СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический самомассаж мышц лица, губ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический самомассаж мышц лица, губ.»

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Основные приемы массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

- Для снижения тонуса мышц– основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе. 

- Для активизации работы мышц – основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Требования к выполнению упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.

  3. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.

Методика проведения:

  1. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.

  2. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).

  3. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 мин.

  4. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4-6 раз.

  5. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную - для расслабления).



Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).

Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.


Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомасаж мышц лица

 1.

             


    
Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук 
на области головы, на лбу, 
соединить пальцы в корзиночку, и затем погладить ладонями по лбу, волосам,опускаясь вниз через уши и 
боковые поверхности шеи к плечам.

2.

 

Умываюсь я  всегда,

Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны, к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

3.

 

И поглажу лоб,

Чтоб он хмуриться не мог.

Поглаживание лба от центра к вискам.

4.

 

 

Как погладить лобик  нам

Не сдвигая кожу там.

 

 

Круговые растирание от середины 
лба к вискам.

5.

 

Постучали пальчики,
 Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание
   кончиками пальцев по лбу.

6.

Мы по складочкам пройдем,

Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание  пальцами по трем лицевым 
           линиям.

7.

Щечки крепко разомнем –

Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек, 
начиная от жевательных мышц к 
уголкам рта.

8.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным 
    и большим пальцами.

9.

Пожалею щёки я,

Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

10.

Язык рисует большие круги,

а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней 
     стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи 
     прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов
       в одну и другую стороны.

11.

Погладим сверху вниз,

сверху вниз – это мой  такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать 
от  скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная 
от  жевательных мышц.

12.

Самовар пыхтит:

«Пых-пых!» -
     Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки, 
     удержать воздух 2-3 секунды и 
     выпустить через губы, произнося: «Пых!»



Самомассаж губ

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия

1.

Чтоб расслабилась губа –
 Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами 
от середины верхней губы к углам
рта, чтобы активизировать и 
от углов рта к середине, 
чтобы расслабить.

2.

В уголках  я рта кручу –
Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта

3.

Да-да-да есть у деда борода.

Ду – ду – ду – расчешу я бороду.

Да – да – да – надоела борода.

Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины 
подбородка к ушам. Затем растирать,
далее разминать круговыми движениями, 
потом легко пощипать. Закончить легким
поглаживанием.

4.


С губами я играю,

то найду, то потеряю.

 

Всасывать верхнюю и нижнюю губы 
попеременно. Внутри языком облизывать
 губы.

5.

Зажму я верхнюю
и нижнюю   губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и 
нижнюю губы, двигать ими вправо-влево,
вверх-вниз.

6.


Побегу по лесенке 
и спою я песенку.

Указательным и средним пальцем
перебирать по губам, движением 
сверху вниз

7.


Зубы как расческа,
      гладят губы ловко.


Поглаживать губ зубами.

8.


У индейцев клич  такой,

Постучи вот так  рукой.

Длительно говорить «а» и 
похлопывать по рту ладонью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!