СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический массаж. Этапы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедический массаж. Этапы работы.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический массаж. Этапы работы.»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Массаж

  • Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.
  • Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Цель и задачи Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является: – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; – стимуляция положительных кинестезии; – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); – увеличение силы мышечных сокращений; – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Цель и задачи

  • Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:
  • – нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • – устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  • – стимуляция положительных кинестезии;
  • – улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • – увеличение силы мышечных сокращений;
  • – активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
три комплекса массажа I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия). III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

три комплекса массажа

  • I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).
  • II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).
  • III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

Структура индивидуального занятия

  • I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:
  • ♦ Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.
  • ♦ Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцептивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П.К. Анохиным.
  • ♦ Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.
  • ♦ Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.
  • ♦ Нормализация просодии, т.е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)
  • ♦ Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н.А., Кольцовой М.М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т.к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.
Структура индивидуального занятия II блок, основной. В него входят следующие направления: ♦ Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов). ♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции. ♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции. ♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами. ♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях. ♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте. ♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры. ♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

Структура индивидуального занятия

  • II блок, основной. В него входят следующие направления:
  • ♦ Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).
  • ♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
  • ♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
  • ♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами.
  • ♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
  • ♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.
  • ♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры.
  • ♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.
Структура индивидуального занятия III блок, домашнее задание. Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия: – развитие стереогенеза (т.е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре); – развитие конструктивного праксиса; – формирование пространственных представлений; – формирование графомоторных навыков и т.д.

Структура индивидуального занятия

  • III блок, домашнее задание.
  • Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:
  • – развитие стереогенеза (т.е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
  • – развитие конструктивного праксиса;
  • – формирование пространственных представлений;
  • – формирование графомоторных навыков и т.д.
определение Стертая дизартрия (МДР)– речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения ц.н.с МДР – минимальные дизартрические расстройства.

определение

  • Стертая дизартрия (МДР)– речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения ц.н.с
  • МДР – минимальные дизартрические расстройства.
Комплексный метод – медицинское воздействие : - укрепление цнс – психолого-педагогическая помощь :– развитие сенсорных функций; – уточнение пространственных представлений; – формирование конструктивного праксиса; – развитие высших корковых функций – стереогноза; – формирование тонких дифференцированных движений в руках; – формирование познавательной деятельности; – психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. – логопедическая работа : -коррекция произносительной и прос одической стороны речи.  Логопедическая работа при стертой дизартрии (МДР) предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Комплексный метод

  • – медицинское воздействие : - укрепление цнс
  • – психолого-педагогическая помощь :– развитие сенсорных функций;
  • – уточнение пространственных представлений;
  • – формирование конструктивного праксиса;
  • – развитие высших корковых функций – стереогноза;
  • – формирование тонких дифференцированных движений в руках;
  • – формирование познавательной деятельности;
  • – психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
  • – логопедическая работа : -коррекция произносительной и прос одической стороны речи.

Логопедическая работа при стертой дизартрии (МДР) предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Структура дефекта Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания

Структура дефекта

  • Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания
 патологические Особенности артикуляционного аппарата   Особенности артикуляционного аппарата У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичностъ (вялость) Спастичность (напряженность) Гиперкинезы, Девиация, Дисфагия, Апраксия, Гиперсаливация, Атаксия

патологические Особенности артикуляционного аппарата

  • Особенности артикуляционного аппарата
  • У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.
  • Паретичностъ (вялость)
  • Спастичность (напряженность)
  • Гиперкинезы, Девиация, Дисфагия,
  • Апраксия, Гиперсаливация, Атаксия
Звукопроизношение.  Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность.  Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка.  При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить.  Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается.  Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков.  Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.  Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков.  Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

Звукопроизношение.

  • Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность.

  • Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка.

  • При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить.

  • Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается.

  • Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков.

  • Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
  • Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков.
  • Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.
Просодика Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т.к. они произносят слова скандированно, т.е. по слогам.

Просодика

  • Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен.
  • Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т.к. они произносят слова скандированно, т.е. по слогам.
Общее речевое развитие Первая группа - Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН).  Вторая группа - Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН).  Третья группа - Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры (ОНР).

Общее речевое развитие

  • Первая группа - Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН).

  • Вторая группа - Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН).

  • Третья группа - Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры (ОНР).
Логопедическая работа – 5 этапов 1  этап – подготовительный  Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений: – нормализация мышечного тонуса, – нормализация моторики артикуляционного аппарата, – нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха, – нормализация голоса, – нормализация просодики. – нормализация мелкой моторики рук.

Логопедическая работа – 5 этапов

  • 1 этап – подготовительный
  • Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:
  • – нормализация мышечного тонуса,
  • – нормализация моторики артикуляционного аппарата,
  • – нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
  • – нормализация голоса,
  • – нормализация просодики.
  • – нормализация мелкой моторики рук.
Логопедическая работа 2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков Направления: – выработка основных артикуляционных укладов, – определение последовательности работы над звуками, – развитие фонематического слуха, – постановка звука, – автоматизация, – дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

Логопедическая работа

  • 2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков
  • Направления:
  • – выработка основных артикуляционных укладов,
  • – определение последовательности работы над звуками,
  • – развитие фонематического слуха,
  • – постановка звука,
  • – автоматизация,
  • – дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
Логопедическая работа 3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков  Направления: – выработка самоконтроля, – тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

Логопедическая работа

  • 3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

  • – выработка самоконтроля,
  • – тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
Логопедическая работа 4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений 5 этап – подготовка к обучению в школе  Направления: – формирование графомоторных навыков, – развитие связной речи, – развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Логопедическая работа

  • 4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений
  • 5 этап – подготовка к обучению в школе

Направления:

  • – формирование графомоторных навыков,
  • – развитие связной речи,
  • – развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия». Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную медицинскую подготовку на курсах повышения квалификации для изучения топографии точек.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

  • Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия».
  • Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную медицинскую подготовку на курсах повышения квалификации для изучения топографии точек.
Схема расположения точек при точечной электростимуляции артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой

Схема расположения точек при точечной электростимуляции артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой

Таблица Звуки по участию их  в образовании Точки,  голоса на которые  следует проводить  воздействие   Звуки  по месту образования  Звонкие  Губные (м, б) 1 а, 4  Губно-зубные (в)  1а  Переднеязычные (з, ж)  2в,4  Переднеязычные (л, р, д) 26,4  Среднеязычные (сочетание звуков й + ё –j)  2а    Заднеязычные (г) 2а, 4   Глухие Губные (п) 1а  Губно-зубные (ф) 1а  Переднеязычные (т, ц, ч, ш, щ, с) 26  Заднеязычные (х, к) 2а                 Лабиализация 1б,3

Таблица

  • Звуки по участию их  в образовании Точки,
  • голоса на которые
  • следует проводить
  • воздействие
  • Звуки
  • по месту образования
  • Звонкие
  • Губные (м, б) 1 а, 4
  • Губно-зубные (в)
  • Переднеязычные (з, ж) 2в,4
  • Переднеязычные (л, р, д) 26,4
  • Среднеязычные (сочетание звуков й + ё –j)
  •   Заднеязычные (г) 2а, 4

  • Глухие Губные (п) 1а
  • Губно-зубные (ф) 1а
  • Переднеязычные (т, ц, ч, ш, щ, с) 26
  • Заднеязычные (х, к) 2а
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Лабиализация 1б,3
1. Комплекс упр.логопедического  массажа при ригидном синдроме целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя, создание положительных кинестезий. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу. Движения должны начинаться с расслабления шеи, быть легкими, вибрирующими, к центру лица .

1. Комплекс упр.логопедического массажа при ригидном синдроме

  • целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя, создание положительных кинестезий. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу. Движения должны начинаться с расслабления шеи, быть легкими, вибрирующими, к центру лица .
2. Комплекс упражнений логопедического массажа при гиперкинезах Необходимо сначала расслабить руки и шею. Массаж расслабляющий к центру лица должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц.

2. Комплекс упражнений логопедического массажа при гиперкинезах

  • Необходимо сначала расслабить руки и шею. Массаж расслабляющий к центру лица должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц.
3 Комплекс упр.логопедического массажа при паретическом синдроме   Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся от центра лица интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

3 Комплекс упр.логопедического массажа при паретическом синдроме

  • Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся от центра лица интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.
  • Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
Черепно-мозговые нервы, участвующие в моторном речевом акте   В моторном речевом акте непосредственное участие принимают пять пар черепно-мозговых нервов: V пара — тройничный нерв; VII пара — лицевой нерв; IX  пара — языкоглоточный нерв; X  пара — блуждающий нерв;  XII пара — подъязычный нерв.

Черепно-мозговые нервы, участвующие в моторном речевом акте

  • В моторном речевом акте непосредственное участие принимают пять пар черепно-мозговых нервов:
  • V пара — тройничный нерв;
  • VII пара — лицевой нерв;
  • IX пара — языкоглоточный нерв;
  • X пара — блуждающий нерв; XII пара — подъязычный нерв.

Тройничный нерв (V пара)

  • Тройничный нерв (V пара) — смешанный, так как он содержит двигательные и чувствительные волокна. Тройничный нерв имеет три ветви:
  • первая, верхняя ветвь называется глазничный (лобный) нерв, выходит из черепа через верхнюю глазничную щель, иннервирует кожу лба,передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла глаза, спинки носа, глазного яблока, слизистой оболочки верхней части полости носа;
  • вторая ветвь называется верхнечелюстной (подглазничный) нерв, выходит из черепа через круглое отверстие в области щеки под скуловой костью, иннервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щеки, верхней губы, верхней челюсти и ее зубов, слизистой оболочки нижней части носовой полости.
  • третья ветвь называется нижнечелюстной (подбородочный) нерв, выходит через овальное отверстие нижней челюсти, иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и ее зубы, подбородок, слизи­стую оболочку щек, нижней части ротовой полости и языка. В состав третьей ветви тройничного нерва входят также двигательные волокна, иннервирующие жевательные мышцы, которые осуществляют произвольные движения нижней челюсти.
  • Определить объем движений и силу мышц, иннервируемых двигательными волокнами тройничного нерва, поможет следующий тест.
  • Нужно положить пальцы обеих рук на область жевательных и височных мышц ребенка и попросить его воспроизвести жевательные движения. На пораженной стороне жевательные мышцы напрягаются слабее. Визуально отмечается отклонение нижней челюсти при открывании рта. Снижение функции этих нервов влечет за собой вялость мышц челюсти, вследствие чего рот широко не открывается, губы плотно не смыкаются , ребенок медленно пережевывает пищу.

Лицевой нерв (VII пара)

  • Лицевой нерв (VII пара) — двигательный, иннервирует мимические мышцы и мышцы ушных раковин.
  • Установить функциональное состояние верхних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов, определяющих объем и силу отдельных мышц лица. Нужно предложить ребенку:
  • поднять и нахмурить брови (в норме складки на лбу должны быть выражены равномерно, а брови смещены к средней линии);
  • закрыть, а затем зажмурить глаза (в норме они закрываются и зажмуриваются равномерно);
  • закрывать и открывать глаза поочередно.
  • О поражении верхних ветвей лицевого нерва свидетельствуют следующие признаки: неравномерность глазных щелей, невозможность морщить лоб, поднимать и нахмуривать брови, зажмуривать глаза с силой. Иногда наблюдается неполное смыкание век (лагофтальм).
  • Установить функциональное состояние нижних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов, определяющих объем и силу отдельных мышц лица.
  • Ребенку нужно предложить:
  • оскалить зубы;
  • надуть щеки;
  • посвистеть («задуть свечку»).
  • При периферическом парезе лицевого нерва отмечается сглаживание носогубной складки , рот перетянут в противоположную (здоровую) сторону . При надувании щек на пораженной стороне щека «парусит», т.е. менее напряжена.

Языкоглоточный (IX пара) и блуждающий (X пара) нервы

  • Языкоглоточный (IX пара) и блуждающий (X пара) нервы — нервы смешанного порядка.
  • Исследуются они одновременно, так как совместно обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию мышц глотки (при актах глотания и чихания, кашлевом и рвотном рефлексах), гортани, надгортанника, мягкого неба (при фонации).
  • Двигательные волокна этих нервов иннервируют поперечно-полосатые мышцы мягкого неба, сжиматели глотки, все мышцы гортани. (Двигательные волокна языкоглоточного нерва самостоятельно иннервируют лишь шилоглоточную мышцу, а двигательные волокна блуждающего нерва — мышцы мягкого неба и голосовых связок.)
  • Функциональное состояние двигательных волокон этих нервов исследуют, оценивая характер сокращения мышц мягкого неба, глотательных движений, фонации. Чтобы определить характер сокращения мышц мягкого неба у ребенка, его просят произнести звук Э, сначала медленно, а затем несколько раз отрывисто, широко открыв рот, как при произнесении звука А. Если поражение нервов мягкого неба отсутствует, то маленький язычок, расположенный посередине небных дужек, несколько поднимается вверх.
  • При поражении языкоглоточного нерва отмечается нарушение глотания.
  • При одностороннем поражении блуждающего нерва небная занавеска на стороне поражения несколько опущена, а маленький язычок отклоняется в противоположную (здоровую) сторону . Одновременно у ребенка наблюдается изменение голоса (гнусавость, охриплость ), слегка нарушается глотание и возникает поперхивание во время еды , иногда жидкая пища попадает в нос. При двухстороннем поражении блуждающего нерва эти симптомы выражены в резкой степени.

Подъязычный нерв (XII пара)

  • Подъязычный нерв (XII пара) — двигательный нерв, иннервирует поперечно-полосатые мышцы языка и, в частности, подбородочно-язычные мышцы, при помощи которых язык высовывается изо рта вперед.
  • Поражение нерва или его ядра в стволе головного мозга вызывает периферический парез соответствующей половины языка. При этом наблюдается атрофия мышц языка (истончение его паретичной половины), гипотония (язык тонкий, распластанный, удлиненный), отклонение языка при высовывании изо рта в сторону пареза, фибриллярные подергивания . Движения языка в пораженную сторону ограничены или невозможны.
  • Определение силы и объема движения языка производят при его высовывании вперед, движениях в стороны и вверх. При одностороннем поражении подъязычного нерва кончик языка девиирует в сторону пораженного нерва.
  • Двустороннее поражение подъязычного нерва приводит к глоссоплегии и анартрии, при этом затруднен прием твердой и жидкой пищи.
  • При поражении блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов или их ядер возникает бульварная дизартрия.
  • При двустороннем поражении кортико-бульбарных путей к ядрам блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов возникает псевдобульбарная дизартрия .
 мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы)   Мимические мышцы располагаются симметрично вокруг отверстий рта, носа, ушей, глазницы и образуют сфинктеры (замыкатели) и дилятаторы (расширители) этих отверстий. Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа. Щечные мышцы — тянут угол рта в сторону (в улыбке). Мышцы, поднимающие углы рта. Малые скуловые мышцы — вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивают угол рта латерально. Большие скуловые мышцы — оттягивают угол рта латерально. Мышцы, опускающие углы рта. Мышца гордецов — образует поперечные складки над переносицей. Круговая мышца рта — закрывает рот.

мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы)

  • Мимические мышцы располагаются симметрично вокруг отверстий рта, носа, ушей, глазницы и образуют сфинктеры (замыкатели) и дилятаторы (расширители) этих отверстий.
  • Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа.
  • Щечные мышцы — тянут угол рта в сторону (в улыбке).
  • Мышцы, поднимающие углы рта.
  • Малые скуловые мышцы — вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивают угол рта латерально.
  • Большие скуловые мышцы — оттягивают угол рта латерально.
  • Мышцы, опускающие углы рта.
  • Мышца гордецов — образует поперечные складки над переносицей.
  • Круговая мышца рта — закрывает рот.

мышцы, иннервируемые подъязычным нервом

  • Язык — массивный мышечный орган. Мышцы языка делятся на 2 группы.
  • Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого;
  • при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

  • К первой группе мышц относятся:
  • Подбородочно-язычная мышца — тянет язык вперед и вниз (высовывать язык изо рта).
  • Подъязычно-язычная мышца. Назначение — осаживать язык книзу.
  • Шилоязычная мышца. Она является антагонистом подбородочно-язычной. Втягивает язык в рот, т.е. тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.
  • Хрящеязычная мышца — тянет язык назад и вниз.
  • Ко второй группе относятся собственные мышцы языка, не имеющие сухожильной части (не прикрепляются к костям, расположены в теле языка):
  • Верхняя продольная мышца — располагается под слизистой оболочкой верхней поверхности языка. При сокращении укорачивает язык и загибает кончик его кверху.
  • Нижняя продольная мышца — сокращаясь, укорачивает язык, сгорбливает его и загибает кончик книзу.
  • Поперечная мышца — начинается от срединной перегородки языка и оканчивается в слизистой боковых краев языка. Уменьшает поперечный размер языка (суживает и заостряет его)
  • Вертикальная мышца — берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и оканчивается в области спинки языка, уплощает язык.
  • Веерная мышца — «веер» расходится от подъязычной уздечки в разные стороны.
Обследование жевательно-артикуляционных мышц Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. В норме нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок жалуется на усталость, боль в области скул. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить 5 раз. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.  Потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

  • Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. В норме нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок жалуется на усталость, боль в области скул.
  • Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить 5 раз.
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
  • Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
  • Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5. Потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.
Обследование мимико-артикуляционных мышц   Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз. Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз. Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать • положение под счет от 1 до 5. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мимико-артикуляционных мышц

  • Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
  • Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
  • Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.
  • Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.
  • Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.
  • При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать • положение под счет от
  • 1 до 5.
  • Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц языка

  • Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
  • Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5.
  • Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз.
  • Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.
  • Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить 5 раз.
  • Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.
  • Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.
  • Открыть рот и сделать языком «чашечку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.
  • Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы.
  • 10. Приоткрыть рот, сделать языком «трубочку». Удерживать положение под счет от 1 до 5.
Обследование мышц губ   Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ. При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, ПЬ; Б, БЬ; М, МЬ). Для обследования мышц губ предлагаются следующие упражнения: Открыть рот, сделать «оскал» под счет от 1 до 5. Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше. Сжать челюсти, сделать «хоботок» под счет от 1 до 5. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам под счет от 1 до 5.

Обследование мышц губ

  • Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ.
  • При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, ПЬ; Б, БЬ; М, МЬ).
  • Для обследования мышц губ предлагаются следующие упражнения:
  • Открыть рот, сделать «оскал» под счет от 1 до 5.
  • Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.
  • Сжать челюсти, сделать «хоботок» под счет от 1 до 5.
  • Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.
  • Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам под счет от 1 до 5.
Обследование мышц щек   Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке. Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность. Для этого необходимо обследовать щечные мышцы. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удерживать под счет от 1 до 5. Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

Обследование мышц щек

  • Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.
  • Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность.
  • Для этого необходимо обследовать щечные мышцы.
  • Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.
  • Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.
  • Втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удерживать под счет от 1 до 5.
  • Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.
Обследование мышц мягкого неба   Для обследования мышц мягкого неба предлагаются следующие упражнения: Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А — Ы. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ. Звук К — заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому небу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого неба, язычка, небных дужек, оценить активность мышц глотки. Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.

Обследование мышц мягкого неба

  • Для обследования мышц мягкого неба предлагаются следующие упражнения:
  • Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы.
  • Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А — Ы — А — Ы.
  • Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ. Звук К — заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому небу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого неба, язычка, небных дужек, оценить активность мышц глотки.
  • Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.
При гипертонусе При гипертонусе отмечается спастичность артикуляционных мышц. Мышцы напряжены, иногда болезненны. Вследствие постоянного повышения тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре отмечаются следующие изменения: язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка приподнята к твердому небу, что способствует палатализации звуков. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще больше ограничивают произвольные движения в артикуляционном аппарате. Верхняя губа растянута и прижата к деснам.

При гипертонусе

  • При гипертонусе отмечается спастичность артикуляционных мышц. Мышцы напряжены, иногда болезненны. Вследствие постоянного повышения тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре отмечаются следующие изменения: язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка приподнята к твердому небу, что способствует палатализации звуков.
  • Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще больше ограничивают произвольные движения в артикуляционном аппарате.
  • Верхняя губа растянута и прижата к деснам.
При гипотонусе При гипотонусе — мышцы вялые, излишне мягкие, повисшие: язык распластан в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, очень слаба. Нарушается произношение звуков п, пь, б, бь, т, ть, д, дъ, искажается артикуляция ш, ж, затруднено смягчение согласных. Рот открыт - исключать лорпатологию.

При гипотонусе

  • При гипотонусе — мышцы вялые, излишне мягкие, повисшие: язык распластан в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, очень слаба.
  • Нарушается произношение звуков п, пь, б, бь, т, ть, д, дъ, искажается артикуляция ш, ж, затруднено смягчение согласных.
  • Рот открыт - исключать лорпатологию.
Дистония  Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса: в покое — низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

Дистония

  • Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса: в покое — низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Нарушения артикуляционной моторики Недостаточной подвижности мышц Дискоординационные расстройства Гиперкинезы Недостаточность артикуляционного праксиса: Кинестетическая, Кинетическая диспракмия.  Для диагностики МДР - минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы. Проба 1.  Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях. Проба считается положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону. Проба 2.  Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с. закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.  

Нарушения артикуляционной моторики

  • Недостаточной подвижности мышц
  • Дискоординационные расстройства
  • Гиперкинезы
  • Недостаточность артикуляционного праксиса:
  • Кинестетическая, Кинетическая диспракмия.

  • Для диагностики МДР - минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.
  • Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.
  • Проба считается положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.
  • Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с. закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
  •  
Массаж оказывает влияние: На нервную систему На кожу и подкожножировую клетчатку На кровеносную и лимфатическую системы На мышечную систему На общий обмен веществ Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.

Массаж оказывает влияние:

  • На нервную систему
  • На кожу и подкожножировую клетчатку
  • На кровеносную и лимфатическую системы
  • На мышечную систему
  • На общий обмен веществ
  • Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.
Логопед, выполняющий массаж, должен: обладать хорошим осязательным чувством кожи; владеть техникой массажа; четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь четкое представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа; знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и переходить от одного к другому; знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов; знать показания и противопоказания к выполнению массажа.

Логопед, выполняющий массаж, должен:

  • обладать хорошим осязательным чувством кожи;
  • владеть техникой массажа;
  • четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь четкое представление о физиологическом действии отдельных приемов массажа;
  • знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и переходить от одного к другому;
  • знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов;
  • знать показания и противопоказания к выполнению массажа.
Противопоказания к проведению массажа Противопоказаниями к проведению массажа являются: наличие гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка; гематомы на массируемом участке; болезни крови и капилляров; тромбозы сосудов; острая крапивница, отек Квинке в анамнезе; онкологические заболевания; инфицированные раны; фурункулез; герпес, диатез, коньюктивит, ОРЗ; стоматит, гиперчувствительность у ребенка. Если ребенок недавно перенес ангину, массаж ему также противопоказан (после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней). И д.р.

Противопоказания к проведению массажа

  • Противопоказаниями к проведению массажа являются:
  • наличие гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;
  • гематомы на массируемом участке;
  • болезни крови и капилляров;
  • тромбозы сосудов;
  • острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
  • онкологические заболевания;
  • инфицированные раны;
  • фурункулез; герпес, диатез, коньюктивит,
  • ОРЗ; стоматит,
  • гиперчувствительность у ребенка.
  • Если ребенок недавно перенес ангину, массаж ему также противопоказан (после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней). И д.р.
Положение тела при массаже   Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже: 1.Лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно под коленями валик, носки несколько разведены. 2.Полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента. 3.Сидя на стуле с высокой спинкой и опорой ног.

Положение тела при массаже

  • Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:
  • 1.Лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно под коленями валик, носки несколько разведены.
  • 2.Полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.
  • 3.Сидя на стуле с высокой спинкой и опорой ног.
Классификация массажных приемов   Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к таким основным приемам: поглаживание, растирание, разминание, Пощипывания, Вибрация и д.р.

Классификация массажных приемов

  • Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к таким основным приемам:
  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • Пощипывания,
  • Вибрация и д.р.
Оборудование Влажные салфетки Ватные диски Крем «ЛЮКС» фабрики Свободы Зонды - зондозаменители Ободки для волос Перчаткии напалечники Стерильные салфетки Наборы для ухода за полостью рта младенцев Смягчающий крем для губ и т.п.

Оборудование

  • Влажные салфетки
  • Ватные диски
  • Крем «ЛЮКС» фабрики Свободы
  • Зонды - зондозаменители
  • Ободки для волос
  • Перчаткии напалечники
  • Стерильные салфетки
  • Наборы для ухода за полостью рта младенцев
  • Смягчающий крем для губ и т.п.
аппараты Денас Д*арсенваль Вибромассажеры Элетон Физиокорректор По назначению невролога: ИЛГ, парафин, грязевые апликации, физиотерапия и др.

аппараты

  • Денас
  • Д*арсенваль
  • Вибромассажеры
  • Элетон
  • Физиокорректор
  • По назначению невролога: ИЛГ, парафин, грязевые апликации, физиотерапия и др.
Виды логопедического массажа Существует несколько видов логопедического массажа: классический массаж, массаж по биологически активным точкам (БАТ), зондовый массаж.

Виды логопедического массажа

  • Существует несколько видов логопедического массажа:
  • классический массаж,
  • массаж по биологически активным точкам (БАТ),
  • зондовый массаж.
Классический массаж Классический массаж проводится руками с использованием основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхне-грудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

Классический массаж

  • Классический массаж проводится руками с использованием основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
  • При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхне-грудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.
Массаж по биологически активным точкам (БАТ)' Биологически активные точки (БАТ) — это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. ' Массаж по биологически активным точкам проводит врач-рефлексотерапевт. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см,

Массаж по биологически активным точкам (БАТ)'

  • Биологически активные точки (БАТ) — это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона.
  • ' Массаж по биологически активным точкам проводит врач-рефлексотерапевт.
  • В области точки происходит
  • усиленное поглощение кислорода,
  • повышается температура,
  • снижается электрическое сопротивление,
  • сильнее инфракрасное излучение,
  • отмечается болезненность при пальпации.
  • Диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека.
  • Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см,
Зондовый массаж Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый массаж: Методики: Скляренко Э.И. 1996 г. Новиковой Е.В. 2000г.  Панченко И.И. 1970 г., который применяется при различных речевых нарушениях.

Зондовый массаж

  • Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый массаж:
  • Методики: Скляренко Э.И. 1996 г.
  • Новиковой Е.В. 2000г.
  • Панченко И.И. 1970 г., который применяется при различных речевых нарушениях.
Дизартрические зонды Скляренко Э.И.

Дизартрические зонды Скляренко Э.И.

12 специальных зондов

12 специальных зондов

САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ( Рис. В кн. Дьяковой е.) Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата  и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Развитие тонкой моторики и Пространственных представлений Ориентировка на собственном теле (схема тела)

САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ( Рис. В кн. Дьяковой е.)

  • Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
  • Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
  • Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата
  • и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
  • Развитие тонкой моторики и
  • Пространственных представлений
  • Ориентировка на собственном теле (схема тела)
Самомассаж мышц головы и шеи   «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке. (будут рис.Света)

Самомассаж мышц головы и шеи

  • «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
  • «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.
  • (будут рис.Света)

Самомассаж мышц лица

  • «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.(будут рис.Света)
  • «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
  • «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
  • «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  • «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
  • «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  • «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.
  • «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  • «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
  • «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
  • «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  • «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  • «Расческа». Поглаживание губ зубами. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  • Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
  • Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
  • «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  • «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.
  • «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
  • «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
  • «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  • «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
  • «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.
  • «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж мышц языка

  • Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
  • «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  • «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
  • «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  • «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
  • «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.(будут рис,Света)
Самомассаж ушных раковин   «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их вниз 4—5 раз. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать  их в таком положении 2—3 секунды. Исходя из вышесказанного и опыта работы можно сделать вывод: логопедический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа и аутогенной тренировки: способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.(будут рис.Света)

Самомассаж ушных раковин

  • «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  • «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их вниз 4—5 раз.
  • «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2—3 секунды.
  • Исходя из вышесказанного и опыта работы можно сделать вывод: логопедический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа и аутогенной тренировки: способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.(будут рис.Света)
Самомассаж ушных раковин

Самомассаж ушных раковин

ЛИТЕРАТУРА

  • 1.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии . М.: АСТ: Астрель; 2008.
  • 2.Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1987.
  • 3. Блыскина И.В. Логопедический массаж. — СПб., 2004.
  • 4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 1999.
  • 5 Васичкин В.И. Справочник по массажу. — Л.: Медицина, 1991.
  • 6. Вербов А.Ф. Лечебный массаж. — М.: Селена +, 1996.
  • 7. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
  • 8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.
  • 9. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яныпина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
  • 10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
  • 11. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб.: КОРОНА — Век, 2007.
  • 12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. — М.: ГНОМ и Д, 2007.
  • 13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1991.
  • 14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1992.
  • 15. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
  • 16. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Часть 3 — М.: ГНОМ и Д, 2004. 17. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Часть 4. — М.: ГНОМ и Д, 2006.
  • 18. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  • 19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989.

  • 21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи детей. — М.: Профессиональное образование, 1993.
  • 22. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. —М.: Творческий центр Сфера, 2006.
  • 23.Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Творческий центр Сфера, 2007.
  • 24. Шафеева А.А. Логопедический массаж Методическое пособие. – М.:Секачев,2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!