СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический проект по работе с семьей На тему: «Логопед, Ты и Я - вместе дружная семья»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями для учителя – логопеда одна из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект по работе с семьей На тему: «Логопед, Ты и Я - вместе дружная семья»»














Логопедический проект

по работе с семьей

На тему: «Логопед, Ты и Я - вместе дружная семья»












Руководитель проекта:

















Актуальность проекта:

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речевая система формируется в определённой закономерности, и если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, у детей возникают речевые патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Работа с родителями для учителя – логопеда одна из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика. От этого зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

   Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев  при своевременной  медико-логопедической помощи удается  создать все необходимые условия для полноценного  физического и психического развития ребенка. При этом  многими  отечественными и зарубежными специалистами  отмечается  в качестве одного из важнейших факторов, определяющих   конечный позитивный    эффект  коррекции,   участие родителей и их стиль поведения в  далеко не простой  жизненной ситуации. Очень важна эмоциональная поддержка детей, так как  данное нарушение  значительно ограничивает  возможности  общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».

  Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей. Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее воздействие не только на развитие речи, но и тормозит развитие всех высших психических функций, это как следствие приведет к торможению при подготовке к овладению грамотой.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:

  • Увеличением количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся в условиях общеобразовательного учреждения;

  • необходимостью участия родителей в коррекционно процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

В ходе коррекционно – образовательного процесса необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,

  • разъяснить в чем заключается необходимость взаимосвязи учителя – логопеда и родителей,

  • объяснить, почему так важно закреплять полученные результаты на занятиях с логопедом, в домашних условиях.

В связи с данной проблемой определены  объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект: коррекция речевых нарушений ребёнка в начальной школе.

Предмет: компетентность родителей в вопросах коррекции речевого развития детей.

Гипотеза исследования – процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если родители будут принимать активное участие в коррекционном процессе своего ребёнка.

Тип проекта:  долгосрочный (Январь – Май)

Участники проекта: учитель – логопед, учителя, обучающиеся с речевыми нарушениями, родители.

Проект предназначен:  для детей 7 – 9 лет.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития детей – логопатов.

Задачи:

  • определить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития;

  • установить контакт с членами семьи, и убедить в необходимости заниматься коррекционным процессом не только в рамках школы, но и в домашних условиях;

  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно – методическим уголком «Советы логопеда» ;

  • выработать и принять единые требования, относительно коррекционного процесса, предъявляемые к родителям и ребёнку.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.

  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда».

  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.





Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

  • положительная динамика речевого развития;

  • успешная социальная адаптация в школе и семье;

  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

  • Готовность и желание принимать участие в коррекции речевых нарушений, своего ребёнка ;

  • положительная оценка деятельности;

  • готовность и желание помогать логопеду;

  • использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.


  • Положительная динамика во взаимосвязи : «логопед – учитель»;

  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

  • удовлетворенность собственной деятельностью;

  • положительная динамика в развитии детей по развитию речи.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: Стратегия и механизм достижения поставленной цели.

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

  • Разбор правильного выполнения артикуляционных упражнений.

  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1).

Благодаря полученным данным мы можем проанализировать и выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 
2 этап — основной (практический).

Задача:

  • составить план педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки;

  • проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);

  • создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»;

Данная форма работы позволит нам привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, и поможет установить доверительные отношения между логопедом и родителями.
3 этап — заключительный (контрольно – диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность проведённой работы учителя – логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

  • Проанализировать эффективность коррекционно – образовательной работы с детьми проведённой в течении года.

  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей – логопедов, на педагогических собраниях.









Перспективный план реализации проекта



Сроки

Форма работы

Содержание работы

Ответственый

Подготовительный

этап


Январь




Анкетирование родителей


  • Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.


  • Подбор методического материала по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Мелкая моторика». «Дыхательная гимнастика»,
    Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку.



Учитель – логопед


Основной этап

Февраль


Семинар – практикум «Артикуляционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»


  • Консультация и рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Учитель – логопед


Март


Семинар – практикум
«Развитие мелкой моторики, как один из методов развития речи»

  • Беседа не тему взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

  • Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.

Учитель – логопед


Апрель


Мастер – класс
«Звуки речи »

Анкетирование родителей

  • Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей.

  • Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.


Учитель – логопед



Май


Логопедическая диагностика детей

Подведение итогов проекта


  • Выявление уровня речевого развития детей;

  • Таблица результатов проекта.

Учитель – логопед



Подведение итогов

Проект позволил реализовать поставленные задачи и цели. В результате проектной деятельности у родителей повысился уровень компетентности в вопросах речевого развития, в том числе и в вопросах преодоления речевых нарушений. Благодаря данному проекту, они познакомились с правильностью выполнения определённых упражнений, которые необходимы, при коррекции речевых нарушений. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса, направленного на преодоление речевых нарушений детей.

Диаграмма результатов анкетирования на начало учебного года :

В анкетировании участвовали 12 родителей. Анкетирование показало следующие результаты:

2 человека – имеют высокий уровень компетентности в вопросах речевого развития;

4 человека – имеют средний уровень компетентности в вопросах речевого развития;

6 человек – имеют низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития.









Диаграмма результатов анкетирования на конец учебного года :

В анкетировании участвовали 12 родителей. Анкетирование показало следующие результаты:

7 человека – имеют высокий уровень компетентности в вопросах речевого развития;

5 человека – имеют средний уровень компетентности в вопросах речевого развития;

0 человек – имеют низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития.




Приложение № 1


Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? ___________________________________________________________________________

4. Хотели бы Вы ознакомиться с приёмами направленными на развитие речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Важно ли для Вас, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

6. Исправляете ли Вы в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

7. Хотели бы Вы научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

8. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в образовательном учреждении? __________________________________________________________________________

9. Посещаете ли Вы групповые мероприятия в детском саду?_______________________________________

10. Как вы считаете необходима ли совместная работа логопеда и родителей?___________________

Список используемой литературы:


1. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.

2. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

3. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для школьников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 80 c.

4. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.

5. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е.В. Кузьмина. - М.: Сфера, 2009. - 64 c.

6. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

7. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

8. https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimosvjaz-logopeda-i-roditelei.html

9. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/11/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-vzaimodeystvie-logopeda

10. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovremennie_priemi_vzaimodejstviya_uchitelyalogopeda_133522.html