СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект "Логопедические тропинки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация - обобщение опыта для логопедов, повышающая эффективность коррекционной работы

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект "Логопедические тропинки"»

Государственное ДОШКОЛЬНОЕ образовательное учреждение Луганской Народной Республики «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБка» Проект        « ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ  ТРОПИНКИ»   Подготовила и провела учитель-логопед Сухорукова Е.А. 2020 2021гг.

Государственное ДОШКОЛЬНОЕ образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «ЗОЛОТАЯ РЫБка»

Проект

 

« ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

ТРОПИНКИ»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Сухорукова Е.А.

2020 2021гг.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.  Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. 

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.  Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.  Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. 

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.   

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

 

  Гипотезой проекта  выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

 Цель:   повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников . 

Цель:

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников . 

   Задачи:  Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в  процессе коррекции речи.   2. Развивать речевые и творческие способности детей.   3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.   4. Увеличить объем коррекционного воздействия,   5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.   6. Побуждать детей к совместной деятельности.   7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.   8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.     

Задачи:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в

процессе коррекции речи.  2. Развивать речевые и творческие способности детей.  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.  4. Увеличить объем коррекционного воздействия,  5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям,

приобщать детей к процессу активного познания.  6. Побуждать детей к совместной деятельности.  7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной

деятельности по коррекции речевых нарушений, широко

использовать родительский потенциал.  8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

 

   Тип проекта По продолжительности – долгосрочный. Время проведения проекта :  с 4 сентября 2020 года по 25 мая 2021 года. По составу участников проекта –подгрупповой. Участники :  дети зачисленные на логопедический пункт, их родители ,  учитель-логопед. По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.    

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

Время проведения проекта :

с 4 сентября 2020 года по 25 мая 2021 года.

По составу участников проекта –подгрупповой.

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт, их родители ,

учитель-логопед.

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

 

 

 Этапы и стратегия реализации проекта         Подготовительный этап  (информационно-аналитический).  Задачи:    1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.   2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.   3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).  4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 

Этапы и стратегия реализации проекта

 

  • Подготовительный этап

(информационно-аналитический). Задачи:

  1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 

 II . Основной этап реализации проекта (практический):            Задачи:  Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

II . Основной этап реализации проекта (практический): 

 

Задачи:

Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной

взросло-детской деятельности.

  План проведения мини проектов  : Название проекта Задачи «Послушный ветерок»    Сроки проведения • Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания.   • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания .  • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи   • Повышение компетенции воспитателей в данной области .  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.  Октябрь 2020г.

План проведения мини проектов

:

Название проекта

Задачи

«Послушный ветерок» 

Сроки проведения

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания.  • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания . • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи  • Повышение компетенции воспитателей в данной области . • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

Октябрь

2020г.

   Название проекта «Сказка о Веселом Язычке»    Задачи Сроки проведения Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов .  • Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области.  «Умные пальчики» Ноябрь Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.  Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии. Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ. Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду взрослого человека. 2020г. Декабрь-январь 2020-2021гг. :

Название проекта

«Сказка о Веселом Язычке» 

Задачи

Сроки проведения

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов . • Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области. 

«Умные пальчики»

Ноябрь

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду взрослого человека.

2020г.

Декабрь-январь

2020-2021гг.

:

   Название проекта «Рифмушки»     Задачи Сроки проведения Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову.  • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.   • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.   • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.  «Трудные звуки»     Февраль • Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека .  • Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков .  • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.   • Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области     2021г. Март 2021г. :

Название проекта

«Рифмушки»  

Задачи

Сроки проведения

  • Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову. • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.  • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. 

«Трудные звуки» 

Февраль

• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека . • Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков . • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.  • Повышение интереса родителей и компетенции воспитателей в данной области 

2021г.

Март

2021г.

:

   Название проекта Задачи  «Все по порядку»      Сроки проведения • Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.  • Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности.  • Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями (

Название проекта

Задачи

«Все по порядку»  

Сроки проведения

• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа. • Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности. • Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.). • Углубление знаний детей об окружающей среде.  • Улучшение коммуникативных навыков детей . • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу . • Повышение компетенции воспитателей в данной области .

Апрель-май

2021г.

:

III. Заключительный этап реализации проекта (итоговый) :   Задачи:   Анализ проектной деятельности и оценка результатов  эффективности применения  логопедических проектов в коррекцион-  ном процессе. 2. Презентация проекта «Логопедические  тропинки» для учителей-логопедов  г.Алчевска.      

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) Задачи:  

  • Анализ проектной деятельности и оценка результатов

эффективности применения

логопедических проектов в коррекцион-

ном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические

тропинки» для учителей-логопедов

г.Алчевска.

 

 

    Ожидаемый результат:      1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.   2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.   3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Ожидаемый результат:  

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

    Практическая значимость проекта   Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.   

Практическая значимость проекта  Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.   

  Список использованной литературы:    1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и  семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.   2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,  2010   3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005   4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного  учреждения. Арти. М., 2005   5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических  занятиях. -М. 2007.   6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для  детей с ОНР. М., 2012     

Список использованной литературы:  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

2010  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005  4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.  6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!