказывать свое мнение;
учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи;
развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности,
использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом;
во время автоматизации и дифференциации звуков быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь;
способствовало развитию коммуникативных способностей.
В результате применения в коррекционно-логопедической работе логоритмики у дошкольников с ОНР прослеживается положительная динамика речевого развития, повышается эмоциональный настрой, улучшается общение со сверстниками.
Литература:
1. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М. ,2005.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.
3. В. А. Ракитина, Е. Н. Рыжанкова. Логопедическая азбука. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Научно-методический журнал Логопед. №6 - 2004 г. Стр. 80 – 89.
5. Научно-методический журнал Логопед. №5 - 2004 г. Стр. 71 – 80.
6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2004.
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1998.
8. И. С. Лопухина. Логопедия. Звуки-буквы-слова. СПб, 2001.
9. И. С. Лопухина. Логопедия. Речь-ритм-движение. СПб, 2001.
10. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.
11. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2005.
12. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.
13. О. А. Новиковская. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. СПб, 2005.
14. В. Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. Сборник упражнений. М., 2005.