СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в школе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация статьи "Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в школе.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в сельской школе.»



Епифанова Лариса Павловна - учитель-логопед

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Причулымская средняя школа»

Ачинский район, Красноярский край

elp68.68@mail.ru


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЕ.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, познавательная деятельность, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Аннотация: В статье рассматривается организация эффективной логопедической деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, исходя из особенностей нарушения.

L.P. Epifanova

LOGOPEDIC SUPPORT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN SCHOOL.

Intellectual disturbance, cognitive activity, analysis, synthesis, comparison, abstraction, generalization.

The article deals with the organization of effective speech therapy activities with students with disabilities, based on the characteristics of the violation.


Одной из главных задач реализации «Современной модели образования на период до 2020 года» является создание безбарьерной среды, что позволит детям с ограничением в здоровье получить качественное образование в общеобразовательном учреждении. Успешное движение ребенка с нарушением интеллекта по «вертикали инклюзии», прохождение всех ее этапов подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных учебных курсов для специалистов, педагогов, направленных на развитие их взаимодействия. Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Организация эффективной деятельности специалистов нашей школы с соответствующими выделенными задачами, направлена на реализацию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, исходя из особенностей нарушения. Одной из таких важных потребностей для учащихся с нарушением интеллекта является логопедическое сопровождение.

Можно выделить следующие аспекты логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта. Особенностью логопедической работы с детьми этой группы является то, что первично нарушена высшая нервная деятельность ребенка, поэтому психопатологические особенности, прежде всего, ведут к снижению уровня аналитико-синтетической деятельности, особенностям речевого развития и структуре речевого дефекта.

В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы я направляю на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

Так, на моих занятиях по устранению нарушений звукопроизношения, большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие; например, уточняется, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других — нет.

В процессе дифференциации звуков провожу необходимую работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваем слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Использую на логопедических занятиях сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.

С учетом характера нарушений речи логопедическая работа для детей с нарушением интеллекта должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии для учащихся с нарушением интеллекта ставлю задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, а также работа над дикцией.

В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий осуществляю по следующим этапам.

1 этап заключается в материализации действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Учащиеся, выделяя звуки из слова, выкладывают фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.

2 этап-выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.

3 этап- выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе осуществляется дифференциация звуков без материальных и речевых опор, по представлению.

В логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

Особенностями логопедической работы с данной категорией детей являются максимальное включение анализатора, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.

В процессе логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта использую схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезную азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно мелкой ручной моторики ребенка с нарушением интеллекта. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включаю упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой предметов письма, чтения, развития речи, русского языка. В процессе логопедической работы осуществляю коррекцию нарушений речи, закрепляю правильные речевые навыки, формирую практический уровень усвоения языка.

Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

Характерной для логопедической работы с данной категорией детей является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки у детей с нарушением интеллекта исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.).

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, провожу частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью логопедической работы с данной категорией детей является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем — на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения у детей с нарушением интеллекта.

При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим необходимые инструкции излагаю ребёнку с нарушением интеллекта конкретно, в доступной форме.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков
детьми с нарушением интеллекта необходим определённый, не очень быстрый темп.

Следует поддерживать у ребёнка с нарушением интеллекта интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

В связи с тем, что нарушение речи у данной категории детей носят стойкий характер, логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в норме.

Необходимо учитывать, насколько трудны учащимся с нарушением интеллекта звуки для произношения и различения.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов
у детей с нарушением интеллекта обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, психолога, дефектолога, учителя, родителей.

Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей данной категории.

Не вызывает сомнений значимость специальных занятий по исправлению недостатков речи учащихся с нарушением интеллекта в общей системе коррекционно-учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

В нашей школе логопедическое сопровождение получают все нуждающиеся учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Для восполнения пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом, развитию познавательной деятельности составлены адаптированные рабочие программы, подобранны пособия, практический материал.

Для работы с детьми с нарушением интеллекта использую методическую литературу:

А.В. Ястребова , Т.П. Бессонова « Обучаем читать и писать без ошибок».

Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма»

Л.П. Уфимцева, А.А. Самодурова « Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта».

Т.А. Ткачева « Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями».

Б.П. Брунов, В.И. Петроченко « Игра как средство обучения, воспитания и коррекции».

С.Е. Большакова « Формирование мелкой моторики рук» Игры и упражнения.

Л.В. Зубарева « Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников». Задания и упражнения.

Н.Г. Метельская « 100 физкультминуток на логопедических занятиях».







Список использованной литературы:

1. Волкова Л.С. «Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности».

2. Беляева О.Л.,Брюховских Л.А., Дмитриева О.А., Козырева О.А., Сырвачева Л.А. «Инклюзивное образование: новые возможности и опыт».

3.Уфимцева Л.П. « Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!