РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи
для 1класса
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: -Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; -Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.; -Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; -Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;-программы Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи.
Курс ориентирован на учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
-развивать звуковую сторону речи, формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
-развивать артикуляционную моторику и навыки самоконтроля произносительной стороны речи;
-развивать мелкую моторику;
-развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Оценка качества освоения программы
В конце учебного года проходит итоговое занятие.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
-развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи;
-развитие артикуляционной моторики, чувства ритма;
-слухового восприятия.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы:
-практические занятия с элементами игр и игровых моментов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц, скороговорок, рифмовок, ребусов, сказок и кроссвордов.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры в кругу).
Основные методы: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития обучающихся.
Принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Тематическое планирование:
Формирование артикуляционной базы речи(4ч)
Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале(30ч)
Список литературы
1)Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1,2.-М., «Владос», 2013.
2)Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов.-М., «Владос», 2015.
3)Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М., «Просвещение», 1999.
4)Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М., «Сфера», 2007.
5)Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М., "Владос", 2005.
5)Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития» 2000.
6)Мисаренко Г.Г. Обучение фонематическому анализу в 1 классе.-М., «Сфера», 2008.
7)Невская В.П. Речевые игры и упражнения.-М., «Сфера», 2013.
Перечень оборудования
1.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
2.ПК;
3.Проектор;
4.Экран;
5.Магнитно-маркерная доска;
6.Маркеры;
7.Указка;
8.Магниты.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма организации учебных занятий (контрольные, тесты, практические, лабораторные) | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) |
| Формирование артикуляционной базы речи | 4 | | | |
1,2 | Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. Выработка умения узнавать и различать фонемы. Формирование артикуляционных умений и навыков. Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в ряду. | 2 | | | |
3,4 | Подготовительные артикуляционные упражнения. Упражнения на дыхание. Вызывание звука по подражанию. Пальчиковая гимнастика. | 2 | | | |
| Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале | 22 | | | |
5,6 | Постановка свистящей группы звуков (звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц]) | 2 | | | |
7 | Автоматизация свистящей группы звуков в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. | 1 | | | |
8 | Автоматизация свистящей группы звуков в словах, словосочетаниях и предложениях. | 1 | | | |
9,10 | Автоматизация свистящей группы звуков в текстах. | 2 | | | |
11 | Дифференциация свистящей группы звуков. | 1 | | | |
12-14 | Постановка шипящей группы звуков (звуки [ш], [ж], [ч], [щ]) | 3 | | | |
15 | Автоматизация шипящей группы звуков в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. | 1 | | | |
16 | Автоматизация шипящей группы звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | 1 | | | |
17 | Дифференциация шипящей группы звуков. | 1 | | | |
18 | Постановка сонорной группы звуков (звуки [л], [л']) | 1 | | | |
19 | Автоматизация сонорной группы звуков звуков в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. | 1 | | | |
20 | Автоматизация сонорной группы звуков в словах, словосочетаниях и предложениях. | 1 | | | |
21 | Автоматизация сонорной группы звуков в текстах. | 1 | | | |
22 | Постановка сонорной группы звуков (звуки [р], [р']) | 1 | | | |
23 | Автоматизация сонорной группы звуков в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков | 1 | | | |
24 | Автоматизация сонорной группы звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | | | |
25 | Дифференциация сонорной группы звуков | 1 | | | |
26 | Итоговое занятие | 1 | | | |
| Итого: | 26 | | | |