Логопедическая викторина
«Словесная мозаика» для обучающихся 1 - 4 классов коррекционной школы.
Речевое недоразвитие занимает большое место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Недостаточная сформированность речи умственно отсталых школьников существенно влияет на дальнейшую адаптацию, социализацию, т.к одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию через речь.
В связи с недоразвитием всех психических процессов, речь умственно отсталого ребенка с самого начала развивается на патологической основе и характеризуется нарушением всех компонентов: недостаточная координация движений органов артикуляции, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, бедность словарного запаса, несформированность грамматической стороны и связной речи, нарушение письма и чтения.
Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких результатов необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Уроки «Занимательная логопедия» провожу как итоговое занятие после прохождения тематического раздела программы, а также в конце четверти или учебного года. Это различные конкурсы, викторины, олимпиады, логопедические утренники и др.
Викторина – это одна из форм проведения внеклассного занятия. Роль викторины заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности обучающегося, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений.
Викторина «Логопедическая мозаика» составлена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 и 3-4 классов и проведена в рамках предметной недели. Для участия в викторине каждый учащийся получил рабочий лист, на котором выполнял задания. После подведения итогов, дети награждены дипломами призеров и участников.
Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания учащихся о звуках и буквах;
Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
Коррекционно-развивающие:
Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память;
Обогащение словарного запаса, развитие и активизация связной речи;
Коррекционно-воспитательные:
Прививать интерес к логопедическим занятиям;
Воспитывать умение работать в коллективе, объективно оценивать свою работу и работу товарищей, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения.
Викторина для 1-2 класса.
1. Игра «Крестики - нолики».
Я буду читать предложение. Если оно верное, то вы поставите +, если не верное, то поставите 0.
Волк живёт в своей норе,
А жучки живут в коре.
Спят ночами утки
В конуре иль будке.
Весною из берлоги
Выходят носороги.
Для того, кто не здоров,
Вызывают докторов.
У волчонка страшный папа –
Это мишка косолапый.
Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в кружочек.
Пчёлка мчится пулей
В дом родимый – улей.
Заячья шубка вся белого цвета –
Значит, в лесу уж хозяйствует лето.
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось две.
2. Назовите предметы на картинке. Назовите их общим словом. Отгадайте загадку. Обведите отгадку.
Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.
3. Назовите предметы на картинке. Назовите их общим словом.
- Как вы понимаете слово чаепитие?
- Зачеркните предмет, который не нужен во время чаепития.
4. Раскрась буквы гласных звуков красным карандашом, а буквы согласных звуков – синим.
5. Обведите предметы, которые начинаются с гласного звука, подчеркните предметы, которые начинаются с согласного звука.
6. Соедини точки по порядку. Какие буквы у тебя получились?
7. Подчеркни буквы, которые нужны для составления слова ДОМ, ЛУК.
Викторина для 3-4 класса.
1. Разминка. Игра «Он – она»
Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она …..
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
Еж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она …..
Ну, конечно же, лошадка.
Все у нас пока что гладко.
Он тигр – она тигрица.
Он осел – она ослица.
Он козел – она ….
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за»?
Он лев – она львица.
Он волк – она волчица.
Он кенгуру – она …
Ну, конечно же, кенгуру.
Продолжаем мы игру.
Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она ….
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он воробей – она воробьиха.
Он комар – она комариха.
Он гусь – она ….
Не гусиха, а гусыня.
Знайте это все отныне.
Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она ….
Ну, конечно же, овца. Доиграли до конца.
2. Игра «Крестики - нолики».
Я буду читать предложение. Если оно верное, то вы поставите +, если не верное, то поставите 0.
1. У жилета есть рукав?
2. На Луне есть города?
3. Двойка – это беда?
4. Есть у женщин борода?
5. Будет вечером рассвет?
6. В радуге есть фиолетовый цвет?
7. Форма круга у монет?
8. После пятницы среда?
9. Едут лыжи без следа?
3. Обвести картинки, названия которых начинается с согласного звука.
4. Закрасить слова, которые обязательно пишутся с большой буквы.
5. Подбери слова с противоположным значением для каждой картинки. Зачеркни лишнее слово.
Холодный, черный, глубокий, низкий.
6. Прочитай и запиши слова. Буквы в слове уменьшаются от самой большой до самой маленькой.
_______________ _________________ ________________ _____________________
7. Переставь буквы так, чтобы получилось новое слово.
8. Раскрась фигуры в соответствии с заданием.
При подготовке викторины использовался материал с интернет-ресурсов
www.dumschool.ru
deviantart.com
clipart-library.com
ru.pinterest.com
lifegaming.ru
kasheloff.ru
stihi.ru
yandex.ru