Практико-ориентированный проект по коррекции речи «Логопедические тропинки»,
направленный на повышение логопедической
компетенции родителей и воспитателей
Учитель-логопед: Денисова В.А.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Перед нами встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов для предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Логопедические тропинки». Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников, путем повышения логопедической компетенции родителей и педагогов. «Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, усвоение правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. И одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике, который представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя - логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: рост полноценного речевого развития дошкольников посредством повышения логопедической компетенции родителей и воспитателей группы.
Задачи проекта:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия.
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом, родителями и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ:
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта:
предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.)
Этапы и стратегия реализации проекта:
Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Срок реализации: первая половина сентября.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
Этап, срок реализации | Задачи | Содержание работы | Ответственные |
1.«Послушный ветерок» Вторая половина сентября- октябрь | -Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; -Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания; -Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; -Повышение компетенции родителей и воспитателей в данной области; -Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. | Работа с детьми: • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических практикумах, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. Работа с родителями: • Консультации и практикум для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика» • Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» • Мастер-класс с родителями по изготовлению специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; • Оформление выставки «Послушный ветерок» Работа с воспитателями: Тренинг «Вместе весело дышать» | Денисова В.А. |
2.«Дружные пальчики» Ноябрь-декабрь | -Систематизация знаний родителей и педагогов по развитию мелкой моторики; -Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр, игрушек; -Развитие тактильной чувствительности рук дошкольников; | Работа с детьми: •Развитие мелкой моторики рук у детей на логопедических практикумах, в ходе непосредственной образовательной деятельности. Работа с родителями: •Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»; • «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка); •Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка); •Мастер-класс для родителей «Ловкие пальчики» по изготовлению игр для развития мелкой моторики детей. Работа с воспитателями: Консультация «Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4-5 лет», «Самомассаж пальцев рук» Мастер-класс «Пластилинотерапия» | Денисова В. А. |
3.«Веселый язычок» Январь-первая половина мая | - Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; -Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата; -Повышение интереса родителей к коррекционному процессу; -Повышение компетенции воспитателей в данной области. | Работа с детьми: •Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки; •Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций сказки о Веселом язычке; Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке; Работа с родителями: • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»; •Памятки «Строение артикуляционного аппарата»; • Практические занятия «Выполнение основных артикуляционных упражнений»; • Совместные практикумы с родителями и детьми по выполнению артикуляционных упражнений; •Изготовление пособия для родителей «артикуляционные уклады звуков»; • Совместное с ребенком изготовление странички к сказке «О Веселом Язычке»; •Оформление коллективной книжки-самоделки «Сказка о веселом язычке» Работа с воспитателями: Консультация: «Зубочелюстные аномалии» | Денисова В.А. |
Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Презентация результатов работы проекта «Логопедические тропинки» для педагогов ДОУ.
Срок реализации: вторая половина мая 2019г.
Ожидаемый результат:
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Возможные трудности:
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.