СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Логопедические тропинки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Логопедические тропинки"»











Практико-ориентированный проект по коррекции речи «Логопедические тропинки»,
направленный на повышение логопедической
компетенции родителей и воспитателей




















Учитель-логопед: Денисова В.А.










Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Восточная мудрость)


Перед нами встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов для предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Логопедические тропинки». Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников, путем повышения логопедической компетенции родителей и педагогов. «Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, усвоение правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. И одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике, который представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя - логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.



Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: рост полноценного речевого развития дошкольников посредством повышения логопедической компетенции родителей и воспитателей группы.

Задачи проекта:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия.

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.



Ожидаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов:

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов:

- положительный психологический климат между логопедом, родителями и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;

Для ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Практическая значимость проекта:

предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.)

Этапы и стратегия реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (информационно-аналитический):

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Срок реализации: первая половина сентября.

Задачи:

1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей (логопедическое обследование детей).

3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.


II. Основной этап реализации проекта (практический):



Этап, срок реализации

Задачи

Содержание работы

Ответственные

1.«Послушный ветерок»


Вторая половина сентября- октябрь

-Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании;


-Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;


-Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;


-Повышение компетенции родителей и воспитателей в данной области;


-Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Работа с детьми:

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических практикумах, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.

Работа с родителями:

• Консультации и практикум для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика»

• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»

• Мастер-класс с родителями по изготовлению специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

• Оформление выставки «Послушный ветерок»

Работа с воспитателями:

Тренинг «Вместе весело дышать»

Денисова В.А.

2.«Дружные пальчики»


Ноябрь-декабрь

-Систематизация знаний родителей и педагогов по развитию мелкой моторики;


-Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр, игрушек;


-Развитие тактильной чувствительности рук дошкольников;

Работа с детьми:

•Развитие мелкой моторики рук у детей на логопедических практикумах, в ходе непосредственной образовательной деятельности.

Работа с родителями: •Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»;

• «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка); •Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка); •Мастер-класс для родителей «Ловкие пальчики» по изготовлению игр для развития мелкой моторики детей.

Работа с воспитателями:

Консультация «Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4-5 лет», «Самомассаж пальцев рук»

Мастер-класс «Пластилинотерапия»



Денисова В. А.

3.«Веселый язычок»


Январь-первая половина мая

- Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

-Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;

-Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

-Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми:

•Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;

•Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций сказки о Веселом язычке; Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке; Работа с родителями:

• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»; •Памятки «Строение артикуляционного аппарата»;

• Практические занятия «Выполнение основных артикуляционных упражнений»;

• Совместные практикумы с родителями и детьми по выполнению артикуляционных упражнений; •Изготовление пособия для родителей «артикуляционные уклады звуков»;

• Совместное с ребенком изготовление странички к сказке «О Веселом Язычке»;

•Оформление коллективной книжки-самоделки «Сказка о веселом язычке»

Работа с воспитателями:

Консультация: «Зубочелюстные аномалии»







Денисова В.А.



  1. Заключительный этап реализации проекта:

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация результатов работы проекта «Логопедические тропинки» для педагогов ДОУ.

Срок реализации: вторая половина мая 2019г.

Ожидаемый результат:

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;

• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Возможные трудности:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

  1. Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

  2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

  3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!