Логопедический проект
по работе с семьей
На тему: «Логопед, Ты и Я - вместе дружная семья»
Руководитель проекта:
Актуальность проекта:
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речевая система формируется в определённой закономерности, и если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, у детей возникают речевые патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Работа с родителями для учителя – логопеда одна из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика. От этого зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Очень важна эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей. Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.
Дефекты речи оказывают тормозящее воздействие не только на развитие речи, но и тормозит развитие всех высших психических функций, это как следствие приведет к торможению при подготовке к овладению грамотой.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:
Увеличением количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся в условиях общеобразовательного учреждения;
необходимостью участия родителей в коррекционно процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
В ходе коррекционно – образовательного процесса необходимо:
помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
разъяснить в чем заключается необходимость взаимосвязи учителя – логопеда и родителей,
объяснить, почему так важно закреплять полученные результаты на занятиях с логопедом, в домашних условиях.
В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект: коррекция речевых нарушений ребёнка в начальной школе.
Предмет: компетентность родителей в вопросах коррекции речевого развития детей.
Гипотеза исследования – процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если родители будут принимать активное участие в коррекционном процессе своего ребёнка.
Тип проекта: долгосрочный (Январь – Май)
Участники проекта: учитель – логопед, учителя, обучающиеся с речевыми нарушениями, родители.
Проект предназначен: для детей 7 – 9 лет.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития детей – логопатов.
Задачи:
определить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития;
установить контакт с членами семьи, и убедить в необходимости заниматься коррекционным процессом не только в рамках школы, но и в домашних условиях;
заинтересовать родителей, пользоваться информационно – методическим уголком «Советы логопеда» ;
выработать и принять единые требования, относительно коррекционного процесса, предъявляемые к родителям и ребёнку.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.
Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда».
Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов |
положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в школе и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку. | Готовность и желание принимать участие в коррекции речевых нарушений, своего ребёнка ; положительная оценка деятельности; готовность и желание помогать логопеду; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях. | Положительная динамика во взаимосвязи : «логопед – учитель»; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; положительная динамика в развитии детей по развитию речи. |
Практическая значимость заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: Стратегия и механизм достижения поставленной цели.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
Разбор правильного выполнения артикуляционных упражнений.
Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1).
Благодаря полученным данным мы можем проанализировать и выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задача:
составить план педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки;
проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»;
Данная форма работы позволит нам привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, и поможет установить доверительные отношения между логопедом и родителями.
3 этап — заключительный (контрольно – диагностический).
Задачи:
Проанализировать эффективность проведённой работы учителя – логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционно – образовательной работы с детьми проведённой в течении года.
Транслировать опыт работы по данной теме для учителей – логопедов, на педагогических собраниях.
Перспективный план реализации проекта
№ | Сроки | Форма работы | Содержание работы | Ответственый |
Подготовительный этап | Январь | Анкетирование родителей | Подбор методического материала по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Мелкая моторика». «Дыхательная гимнастика», Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку. | Учитель – логопед |
Основной этап | Февраль | Семинар – практикум «Артикуляционные упражнения для развития мышц речевого аппарата» | | Учитель – логопед |
Март | Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики, как один из методов развития речи» | Беседа не тему взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук; Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. | Учитель – логопед |
Апрель | Мастер – класс «Звуки речи » Анкетирование родителей | | Учитель – логопед |
Май | Логопедическая диагностика детей Подведение итогов проекта | Выявление уровня речевого развития детей; Таблица результатов проекта. | Учитель – логопед |
Подведение итогов
Проект позволил реализовать поставленные задачи и цели. В результате проектной деятельности у родителей повысился уровень компетентности в вопросах речевого развития, в том числе и в вопросах преодоления речевых нарушений. Благодаря данному проекту, они познакомились с правильностью выполнения определённых упражнений, которые необходимы, при коррекции речевых нарушений. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса, направленного на преодоление речевых нарушений детей.
Диаграмма результатов анкетирования на начало учебного года :
В анкетировании участвовали 12 родителей. Анкетирование показало следующие результаты:
2 человека – имеют высокий уровень компетентности в вопросах речевого развития;
4 человека – имеют средний уровень компетентности в вопросах речевого развития;
6 человек – имеют низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития.
Диаграмма результатов анкетирования на конец учебного года :
В анкетировании участвовали 12 родителей. Анкетирование показало следующие результаты:
7 человека – имеют высокий уровень компетентности в вопросах речевого развития;
5 человека – имеют средний уровень компетентности в вопросах речевого развития;
0 человек – имеют низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития.
Приложение № 1
Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»
1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
2. Дата рождения________________________________________________________________
Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? ___________________________________________________________________________
4. Хотели бы Вы ознакомиться с приёмами направленными на развитие речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________
5. Важно ли для Вас, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________
6. Исправляете ли Вы в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________
7. Хотели бы Вы научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________
8. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в образовательном учреждении? __________________________________________________________________________
9. Посещаете ли Вы групповые мероприятия в детском саду?_______________________________________
10. Как вы считаете необходима ли совместная работа логопеда и родителей?___________________
Список используемой литературы:
1. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
2. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
3. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для школьников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 80 c.
4. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.
5. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е.В. Кузьмина. - М.: Сфера, 2009. - 64 c.
6. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
7. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
8. https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimosvjaz-logopeda-i-roditelei.html
9. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/11/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-vzaimodeystvie-logopeda
10. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovremennie_priemi_vzaimodejstviya_uchitelyalogopeda_133522.html