Логопедические распевки, как средство профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Выделяют несколько уровней нарушенного произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.
Существенную помощь в решении этой сложной задачи могут оказать специально подобранные упражнения, распевки, которые позволяют эффективно добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы речеобразования, а также развития речи в целом.
Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, построенные на коротких, повторяющихся мелодиях. Детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок - распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Логопедические распевки развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Сидеть во время пропевания дети не должны, обязательно должны быть движения.Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма.
Дети дошкольного возраста с удовольствием разучивают и поют логопедические песенки, так как каждая из них это не только чисто спетая мелодия и работа над звуком, дикцией – это веселая игра перевоплощений в различные образы. Пропевание логопедических песенок помогают ребенку развивать речь.
Логопедические распевки
ЖУК
Дети обращаются к «жуку» со словами:
- Жук, жук, пожужжи,
- Что ты видел – расскажи.
Жу – жу – жу! Жи – жи – жи!
Пожужжи и расскажи! (2 раза)
Жук:
1.- Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о лете расскажу! (2 раза)
На повторный ответ «жука» дети подпевают вторую строчку ответа и вновь обращаются к «жуку» с той же просьбой.
Жук:
2. - Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о речке расскажу! (2 раза)
Жук:
3. - Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о травке расскажу! (2 раза)
Жук:
4. - Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о солнце расскажу! (2 раза)
Песенка спета. «Жук» становится перед сидящими детьми и говорит:
Над цветочками летал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»
Возле реченьки бывал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»
Я под солнышком летал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»
Деток маленьких видал…
Дети: «Все жужжал, жужжал, жужжал!»
КОМАР
Ко-мар ле-тит
И пи-щит, пи-щит.
Ой, лови!
Ой, лови!
Не то
Спрячется!
Хлоп!
КУЗНЕЦЫ
Во ку- во куз-ни-це,
Во ку- во куз-ни-це,
Во куз-ни-це молодые
Кузнецы.
Во куз-нице молодые
Кузнецы.
КОШКА
Кошка – кошечка,
Кошка – кошечка,
Спой нам песенку скорее,
Спой немножечко! (2 раза)
Мяу – мяу!
Мяв!
Мяу- мяу – у!
Мяв!
ШТАНИШКИ
Для маленького Пашки
Наташа шьет штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках – мышки.
ЕРШ
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша.
МЫШКА
Шишку мышка тянет в норку,
Чтобы делать там уборку.
Шишкой мышка скоблит пол,
Будет гладким пол, как стол.
КОШКА И МЫШКА
Кошка мышку не поймала,
Мышка в норку убежала
И от страха там дрожит,
Кошка мышку сторожит.
ГОЛОЛЕД
Я песком посыплю густо
Всю дорожку у ворот,
А еще ступеньки, спуски,
Потому что – гололед.
ЭТО Я
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп – хлоп.
Это ножки. Топ – топ.
Ой, устали, вытрем лоб.
Показывают пальцем сначала на левый глаз, потом – правый.
Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши.
Кладут ладони на бедра, потом два раза топают.
Правой ладонью проводят по лбу.
БАРБОС
На дворе рычит Барбос,
Р – р – р!
Он гоняет рыжих ос!
Р – р – р!
От чего рычит Барбос?
Р – р – р!
Осы жалят его в нос!
Р – р – р!
КОЗЛЯТА
На полянке два козленка
Ждут козу и блеют звонко.
Тебя ждут два сынка,
Дай им мама молока.
ПЛАТОЧЕК
Вот как (Маша) пляшет
И платочком машет.
Весело, весело!
Очень даже весело!