СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект по использованию дыхательных упражнений в системе логопедических занятий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлена разработка по использованию дыхательных упражнений в системе логопедического занятия

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект по использованию дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Логопедический проект ««Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий» 

Актуальность

Обучающиеся, зачисленные на группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеют различные речевые нарушения. И конечно же, у всех детей имеются нарушения звукопроизношения. Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.

У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ, часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);

— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);

— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.

Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Вид проекта – игровой.

Продолжительность проекта – долгосрочный, 1 год

По количеству участников – подгрупповой.

По характеру контактов — в контакте с семьей.

Участники   проекта – дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 летнего возраста; воспитатели старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; учитель-логопед; родители обучающихся.

Организация деятельности участников проекта – подгрупповая, индивидуальная

Место реализации – МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №162».

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие диафрагмального дыхания.

Задачи:

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.

  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.

  3. Развитие сильного плавного выдоха:

  • на материале гласных звуков,

  • на материале согласных звуков

  • на материале слогов, слов

  • на материале предложений и фраз.

  1. Формирование и закрепление диафрагмального дыхания

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе

  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

Организационный этап

1

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

сентябрь

2

Составление перспективного плана работы над дыханием.

октябрь

3

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

октябрь

Практический этап


Работа с детьми:


1

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

2

Выработка глубокого вдоха

ноябрь

3

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

декабрь

4

Развитие силы голоса и речевого дыхания

январь

5

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

февраль, март

6

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель, май


Работа с родителями:


1

Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»

ноябрь

2

Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»

декабрь

3

Индивидуальные консультации  для родителей

В течение года

4

Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания»

февраль


 Работа с педагогами группы


1

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»

ноябрь

2

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»

декабрь

Итоговый этап

1

Участие детей в весенних общесадовых утренниках

апрель, май

2

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

апрель



План реализации проекта

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

сентябрь

«Султанчик»


 «Перышко»

 «Шарик»

 октябрь

 «Подуй   на листочки»

«Ветерок»

«В лесу»

ноябрь

«Подуй на вертушку»

«Подуй   на   облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь

 

 «Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь

 

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль

«Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март

«Подуй на чай»

«Эхо»

«Чья птичка дальше улетит»

апрель

«Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май

 «Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»



Вывод

Целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями приводит к повышению уровня сформированности данной функции, что является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию правильного речевого дыхания необходимо начинать на подготовительном этапе работы по исправлению звукопроизношения, совместно с развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!