ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Игнатенко Ю.И., учитель-логопед,
ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р.Сергиевский
В обучении и воспитании детей, имеющих нарушения речи, немаловажную роль играет реализация принципа комплексности коррекционного воздействия, который предполагает взаимосвязанную, слаженную работу специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля, а также родителей. Это становится возможным благодаря деятельности в ОУ психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), объединяющего учителей, педагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинских специалистов с целью сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
В этом под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания,
социализации детей с нарушениями речи.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся с речевой патологией являются:
систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
Чрезвычайно актуальна для современной системы образования, нацеленной на создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л. С. Выготского о необходимости создания для каждого ребенка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей. Его идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии актуальны и сегодня:
-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
- индивидуализация воспитательных приемов и методов;
- создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи;
- ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;
- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.
Определяя цели и задачи коррекционной работы в ОУ, И. В. Дубровина подчеркивает, что они отражают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: «… не ребенка подгонять, корректируя под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения детей» [5], с. 13.
Коррекционная работа – это сложный вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дубровина и. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М., 1999, [5],с.13
2.Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – м.:ТЦ Сфера, 2005.
3.Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2006.
4.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ,
2003.
5.Овденко Н. Б. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья, 2005_2006.
6.Стебенева Н. В., Страхова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детейлогопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий. /http: // festival. 1 september.ru. / 2005_2006. Раздел «Школьная психологическая служба».